Проповеди на праздники:


Слово 3. В неделю о Мытаре и Фарисее (1)


«Глаголю вам: яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится; смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Божественный суд Иисуса Христа, произнесенный на упоминаемых в Евангельской притче Мытаря и Фарисея, как совершенно согласует с словом Его, сказанным некогда богодухновенным Пророком Исаиею! «Не суть совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея» (Ис. 55, 8). По суду человеческому, чего кажется недоставало к оправданию Фарисея, который не убоялся стать пред Всеведущим и воздать Ему хвалу за свою праведность? – «Боже хвалу Тебе воздаю», рек он, «яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей Мытарь. Пощуся двакраты в седмицу, десятину даю всего, елико притяжу». На против, что мог принесть в оправдание свое пред Богом бедный Мытарь? ничего, кроме чувствования недостоинства своего, искренняго признания в своих грехах и смиренной молитвы о помиловании себя! – «Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо: но бияше перси своя, глаголя: Боже милостив буди мне грешнику». На суде человеческом, после собственнаго признания преступника закона, обыкновенно произносится приговор осуждающий его: но всевышний Судия неба и земли Господь Иисус глаголет: «яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго». Судьбы Твоя, Господи, бездна многа! При всей однакож непостижимости судов Божиих, известно есть то, что они всегда основаны на вечной истине; и самое безпредельное милосердие Его изрекается не иначе как с соблюдением непреложной Его правды. Ежели и мы, слушатели, вникнем в смысл сей притчи Евангельской: то ясно увидим, что в смиренном сердце кающагося Мытаря более было правды, нежели в гордой душе надеявшагося на свои добродетели Фарисея.

Святая Церковь, яко попечительная матерь, приготовляя чад своих ко вступлению в подвиг спасительнаго поста, и предначав им ныне молитвенную песнь покаяния, с премудрым намерением указует нам на сию Евангельскую притчу. Ибо как гордость и тщеславие есть начало греха и отпадения от Бога и истины, так смирение и сознание своей греховности есть начало обращения к Богу и правде. – Вникнем, братие, с собранным сердцем в начальный урок предлагаемый нам Церковию, дабы твердою ногою стать на пути спасения и всецелаго обращения душ наших к Господу Богу. Ибо от добраго начала зависит успех всего дела.

Конечно не за то лишился Фарисей оправдания на суде Божием, что уклонялся от грубых и явных пороков, и с точностию исполнял наружныя обязанности закона Божия; – сии дела его сами в себе добры и праведны: но поскольку в сердце его гнездилась гордость, сей корень всякой неправды, по которой он сам себя изключил из состояния греховности, общей всем человекам; то правда Божия и не обрела в нем места. Против всякой справедливости он приняв на себя право самооправдания, принадлежащее единому Богу, праведно лишился истиннаго оправдания; не ожидая суда Божия, своевольно произнес свой суд, возвышая себя и уничижая других, и потому потерял награду за свои добродетели, и безразсудный праведным судом Божиим свержен ниже грешнаго, но смиреннаго Мытаря. «Тако всяк возносяйся смирится!»

Ежели же гордость, внедрившись в сердце самаго праведника, смертоносным ядом своим отравляет его добродетели: то каких пагубных действий не произведет она, угнездившись в душе исполненной грехами, говорит св. Златоуст? И откуда происходит та холодность и незаботливость наша к исправлению жизни нашей по духу и заповедям Евангелия, и к испрашиванию себе слезными мольбами у подножия креста Господня света и сил благодати к исполнению оных, как не от тех гордых помышлений сердец наших, которыя сам Иисус обличает в откровении данном возлюбленному ученику своему Иоанну? «Ты глаголеши яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую, и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг» (Апок. 3, 17). Откуду происходит та безпечность наша об изцелении душевных греховных ран врачеством истиннаго покаяния, постом и молитвою; а безпрерывная заботливость о том только, чтоб прикрыть грехи свои наружною честностию мира сего? не от того ли тщеславия, чтоб в очах людей и пред собою казаться лучшими других? Но какая нам польза, что мы пред собою, пред очами других покроем свои недуги, когда рана в сердце остается неизцеленною? Не значит ли сие покрывать наготу свою листвием смоковничим? – Любообильный Спаситель и Господь наш Иисус Христос не такое тленное и бедное одеяние наготы нашей хощет даровать нам; но во множестве милосердия своего ко всем грешникам говорит: «совещаю тебе купити от Мене злато разженно огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится стыд наготы твоея. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Апок. 3, 18–20). Как доступен всякому кающемуся грешнику милосердый Господь! и какой божественной чести и славы удостоивает всех, истинно обращающихся к Нему во смирении и сокрушении сердца, подобно кающемуся Мытарю! – Еще в сей жизни на земле сподобляет их святой таинственной вечери животворящаго тела и крови своея обещая непреложно верным рабам вечное царство в обителях Отца небеснаго. «Тако всяк смиряяй себе вознесется». – Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх