Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня мы с вами снова продолжаем разговор о том, что Господь разными путями призывает к Себе людей, готовых по душевному складу и духовным потребностям воспринять слово Божие. Божественное величие в равной степени распространяется на все человечество, независимо от национальности или места проживания. Только одни хотят познать и слушать Бога, а другие — не хотят, тешат себя иллюзиями о том, что Творца не существует, а все вокруг создано природой, или придумывают для себя каких-либо ложных богов, или боготворят людей, превращая их в кумиров. Между тем Апостольское чтение, услышанное нами сегодня (см. Деян.10:44-11, 10), ясно свидетельствует о том, что воля Божия не всегда согласуется с общественным мнением.
Нам был преподан пример, которого более не найдешь во всей человеческой истории. Автор Деяний святых апостолов пишет о том, как Дух Святой сошел на людей, готовых стать христианами, еще до момента их крещения. Мы слышали о том, что когда апостол Петр произносил перед сотником Корнилием и его домом свою знаменитую проповедь: ..Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников. Вот какое удивительное событие здесь описано! Безусловно, оно имеет очень важное значение для осознания Промысла Божия. Не случайно Вседержитель выделил этих язычников особой благодатью, которая даже верным чадам давалась лишь в Святом Таинстве. Здесь же, как видим, пока никакого крещения не было, звучало лишь одухотворенное слово Божие, столь благодатно сеемое на почву ждущих его сердец. Дух Святой излился для того, чтобы придать происходящему факт непререкаемости. Можно было спорить с апостолом Петром, упрекать его в недостойном общении с язычниками, осуждать необрезанных. Но с Богом не поспоришь! А сошествие Святого Духа на этих людей было, как говорится, налицо: …ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.
Очень хорошо по этому поводу сказал святитель Иоанн Златоуст: «Посмотри на Домостроительство Божие. Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось… но так как они приняли начало учения и уверовали, то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками. Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это».
Действительно, христиане из иудеев считали, что язычники могут быть приняты в Церковь Христову не сразу, а совершив все культовые ветхозаветные обряды, в том числе обрезание. Но Бог сошествием Святого Духа на язычников еще до их крещения ясно показал, что никаких преград к принятию веры не существует, а обрядность, ритуалы и различные внешние установления второстепенны, а во Христе — уже вовсе не обязательны. А потому Господь совершает крещение язычников такими, какие они есть, при условии чистого, искреннего сердца и смиренной души, готовой воспринять слово истины. И потому апостол Петр решительно вопрошает: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? Вопрос верного ученика Христова адресован не только к спутникам его, христианам, но и ко всем иудеям, с пренебрежением относившимся к язычникам, не считавшим их за избранных Богом людей. Со стороны апостола Петра это был очень смелый шаг, но, видя готовность Корнилия и всего его дома стать христианами, достойно и правильно прославлять Бога, он велел им креститься во имя Иисуса Христа. Так была основана еще одна христианская община, в которой апостол Петр, по просьбе новоначальных, пребывал еще несколько дней, укрепляя их в вере, проповедуя Святое Евангелие.
Как сложилась дальнейшая жизнь сотника Корнилия, первого из язычников принявшего христианство? В Деяниях святых апостолов об этом больше ничего не сказано. Но из Священного Предания известно, что впоследствии он стал епископом Кесарии, нес слово Божие в разные страны, благовествовал, проповедовал и сподобился мученической смертью засвидетельствовать свою верность Господу нашему Иисусу Христу.
Но как же восприняли крещение язычников в Иерусалиме? Апостол Лука пишет: Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними,. Посмотрите, какая удивительная реакция христиан из иудеев! Они упрекают апостола Петра не за его проповедь среди язычников, и даже не за само совершенное над ними крещение, а лишь за то, что он ходил к людям необрезанным и ел с ними. Могли ли христиане, ученики Иисуса Христа возражать против проповеди слова Божия, если Сам Господь когда-то повелевал им: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. (Мф.28:19)? Значит, именно Спаситель заповедовал благожелательно относиться ко всем народам, просвещать людей вне зависимости от национальности. Этого повеления никто из первых христиан не мог забыть. Однако даже среди них, верных последователей, было в то время немало особенных ревнителей древнего закона, а также обычаев, которые, в общем-то, даже не Моисеем были установлены, а последующими вождями иудейскими. Следуя этим традициям, некоторые христиане из иудеев впадали в крайность и требовали обязательности усвоения новоначальными всей иудейской веры, включая древние обычаи и обрезание. Вот против этой крайности решительно выступил апостол Петр, рассказав, как Сам Бог чудесным видением вразумил его в этом сложном вопросе Своим Божественным гласом: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В услышанном нами сегодня Апостольском чтении содержатся очень важные мысли. Корнилий вместе со своим домом и друзьями был тут же крещен во имя Господа Иисуса Христа. При этом не только апостол Петр, но и вся Церковь Христова принимали на себя ответственность за новых членов. И сегодня не только священник, совершающий Таинство Святого Крещения, а христианская Церковь от имени Господа отвечает теперь за призванных к служению Богу людей. Мы мало об этом задумываемся. Но ведь через крещение не только уничтожаются все грехи, но и возрождается, преобразовывается, открывается для правды Божией человек, которому возвращается праведность, невинность и безгрешность, первозданная чистота. Недаром святитель Димитрий Ростовский пишет: «Тайна крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия». А святитель Григорий Богослов утверждает: «Через крещение… образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается».
В сегодняшнем Апостольском чтении большое значение имеет и то, что новые члены Церкви Христовой просили апостола Петра побыть у них еще несколько дней. Это говорит нам о том, что Таинство Крещения есть только начало жизни христианской. Последователи Господа должны стремиться более глубоко и полно познать Бога. Божественные тайны открываются нам настолько, насколько мы можем и духовно готовы их принять. И потому процесс Богопознания бесконечен, а Боговедение, которым мы в нынешнем состоянии обладаем, не предел, а лишь малая толика того, что способны вместить наш разум и запечатлеть душа. Потому что невозможно в полной мере постичь весь Промысл Божий и величие Его благости. Святитель Иоанн Златоуст резонно замечает: «Не измеряй силы Божией по своим соображениям слабого человека. Не думай, что Бог может сделать только то, что ты можешь представить.»
Ни одна мать не даст грудному ребенку, питающемуся молоком, хлеб или мясо, зная, что его организм пока не может вкушать эту пищу. Точно так же и Отец наш Небесный, любви ради и заботы о нашем благе, никогда не обрушит на нас высшую премудрость, которую мы не способны уразуметь. Говоря о Богопознании, надо всегда помнить и понимать собственную немощь и невежество перед Божественной истиной. Ведь тот, кто утверждает, что познал Бога, есть безумец с гордым воображением. Хотя правдой является и то, что Создатель открывается нам потому, что хочет быть познанным нами. Но, по словам святителя Тихона Задонского, «чтобы познать Бога, нужно откровение свыше». Потому что, как далее сказано тем же святителем, «слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем». Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: …никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф.11:27).
Святой псалмопевец Давид молит Всевышнего: Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс.118:18). Что же нужно для того, чтобы Создатель отверз нам духовные очи? Чистота сердечная, смирение, терпение, вера и принимающая Бога душа. Святитель Василий Великий пишет: «Не ты познал Бога через праведность, но Бог познал тебя по благости». Научимся же непрестанно познавать Господа через слово Божие и исполнение Божественных заповедей, через покаяние в совершённых грехах и истинную христианскую любовь, видя над всем происходящим Божественное провидение, взывая всем сердцем словами Святого Евангелия: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф.11:25-26).
Апостол Лука в Деяниях святых апостолов дважды почти полностью повторяет историю сотника Корнилия и апостола Петра, которому Бог открыл Свою высшую премудрость. В этом заключен глубокий смысл. Ведь христианству того времени угрожала реальная опасность стать лишь разновидностью иудаизма. Как мы знаем, первые христиане были иудеями, строго придерживающимися древних обычаев и традиций. Они считали себя избранным народом и искренне думали, что Бог предназначил как Ветхий, так и Новый Завет исключительно для них, а не для язычников, не для прочих народов. Но как мы слышали сегодня в Апостольском чтении, чудесным образом Петру была открыта непреложная истина, вняв которой апостол пришел по приглашению сотника Корнилия и крестил язычников. А это уже явилось историческим событием, значительной вехой в развитии Церкви Христовой, в которой утверждалась благословенная мысль о том, что Господь наш Иисус Христос — Бог всех людей и принадлежит всему миру. Всякие попытки монополизировать христианство, предпринимаемые различными сектами уже в наши дни, ведут к краху, потому что не имеют будущего.
Мы, христиане, усыновляемся Богу Таинством Святого Крещения, вступаем в теснейшее единство с Сыном Божиим в Таинстве Святого Причащения, возвращаем себе милость Господа и прощение грехов в Таинстве Святого покаяния. Мы, христиане, живем Спасителем нашим, и Спаситель наш Иисус Христос живет в очищенных, преисполненных веры, православных душах. Научимся же беречь то, что имеем! Уподобимся Христу, ибо некогда Он уподобился нам. Ведь каждое слово, произнесенное Господом, и каждое дело, Им сотворенное, — пример величайшей добродетели и образец высочайшего благочестия. Будем же, по словам святителя Григория Богослова, «следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному». Аминь.
Христос воскресе!