Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Из Апостольского чтения (см. Деян.9:32-42) мы узнали сегодня, что апостол Петр по своей обязанности духовного наставника обходил дома христиан, наблюдал за их бытом, отношениями в семье, помогал принять правильное решение в тех или иных жизненных вопросах. Семьи первых христиан с большой радостью и благоговением встречали пастыря, потому что для них он был не просто духовным советчиком, но и дорогим, родным по духу и христианской любви человеком. Это вовсе не считалось вмешательством в личную жизнь. Напротив, люди всегда ждали своего пастыря и радушно встречали. Ибо такое радушие и развитие подобных взаимоотношений поощрялось и благословлялось Богом.
И вот, как мы слышали в Деяниях святых апостолов, случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Город Лидда был расположен недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима. Здесь образовалась и получила дальнейшее развитие христианская община, члены которой отличались особым благочестием и твердостью веры. Недаром апостол Лука называет их святыми. Причем именуются христиане Лидды так дважды. В этом нет случайности. Не будучи возвеличенными в лике святых, люди эти выделялись особой святостью и праведностью жизни. Интересно, что в греческом тексте употреблено слово «агиос», которое имеет много значений. Иногда его переводят как «священный» или «святой». Но в корне оно имеет значение как «иной», «другой». Это же слово всегда употреблял апостол Павел, обращаясь к христианам различных общин. Словом «агиос» (по-древнееврейски «кадош») назывался иудейский, Богоизбранный народ. Церковь Христова стала преемницей избранности Израиля. Именно христиан, последователей Господа Иисуса Христа, апостолы именуют святыми, то есть отличающимися от всех прочих людей. И это отличие определено Самим Богом, Который избирает христиан не для особых почестей, а для великого служения, для благовестия Царства Небесного и утверждения христианской веры среди людей разных стран и народов.
В городе Лидде апостол Петр именем Господним сотворил настоящее чудо: Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
Мы видим источник силы апостола Петра. При исцелении расслабленного, страдающего человека, Петр не говорит: «Я исцеляю тебя!» Слова его звучат вполне определенно: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос. Неизвестно, был ли Эней христианином до исцеления или нет. Вопрос этот имеет большое значение. В тексте, как мы видим, несчастный страдалец назван просто человеком, а не святым или учеником. Исцеляя его, посылая благодатную помощь и телесное здравие, апостол Петр не спрашивает о вере во Христа, а просто дарует ему благодатный дар исцеления. В этом проявляется прозорливость святого апостола, который видел готовность Энея к восприятию истинной веры. Сам же чудесный факт исцеления мог эту готовность только развить и вдохновить бывшего расслабленного на прославление имени Господа.
При этом важно, что Петр возносил молитву Богу, надеясь на не свой апостольский дар, а на помощь Христа. Его благочестивый пример может многому нас научить. Как часто нам кажется, что мы сами в состоянии совершить что-либо, употребляя собственные силы. На самом-то деле, без воли Божией ничего в этой жизни не происходит. Сила Господа руководит всеми событиями и явлениями бытия. Мы много мним о себе и думаем, что можем сделать что-то сами, а ведь, по сути, все добрые деяния мы совершаем только при содействии Господа нашего Иисуса Христа. Потому-то мы всегда должны молиться и надеяться, что Господь не оставит нас в благих наших помыслах и устремлениях и устроит все так, как должно и лучше всего.
Вот и с апостолом Петром было так же. Именем Спасителя в Лидде он совершил исцеление расслабленного, а в Иоппии ему довелось сотворить еще более удивительное и поражающее воображение чудо — воскресить из мертвых христианку Тавифу, которая была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Апостол Лука пишет: Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Христиане местной общины очень скорбели и переживали по поводу смерти благочестивой ученицы Христовой. Все помнили ее отзывчивое, доброе сердце, готовое всегда прийти на помощь ближним. В ней не было зависти, недоверия к людям. Она жила праведно, благочестиво, как истинная христианка. Служила Богу и ближним своим рукоделием и иными славными деяниями. Когда она умерла, все преисполнились скорби, ведь Тавифа была еще так молода. Нам неизвестно, девицей или вдовицей она являлась. Вполне возможно последнее, потому что особенные благотворения она совершала именно для вдовиц, сочувствуя их нелегкой участи.
Имя «Тавифа» значит «серна». Это женское имя часто встречалось у греков. И весь облик Тавифы очень соответствовал данному прекрасному имени, ведь по своей грации и выразительности глаз серна являлась как бы символом совершенной женской красоты.
Христиане Иоппии были наслышаны о том, какие удивительные чудеса совершал апостол Петр, потому послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил прийти к ним. Апостол внял их призыву и поспешил пойти вместе с посланниками. Войдя в горницу, Петр застал горестную картину: все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Женщины оплакивали усопшую, скорбя и стеная всей душой. Без сомнения и они, и прочие христиане, посылая за Петром, имели в душе надежду, что Бог не посрамит апостольских молитв и вернет к жизни всеми любимую Тавифу.
Само чудо описано так: Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Апостол подал ей руку и вывел ее ко всем собравшимся и ждущим ее воскрешения христианам. Можно представить, какая радость и ликование воцарились в этом доме! Люди славили Господа за Его чудесные деяния, благодарили апостола Петра. Но самое главное — случай этот имел особое значение для дальнейшего распространения и укрепления христианской веры. Потому что, как свидетельствует апостол Лука, это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. Вот для чего, в конечном итоге, и было важно совершить это невиданное чудо!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Можно спросить, для чего апостол Петр высылал людей вон из горницы? Для того, чтобы углубиться в молитву, чтобы ничто постороннее не отвлекало и не смущало его. Нам показано таким образом значение уединенной и сосредоточенной молитвы, когда все постороннее отходит на второй план, временно отсекается от нас. Когда для ума, души и сердца существует только одно общение — общение с Богом. Ведь недаром преподобный Исаак Сирин называет молитву «причиной спасения и бессмертия души». Вставая на молитву, мы всегда должны помнить об этом. Ведь, молясь, мы разговариваем с Богом, становимся близкими и дорогими собеседниками Отцу Небесному. Только задумайтесь, какой это дар и какое для нас неизреченное благо! Если будем всегда помнить, что Бог — это наш Бог, что Он Всесилен, что любовь Его всепобеждающа, что воля Его непререкаема, мы и в молитвенном делании изо дня в день научимся большему усердию, желанию и благочестию. И тогда не станет у нас молитвы спешной, формальной, рассеянной. Мы перестанем грешить во время молитвы посторонними мыслями и суетными помышлениями.
Надо научиться разговаривать с Богом! Надо быть достойными того, чтобы Господь нас услышал. Святитель Григорий Нисский пишет: «Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелен; приступая к Праведному, будь сам праведным; приступая к Терпеливому, будь сам терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым».
Образ Тавифы также очень о многом нам говорит. Почему апостол Петр, услышав просьбу христиан Иоппии, стал просить Господа о ее воскресении из мертвых? Очевидно, он понял, насколько дорога была всем этим людям Тавифа, как им не хотелось с ней расставаться. Бог внял молитвам и вернул ее к жизни в награду за верное служение и праведность. Не многое сказано об этой молодой женщине в тексте Деяний святых апостолов. Но даже то малое, что нам известно, рисует в должной степени образ настоящей христианки — человеколюбивой, целомудренной, кроткой, непрестанно пекущейся о бедных вдовицах и прочих нуждающихся членах общины. Перед нами пример того, какой должна быть женщина-христианка. Честный труд, молитва и дела милосердия способны заглушить любую жизненную боль, будь то потеря любимого мужа или несостоявшееся замужество. Всякие испытания посылает нам в жизни Господь. Надо научиться со смирением сердца их воспринимать, не роптать, не сетовать, а посвятить жизнь свою Богу и молиться. Именно об этом писал апостол Павел: Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1 Тим.5:5). У православных женщин, даже если они одиноки или лишены полноценной семьи, обширное поле деятельности для добра и милосердия. Женская душа способна глубже чувствовать, сильнее верить, преданнее любить. Бывает так, что женщина, оставшись без поддержки мужа, полностью посвящает себя детям, своей семье, самоотверженно служит ближним. Ее неравнодушное сердце горячо отзывается на любую боль и несчастие окружающих. Порой Бог попускает испытать ей болезни, переживания, жизненные невзгоды. Но все трудности бытия покрывает она терпеливым несением жизненного креста, упованием на помощь Божию и христианскими добродетелями. И если женщина-христианка не озлобляется, не кичится своей праведностью, а искренне открывается добру и милосердию, Господь непременно посылает ей изобилие всяческих благ — земных и небесных. Вот так за добродетели свои и праведность, за благочестие, отзывчивость и трепетность сердца была воскрешена для дальнейшей Богоугодной жизни христианка Тавифа. Помните о ней всегда, возлюбленные о Христе сестры, дабы послужить и угодить воскресшему Господу! Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится вам (Мф.6:33). Аминь. Христос воскресе!