Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)

Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Евр.10:32–38) разъясняет, как должно всем христианам жить праведною верой, в основе которой лежит сохранение надежды и терпение. Апостол Павел обращается с похвалою к тем, кого не сломили трудности и разного рода испытания: Вспомните прежние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий.

О каком подвиге идет речь? Было время, когда люди, к которым обращено послание апостола Павла, выступали против него и даже гнали благовестника Христова. Но, просветившись истинной верой и познав Господа нашего Иисуса Христа, они не только стали христианами, но и приняли немало мучений. Им тоже пришлось быть гонимыми и презираемыми обществом, испытать расхищение имущества и другие тяжкие беды. Но христиане из евреев мужественно и стойко выдержали все испытания, действительно претерпев подвиг страданий. Вот об этом напоминал им апостол Павел. Напоминал не случайно, потому что теперь они стояли пред опасностью колебания и отступления от веры Христовой. Послание к евреям призвано было поднять дух христиан, побудить к сохранению верности и терпения, столь необходимых им в тот тягостный момент. Любое дело требует продолжения, а вера – постоянного духовного совершенствования. Ведь даже железо, не находя себе применения, ржавеет; ум человеческий от безделья чахнет. Тем паче вера. Вера, не имея достаточного подкрепления молитвенным трудом, постом и делами милосердия, неизменно слабеет. Об этом хочет предупредить христиан верный последователь Господа нашего Иисуса Христа, первоверховный апостол Павел.

Святитель Иоанн Златоуст так комментирует его слова: «Много значит увещание от дел. Тому, кто начал дело, следует продолжать, чтобы иметь успех. Он как бы так говорит: когда вы еще вступали, когда были только учениками и показали такое усердие, такое мужество; а теперь – тем более. Кто предлагает подобное увещание, тот весьма сильно действует собственным их примером. И смотри: не просто сказал: подвиг выдержали, но с прибавлением – великий. И не сказал: искушения, но – подвиг; это выражение означает одобрение и величайшую похвалу».

Очень часто жизнь показывает, что людям легче выстоять в пору испытаний, чем в благополучные дни процветания. А разве с нами не так бывает?

Разве Бог не становится для нас ближе, роднее, незабвеннее, когда с нами что-то случается, когда мы ищем у Отца Небесного помощи и защиты? В пору же спокойную, размеренную, не всегда есть время и в храм Божий сходить, исповедоваться во грехах, причаститься Святых Таин Христовых. Так было и с учениками апостола Павла. Когда они были сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, все-таки находили в себе силы, принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии. Преисполненные истинной верой, они радовались расхищению их имений, зная, что на небесах их ждет имущество лучшее и непреходящее. Вот и теперь апостол Павел призывает первых христиан и всех нас, братья и сестры, верить в то, что все трудности, переживаемые ради Христа, будут отмечены Богом и награждены в блаженной вечности: Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Вот почему слова апостола Павла о том, чтобы хранить ревность по Богу в любую пору, имеют значение не только для христиан того времени, но и для каждого из нас. Если бы мы стремились к этому всегда и проявляли себя исключительно с лучшей стороны, были чистыми, добрыми, отзывчивыми и честными, то весь мир стал бы иной, да и сама жизнь значительно изменилась. Но, к сожалению, пока все совсем не так. Враг рода человеческого постоянно искушает нас, а мы малодушничаем, грешим, раболепствуем страстям и порокам.

Но как же сохранить, уберечь в себе всю полноту веры, как не увлечься соблазнами мира сего? Ответ прост: надо видеть цель своей христианской жизни. Все мы хотим достичь Царства Небесного, обрести спасение. Но осуществить эту заветную мечту можно, только имея в душе сильную веру и упование на милость Всещедрого Бога. Можно привести такую аналогию: если человек стремится к спортивному рекорду, он будет много тренироваться, соблюдать режим, увеличивать нагрузки, и все это в предвосхищении конечного результата – желанной победы. А нам, христианам, предстоит гораздо более высокая и светлая победа. Почему же мы не стремимся к ней всей душой? Почему заполняем наше земное бытие бесконечной суетой и многопопечительностью? Почему для главного – для спасения души – оставляем недостаточно времени?! Если мы действительно стремимся достигнуть Царства Небесного, нам тоже требуется приложить усилия, жить по заповедям Божиим. Как и еврейским христианам, к которым обращался апостол Павел, всем нам нужны терпение и стойкость. Именно эти качества помогают сохранить веру и не поддаваться искушениям. Апостол пишет: Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Терпение же нужно во исполнение воли Божией.

Очень важно помнить о грядущем конце, чтобы быть готовым достойно предстать пред очами Грозного Судии. Недаром апостол вспоминает слова ветхозаветного пророка: Праведный верою жив будет; а кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Авв.2:4). Он подчеркивает: если христиане сохранят верность и будут тверды в вере, Бог поможет им. Тот же, кто уклонится в сторону, смалодушничает, тот значительно отдалится от Господа, скорбящего обо всех, опять предающих Его своими грехами на крестные страдания.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! На протяжении всей нашей жизни не должно допускать в душе своей колебаний или сомнений. Апостол Павел призывает последователей Христа поступать разумно, праведно, должным образом, чтобы быть достойными называться христианами, носить в сердце и душе имя Господа. Ведь только тот, кто выстоит до конца, будет спасен. А наша земная жизнь есть не что иное, как следование за Господом и Спасом нашим Иисусом. Каждый день, каждый час, каждое мгновенье нашей жизни мы находимся в пути, идем ко Христу. И никто из нас, братья и сестры, не должен потерять дорогу, остановиться на полпути или свернуть в сторону.

В святые дни Великого поста необходимо держать в уме образ Страдающего Спасителя, распятого за грехи наши. Четыредесятница есть воплощение нашей временной, трудной, наполненной разно образными коллизиями жизни, исполненной трудов, печалей, скорбей и болезней. Всем ищущим Царства Небесного по любви Своей Господь вначале посылает крест страданий и только потом полноту радости. Надо только научиться за всем происходящим видеть Бога. Вот и в Великий пост мы претерпеваем крест воздержания, молитвенных трудов, духовных подвигов, лишаем себя мирских утех, привычных развлечений, ограничиваем желания, исключаем наслаждения, дабы, достойно пройдя поприще воздержания и говения, познать всю сладость неизреченной пасхальной радости, последующей в преславное Христово Воскресение.

Для чего нам нужны испытания? Только лишь для одной очень важной цели. Чтобы мы, смиренно и терпеливо перенося все трудности, сподобились вкусить вечную Пасху на небесах во славе и процветании Царствия Христова. Научиться же христианскому терпению можно лишь у подножия креста. Памятуя о страданиях Господних.

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Создатель (Откр.2:10). Чем усерднее мы служим Богу, тем больше получаем пользы, необходимой для нас самих. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если Бог, Сотворивший нас в начале, без всякого с нашей стороны доброго дела, тотчас же даровал нам столько благ, то чего не дарует Он потерпевшим за Него и понесшим труды и подвиги?»

Подвизаясь Великим постом в молитвенных подвигах, воздержании, бдении, совершении дел милосердия, не будем думать, что тем самым мы угождаем Богу. Да, Творцу угодны понесенные нами труды. Но, стремясь осуществить их, мы прежде всего обретаем спасение и подаем благодатный пример другим людям. Преподобный Исаак Сирин поучает: «Потерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего». Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх