Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Все, что имеем, что необходимо для нас в этой жизни, по неизреченной милости Своей посылает нам Бог. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.6:14-27) поднимается важный вопрос бытия — о необходимости приобретения не только земного хлеба, насыщающего плоть, но и хлеба небесного, являющегося желанной пищей для душ наших.
Только что мы слышали, как множество людей стали свидетелями и участниками величайшего чуда, сотворенного Господом, когда пятью хлебами Он насытил пять тысяч человек. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир. А раз так, то, по их мнению, Он должен непременно стать царем, снискать уважение, почести, богатство и повести их за Собой ко всяческим земным благам. Но Спаситель был далек от людской славы, Он-то знал, что не для возвеличивания от человеков пришел в мир, а чтобы пострадать за людей, искупить Своей Крестной смертью всех погрязших в грехах сынов человеческих. И потому Господь опять удалился на гору один.
Теперь давайте посмотрим, братья и сестры, что же убедило людей в исключительности Иисуса Христа, что удивило их? Разве до этого чудесного насыщения не было других не менее поразительных чудес, которые творил Господь? Были такие чудеса. Но все они не производили подобного впечатления. А вот когда речь пошла об удовлетворении потребностей чрева, народ и удивился, и поразился. Как же любят люди собственную плоть, как же часто привержены земным, телесным удовольствиям! Умеет накормить, значит, с Таким Ведомым голодными не останемся, значит, можно следовать за Ним. Будем сыты, и ладно… И вот уже никто не обвиняет Господа в нарушении субботы, никто не клеймит Его в мнимом попрании законов Божиих. За земное, за хлеб готовы признать не только величайшим Пророком, но и сделать царем, потому как сей Чудотворец достоин царства. Но Господь, как вы слышали, удаляется, Он не хочет ни почестей, ни царской славы и главенства. Удалением Своим Спаситель всех нас, братья и сестры, поучает презирать мирские возвышения и достоинства.
Что слава, что почести и успех, если нет веры в сердце, нет стремления к покаянию, нет духовного делания?! Все это временно, тленно и не дает удовлетворения душе. Опять-таки Иисус Христос уходит на гору один, даже ученики на какое-то время оставлены Им. Почему? Для испытания их любви к Господу. Смогут ли они теперь быть без своего Божественного Учителя, будут ли искать Его и стремиться услышать истинное Слово?
И что же происходит? Ученики отправляются на другую сторону моря, в Капернаум, и там ждут до вечера Своего Наставника. Время идет, но Его все нет, Он не приходит. И тогда, побуждаемые любовью, обеспокоенные отсутствием Учителя, несмотря на позднее время, о котором намеренно говорит нам евангелист Иоанн Богослов, ученики входят в лодку. Ради Господа они готовы предпринять нелегкое плавание в бурном вечернем море. Ученики плывут среди бушующих волн, клокочущих белой пеной, накатывающихся на корму. Все они сейчас рискуют, не только здоровьем, благополучием, но и собственными жизнями.
Если человек действительно любит, если сердце его озарено светом настоящей любви, то он не думает о себе. Любовь всегда самоотверженна, любовь толкает нас на самые невероятные подвиги и свершения. Не ради себя, а ради того, к кому устремлены наши мысли и чувства. Вот и ученики Господа так же самоотверженно вступили на борьбу с морской стихией с единственной целью — обрести вновь желанное общение с Божественным Учителем. Не о себе думали эти люди, а о только Нем, но пока с точки зрения человеческой — у Учителя нет лодки, как же без нее Он сможет переплыть на тот берег?! Но Иисус Христос — Сын Божий и Сам Бог! Для Бога нет ничего невозможного! И вот ученики видят несказанное чудо — Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке. Какова была реакция людей? Естественно, по человеческой природе своей они не могли сразу принять невиданное, поразительное зрелище и испугались — не призрак ли. Отчего в сердцах любящих апостолов появился страх? От маловерия. Не имели они еще в душах своих достаточной веры в то, что общаются и слушают не обыкновенного учителя, а Божественного, Мессию, Спасителя мира.
И даже те многочисленные чудеса, которые совершал на их глазах Господь, не могли в должной мере укрепить их веру в Него как в Сына Божиего. Только Пречудным Воскресением Своим Господь наш Иисус Христос потом утвердит в святых апостолах такую веру, что и мученическую кончину за Господа они воспримут с радостью и любовью в стремлении скорее соединиться с Ним.
Спаситель попустил ученикам пережить бурю, дабы они почувствовали, что любовь всегда сильнее страха и обратили внимание еще на одно чудо — когда и волны, и ветер, и потоки морские повинуются Господу. После бури наступает тишина, сотворенная по Божиему Промыслу, тишина, запечатленная в сердцах апостолов ликующей радостью, что Господь с ними! Словом Своим Христос рассеивает смущение и волнение в душах учеников, прогоняет страх, укрощает бушующее море и ниспосылает благоговейную тишину, спокойствие, удовлетворение: Это Я; не бойтесь. Это — Бог, значит, ничего плохого просто не может произойти, Господь не допустит! Это — Бог, значит, вечерний мрак земного суетного бытия исчезнет и озарится сияющим светом истинного христианского учения. Это — Бог, значит, все дела и мысли наши, все, что с нами происходит в этой жизни, находится под Его Всевидящим Неусыпным Оком. Люди, познавшие и принявшие веру в Бога, никогда не остаются сами по себе, им просто не может быть одиноко или сиротливо, потому что Бог никогда не оставит верных чад Своих.
И далее, братья и сестры, смотрите, Господь сотворяет третье чудо — тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. Стоило святым апостолам принять Спасителя в лодку свою, как в одно мгновенье довольно большое расстояние было преодолено. Вот так же и мы, если пожелаем всем сердцем очиститься и принять Господа в лодку нашей души, то, несомненно, достигнем земли, к которой плывем, — земли блаженной небесной вечности, где нет злобы и вражды, нет ненависти и осуждения, где воочию сияет торжествующая истина и слава Божественной любви.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как быстро склонны мы забывать добро, совершенное ради нас, грешных. Пример тому описанный сегодня в Евангелии народ иудейский. Люди эти, готовые за хлеб возвести Господа в сан царя, по прошествии некоторого времени становятся небрежны к совершенному Им невиданному чуду — хождению по морю. Народ, переправившись в Капернаум и обретя здесь Господа, не падает пред ним ниц как перед великим Чудотворцем, а обыденно спрашивает: Равви! Когда Ты сюда пришел? К чему они стремятся? К познанию истинного учения, к бессмертным глаголам, вещаемым Господом? Нет. Они желают еще и еще удовлетворить свою плоть — насытиться земным хлебом, который может им дать Христос. Только земным, не думая и не помышляя о хлебе небесном!
Но Господь пришел в наш мир, чтобы спасти всех — и праведных, и грешных! Он пришел наставлять, учить, пророчествовать. Он пришел исцелять, воскрешать, избавить нас от стольких бед! Не только к иудейскому народу, но и ко всем нам, братья и сестры, обращены слова Господа, сказанные в сегодняшнем Евангельском чтении: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Ведь, что скрывать, все мы так часто думаем о пище телесной, о которой ежедневно являем слишком много заботы. И это касается не только еды, братья и сестры, но и одежды, и вещей материальных, удовлетворения плотских удовольствий, раболепного служения собственному тщеславию и гордыне. Пища телесная есть желание проводить жизнь в праздности, всецелое порабощение страстям и порокам, всему тому временному, что может на какой-то период завоевать мысли и чувства, но ведет в конечном итоге к духовному краху. Такой пищей, которую Господь называет тленной, невозможно насытиться, и не о ней нужно стараться. Должно заботиться не о пище тела, но — о пище души.
Спаситель научает нас не прилепляться к житейским вещам, не беспокоиться о дне завтрашнем, не стремиться к богатству материальному, но каждодневным трудом, добывая хлеб свой насущный, который всем посылает Бог, богатеть богатством духовным — любовью, милосердием, состраданием, христианскими добродетелями.
Пищу, пребывающую в жизнь вечную в Таинстве Святого Причащения дает нам Господь наш Иисус Христос. Ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Божественное достоинство Свое и величие Спаситель не раз подтверждал совершаемыми чудесами. Но Он запечатлен, то есть засвидетельствован, доказан Небесным Отцом, потому что является Его Образом и Отражением, сохраняя совершенное Единство и Тождество Бога. О тождестве этом, в свою очередь, можно судить по делам, творимым Сыном Божиим, суть которых — невозможное для людей, но возможное для Бога. И насыщение пяти тысяч пятью хлебами является одним из таких славных подтверждений.
Господь ведет род человеческий не к несовершенной временной пище, хотя и дает ее по людским слабостям и потребностям, но к пище вечной, питающей душу. Чтобы желать всей душой небесного хлеба и принять его, нужна твердая вера, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого послал в мир Небесный Отец. С земным хлебом все просто, о нем говорит апостол Павел: Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое (1Кор. 6,13). Все правильно, человек ест, пищей восполняет силы своего организма и продлевает физическую жизнь на земле. Для одних еда имеет исключительное значение, становясь источником греха чревоугодия, сластолюбия, тайноядения, наслаждения, и тогда стремление насытить греховную плоть довлеет над духовным началом. Такой человек порабощается греху чревоугодия. Для угодников Божиих, праведников, еда физическая не имела никакого значения, так как в жизни земной они довольствовались совсем малым. Вспомним преподобную Марию Египетскую, батюшку Серафима Саровского и многих-многих других святых, которые о еде совершенно не думали и в земном хлебе практически не нуждались, ибо Сам Господь наш Иисус Христос указывал: …не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4). Хлеб земной, какое бы значение он ни имел в жизни человека, есть тленный, временный, равно как тленна, временна сама земная жизнь.
Небесный хлеб, дающий вечную жизнь, по величайшей любви и милости послан нам Богом Отцом посредством Божественного Сына, Который сказал: Я есмь хлеб жизни ; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин.6:35). И далее: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни (Ин.6:47-48). Обратите внимание, братья и сестры, Господь подчеркивает хлеб жизни, но не говорит хлеб пищи.
До пришествия Спасителя порабощенный первородным грехом мир пребывал во власти смерти, но Иисус Христос Искупительной Жертвой Своей напитал голодных и страждующих хлебом жизни, вкушаемым вечно. И теперь тот, кто верит, не будет терпеть голод неправды и лжеучений, потому что с ним всегда животворящий хлеб слова Божия. Не станет страдать от жажды стяжания Божественной благодати, ибо Дух Святой неизреченной благостью Своей навечно пребудет и озарит душу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,16).
Сподобимся же, братья и сестры, в Таинстве Святого Причащения всегда достойно вкушать хлеб небесный и вместе со святым апостолом Петром с любовью и от всей души воскликнем: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин.6:68-69). Аминь.
Христос воскресе!