Проповеди на праздники:

Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров

Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В один из самых знаменательных моментов Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в благодатное время Великого поста, отворяются Царские врата и священнослужитель, появляясь с кадильницей и свечой в руке, крестообразно знаменует всех предстоящих в храме Господнем, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» И все мы, трепетно и сердечно внимающие этому благословенному гласу, падаем ниц в земном поклоне. Ведь то, что происходит в храме в это мгновение, символизирует особую Божественную благодать.

Отверзаются Царские врата – открывается пред нами само Царство Небесное. А священник, подобно чистому Ангелу, является к нам с благословенными дарами Божиими. Кадильница и свеча в его руке знаменуют всю полноту милости Духа Святого, духовно преображающего и наполняющего небесными щедротами каждого истинно верующего человека. Так как же можно без трепета и благоговения встречать столь радостные знамения Божественной благодати?!

Мы не просто делаем земной поклон, мы склоняем головы в стремлении полностью подчинить свою волю Промыслу Божиему, посвятить всю жизнь свою Господу, отныне строить бытие наше не по естественным устремлениям плоти, а по духу, пребывающему в нас, по заповедям Божиим. Земным поклоном, совершаемым пред Самим Господом, в храме Предстоящим, мы выражаем наше величайшее смирение и готовность послужить Богу, потому что для христианина нет и не может быть более желанной надежды и мечты, чем действительно просветиться всепобеждающим и животворящим светом Христовым.

Если этот свет озарит нашу душу, то все земное, временное, суетное потеряет для нас всякое значение, потому что мы познаем настоящее просвещение и откроем Господу все свое существо, всю свою любовь, становясь не просто верующими, но светоносными, несущими свет Христов другим людям. Да уподобимся, братья и сестры, в духовной жизни нашей тем верным последователям Христа, о которых апостол Павел писал, что они яко светила в мире (Фил.2:15).

Но что же требуется для того, чтобы испытать на себе эту Божественную благодать? Ведь слова Церкви Христовой обращены сегодня к каждому стоящему в храме, без исключения. Почему же далеко не все могут принять на себя это благословенное просвещение?! Для того чтобы понять это, давайте вникнем в смысл и значение слов, произносимых священнослужителем.

«Свет Христов просвещает всех!» – звучит в стенах храма во время Великого поста. И это значит, что в нас самих пока недостаточно света истины, что сами мы, признаемся в этом честно, не являемся подлинными носителями света Христова, иначе просто не было бы необходимости нас просвещать. Апостол Павел сравнивал человека, не знающего Святого Евангелия, с тьмой. Причем это относится и к людям, с мирской точки зрения весьма образованным, постигшим разные науки, владеющим многообразными знаниями. Но если в них нет главного, если они не исповедуют Господа нашего Иисуса Христа, то все прочие познания лишь отвлекают от действительно единственно необходимого для каждого человека – познания собственной души, глубины своего сердца и трепетности совести. Впрочем, ум человеческий, принявший науки, имеет потребность вникать в суть происходящего, порой не удовлетворяясь открытыми для себя знаниями. Отсюда стенания души, поиск основ бытия. Но без Бога здесь не найти выхода. Без Божественного озарения и любви нет истинного просвещения. И к чему тогда, спрашивается, весь этот багаж знаний, если он не приводит к Господу, не наставляет на путь спасения. Вот почему даже очень образованный с мирской точки зрения человек точно так же нуждается в просвещении свыше, как и тот, кто не постиг в своей жизни глубин земных наук. Перед Богом в этом плане все равны.

«Свет Христов просвещает всех!»… Полнота света Христова одинаково значительна для каждого человека, вне зависимости от его образования или социального положения. Никакая земная мудрость без Промысла Божиего не способна вместить полноту Царства Небесного. Ученые пытаются постигнуть мир и законы бытия разумом, христиане же верой, духовным зрением, очами сердечными. Такое подлинное восприятие мира и человека дарует именно свет Христов. Никакого противопоставления здесь нет! Науки, если они действительно подкрепляются истинными знаниями и открытиями, ни в коей мере не противоречат Божественному устройству бытия.

Учение Господа нашего Иисуса Христа в равной степени важно и необходимо богатым и бедным, облеченным властью и занимающим самое низкое место в общественном устройстве, молодым и старым, взрослым и детям. Всем!

«Свет Христов просвещает всех!»

Владеющих материальными благами свет Христов призывает быть щедрыми, милосердными по отношению к ближним, к нуждающимся в сей жизни, учит искать богатства не земного, временного, а вечного, небесного. Бедных людей утешает знанием о том, что ради спасения рода человеческого Сын Божий, приняв на Себя земную плоть, явился в мир не грозным, всепобеждающим царем, а служителем людей, показав пример величайшего человеческого смирения. И никакое людское испытание не сравнимо с теми муками и страданиями, которые претерпел за нас безгрешный Господь.

Тот, кто стоит у руля общественной власти, в свете Христовом ощущает свою ничтожность по сравнению со славой и величием небесного Владыки, Творца неба и земли, Бога Вседержителя. Уничиженным же пред людьми дана неизреченная надежда на то, что пред Богом своей искренней верой и добрыми делами они могут воссиять в величайшей Божественной благодати и достигнуть столь желанного наследования Царства Небесного. Старцам свет Христов открывает жизнь вечную, в которой не будет старости, болезней, печалей возраста. Молодых просвещает в неустанной борьбе со своими грехами, страстями и искушениями, дабы они сподобились стать настоящими последователями Христа, достойно несли свой жизненный крест и являлись носителями света истины. Даже малым детям необходим свет Христов, потому что именно он отверзает их чистые, непорочные уста на хваление Господу. Вот почему для всех людей без исключения Святая Церковь провозглашает через своих священнослужителей: «Свет Христов просвещает всех!»

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Иногда мнимое жизненное благополучие заслоняет от нас потребность в духовном просвещении. Но ведь никакие земные блага, никакой материальный достаток не сравнятся с блаженной вечностью и сокровищами небесными. Мы можем в этой жизни утешаться и обманываться различными временными удовольствиями, пока однажды свет Христов не откроется нам, не поразит своей глубиной и силой, не просветит душу. И тогда в нас засияет ни с чем не сравнимое желание познать истину, появится стремление возлюбить Господа и так преобразовать свою жизнь, чтобы соделать ее отныне и навсегда угодной Богу. Потому что только в Свете Христовом можно увидеть Творца Вседержителя, наш мир и себя лично в подлинной сущности, в истинном виде многогранного мироздания.

Просвещение светом Христовым не только духовно преображает человека, но и побуждает его на совершение светлых дел – дел веры, добра, милосердия, сострадания и любви. Нельзя устами исповедовать христианскую веру, а беззакониями своими позорить и предавать Спасителя. Если мы знаем, что прегрешения наши есть по сути своей дела тьмы, почему же мы к ним так стремимся, почему опять и опять поддаемся на искушения, становясь не чадами Божиими, а рабами греха?! Да, мы немощны, мы подвержены соблазнам и потому часто впадаем в грех. Но свет Христов, просвещая нас, дает силы подняться, раскаяться в совершённых злодеяниях и очиститься от греховной скверны искренним, идущим из глубины души покаянием.

Трепетно внимая словам Святой Церкви, поучающей и наставляющей нас на жизненном пути, сподобимся всегда различать свет Христов от ложного света, ослепляющего и помрачающего душу, ввергающего ее в гордыню, тщеславие, маловерие и многопопечительность. Только Господь Иисус Христос есть истинный Свет наш, просвещающий каждого человека, рождающегося и грядущего в мир или из этого мира исходящего. Ведь, как пишет святитель Тихон Задонский: «Благодать Божия просвещает сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией. Чувствуя эту любовь в своем сердце, человек отзывается словами любви: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! (Пс.17:2)… Истинно любящий Бога ни на земле ни на небе ничего не желает, кроме Бога… Такому быть и в аду с Богом – рай; без Бога – и в небе мучение». Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх