Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вот и завершается первая седмица Великого поста. Молитвенными подвигами увенчан ныне день субботний. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.2:23-3, 5), мы с вами слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос следовал засеянными полями вместе со своими учениками, которые, будучи голодны, стали дорогою срывать колосья. Это очень возмутило фарисеев и они сказали Господу: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
По иудейскому закону, которому учили народ раввины, в день субботний нельзя было творить никакого действа, нельзя производить никакой работы. Тем более, трудиться в поле. Фарисеи и книжники требовали строжайшего соблюдения этого правила. И тем самым подменяли сущность этого святого дня, поскольку перестали понимать то, что суббота дана была людям для достижения нравственного совершенства, для того, чтобы хоть на один день в неделю человек мог отречься от земной суеты и всего себя – все свои мысли, чувства, желания, действия и устремления – посвятить Богу. Этот день являлся одновременно днем покаяния, днем размышления о содеянных грехах и молитвенного воздыхания. Но разве Бог мог запретить в такой благодатный день совершать дела добра и милосердия, разве выступал Он против проявлений любви к ближним?
Вы помните, братья и сестры, как после посещения мытаря Матфея Господь пояснял фарисеям, что значит выражение милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Спаситель говорил: Пойдите, научитесь, – но вожди иудейские так и не научились, так и не удосужились Его понять. Но ведь Бог ждет от нас не жертв, Ему не нужны посты и омовения, которыми так дорожили фарисеи. Господу нужна любовь, доброе сердечное расположение, отзывчивость и готовность помочь людям. Вот это ценится Отцом Небесным прежде и важнее всего! Если бы иудеи это поняли, то им стали бы ясны слова Иисуса Христа: Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. Нельзя ради исполнения закона приносить в жертву добрые дела и устремления, подавлять в себе милосердие, потому что цель и значение жизни человеческой – снискание Царства Небесного, а все добрые начинания есть верные средства для его достижения.
Не понимали фарисеи и того, что перед ними стоит Сын Божий и Сам истинный Бог, Владыка мира, Властелин любого дня, в том числе и дня субботнего. Спаситель привел вождям иудейским довод известный им из Священного Писания (см. 1 Цар.21:1–6), когда Давид, войдя в дом Божий при первосвященнике Авиафаре… ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал и бывшим с ним. Этот факт был хорошо известен фарисеям. Давид испытывал голод, и сострадание к нему заставило первосвященника нарушить закон о хлебах предложения. Господь этим случаем из истории свидетельствует, что и в Ветхом Завете помощь ближнему ценилась выше буквы закона. Милость всегда была больше и важнее жертвы. Так в чем же теперь упрекать Господа и Его учеников, которые не ради прихоти или баловства срывали колосья, а чтобы утолить голод. Естественно, и Господь не мог и не хотел запретить им делать это, потому что Он любил Своих учеников, был снисходителен к их человеческой немощи. И если бы фарисеи знали, что сострадательная любовь к голодному выше всех традиций, обычаев и преданий, то и они не осудили бы голодных и страждущих людей, срывающих колосья в день субботний.
Далее мы с вами, братья и сестры, слышали, как Господь вошел в синагогу и увидел там человека, имеющего иссохшую руку. Рука этого несчастного, вероятно, не от рождения была такой, а усохла от болезни, от какой-нибудь раны. Человек страдал, и хотя была суббота, Господь не мог пройти мимо его беды. Ведь мы помним, что и расслабленного, лежавшего около купальни, Спаситель исцелил в день субботний. Сейчас же фарисеи особенно ждали Его действий, чтобы обвинить Его. Как поступает Господь? Конечно же, Сын Божий не боится никаких угроз и обвинений, вызывает больного человека на середину синагоги, а злобствующих противников Своих вопрошает: Должно ли в субботу добро делать или зло делать? душу спасти или погубить? Но ответом на вопрос Господа было молчание.
А что могут сказать вожди иудейские, с завистью взирающие на каждый шаг Спасителя? Везде и всегда они стремились лишь к одному – обличить Иисуса из Назарета в порочности, в несоблюдении закона, в нарушении обычаев иудейского народа, для того, чтобы предать Его смерти, потому что по закону нарушитель наказывался лишением жизни. Но вот что самое примечательное – они ведь знали правильный ответ. Естественно, в глазах Божиих добро выше зла, спасение выше погибели. Это понимает каждый человек, тем более, умудренный знанием Божественного закона. Однако заявить об этом вслух значило признать Иисуса Христом и Господом, подтвердить Его право совершать чудеса милосердия всегда, вне зависимости от иудейских обычаев. Потому они молчали… И наблюдали, чтобы осудить за нарушение общепринятых правил. Они считали, что Христос сделал исцеление в день субботний Своим принципом.
А Господь лишь скорбел об их жесткосердии. Если бы Сын Божий оставил сухорукого человека, болезнь которого сильно прогрессировала, то, возможно, на следующий день он бы уже погиб. А как же тогда закон Моисея, гласящий не убий ? Вот и стояли фарисеи и книжники, не в силах что-либо возразить Христу на очередное исцеление, на угодное в очах Божиих дело.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чему научает нас услышанное сегодня за Божественной Литургией Евангельское чтение? Прежде всего, тому, что милосердие, милость к ближнему, сострадание выше и значительнее любого предписания и всякого человеческого установления. Ведь Сам Господь говорит нам, братья и сестры: Милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13).
Милосердие – не только свойство истинной человечности, оно является свойством Божества. Перед нашими глазами всегда встает незабвенный пример Сострадательного, Милосердного и Вселюбящего Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы уподобиться Богу, чтобы стать действительно достойными христианами, нести в себе Его святое имя, пробудим в душе нашей добрые чувства, возлюбим ближних, покроем все немощи их своей милостью. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Милостыня есть искусство, училище которого находится на небесах, а учитель – Сам Бог». И далее: «Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие». Божие же милосердие заключается в том, что Отец Небесный милует не только праведных, и не столько праведных, а согрешивших, заблудших, отпавших от Бога, от всего сердца раскаявшихся и вернувшихся к Творцу.
Милосердие и сострадание невозможны без любви. Любовь – могучая движущая сила, которая определяет всю жизнь человека, формирует взаимоотношения, побуждает к совершению добрых дел. Любовь к Богу неотделима от любви к людям. Потому что в каждом человеке мы видим любимое создание Творца, образ Божий. И даже беззаконие, которое по злой воле порой проявляется в людях, не может затмить неизреченный Божественный Свет. Милостивый, глубоко верующий во Христа человек не только всего себя посвящает служению Богу и ближним, но готов смиренно сносить обиды и унижения, готов, как Господь, претерпеть всяческие поношения, милуя и оправдывая своих врагов, вознося за них непрестанные молитвы. Вот это истинно христианское отношение к людям. Это – идеал, к которому всем нам в поведении должно стремиться.
В любящем, милостивом сердце никогда не будет греха осуждения. Милостивое сердце не осудит – вместо суда оно будет плакать, сострадать и переживать. Ближних, нуждающихся в нашей любви, милости и сострадании, так много! Оказав внимание каждому, мы всякий раз угодим Самому Господу. Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, – говорит Господь (Мф.25:40). И если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин.4:11). Сколько благодатной радости принесет нам эта любовь! Недаром преподобный Нил Синайский говорит: «Блажен, кто многим делает добро, он на суде найдет многих защитников». А преподобный Ефрем Сирин поучает: «Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и дела милосердия, тот богатеет в Бога».
Сподобимся же и мы на благодатном поприще святого поста обрести нетленное богатство любви, воплощенной в делах. Аминь.