Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1‑й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы с вами милостью Божией сподобились участвовать в особом Богослужении, которое носит название Литургии Преждеосвященных Даров. Составил этот чин святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, живший во второй половине VI ве ка в Риме.
Святитель Григорий рос в богатой патрицианской семье, отличающейся глубоким благочестием и искренней религиозной настроенностью. Дедом его был святой Папа Римский Феликс, его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана причислены Римской Церковью к лику святых. Особо сильное влияние на формирование личности святителя оказала его мать, воспитывавшая мальчика в истинной вере и благочестии. Будучи людьми состоятельными и влиятельными, родители дали сыну блестящее классическое образование. Впоследствии сам святитель Григорий говорил, что «если мы не знаем мирской науки, то мы не способны проникнуть и в глубину Священного слова». Было очевидно, что юношу ожидала блестящая государственная карьера. Он же чувствовал духовное призвание, вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. Поступив на государственную службу, в 575–576 годах будущий святитель был назначен на должность префекта (то есть градоначальника) Рима. Но мирская слава и власть тяготили его сердце и, после смерти отца, Григорий решил посвятить себя Богу целиком. В полученных по наследству шести сицилийских поместьях он построил монашеские обители, а в своем доме в центре Рима основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного, где и принял иноческий постриг. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь простого монаха в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений.
Однако Промысл Божий по-своему управил жизненный путь святителя Григория: в 578 году он был призван на церковное служение в качестве одного из семи римских диаконов, а затем папой Пелагием II направлен в Константинополь как папский представитель (апокрисиарий) при византийском патриархе. Твердые православные убеждения святителя Григория привлекли к нему сердца верующих столицы, для многих он стал духовным наставником.
После того как примерно в 585–586 годах святителя Григория отозвали из Константинополя, он возвратился в Рим и вновь обрел покой в основанном им монастыре. Но недолгим был этот благодатный период его монастырской жизни. После смерти папы Пелагия II, в 590 году, по единодушному желанию народа, святитель Григорий возглавил овдовевшую Римскую кафедру. Святитель пытался уклониться от избрания, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь, но тяжкое бремя архипастырского служения все-таки легло на его плечи. И в 590 году святой Григорий был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих.
Много трудностей, много нелегких политических ситуаций довелось пережить святителю Григорию Двоеслову, но он всегда разрешал возникающие духовные и мирские проблемы с отменным дипломатическим искусством и богословским тактом. При этом, находясь на высоком посту первосвятителя Церкви, святитель Григорий не перестал быть монахом, вел самую скромную, простую и воздержанную жизнь, гнал от себя искушения богатством, светскостью и всякого рода роскошью.
Политическая ситуация в Италии того времени была такова, что лишь Церковь оставалась действенной структурой, и взошедший на Римский престол Григорий Великий был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью, обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных. Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной». «Я хотел бы с Марией сидеть у ног Господа, слушать слова уст Его, и вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом», – писал он.
Святитель Григорий создал множество трудов, ставших классикой святоотеческой письменности. Самую большую группу его сочинений составляют толкования на Ветхозаветные книги. Из нравственно-аскетических творений наиболее известны «Собеседования о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души». Но, конечно, наибольшую славу из всех творений Григория Двоеслова, папы Римского, стяжал записанный им в Византии и переведенный на латинский язык чин Литургии Преждеосвященных Даров, который позволил христианам и в будние дни Великого поста причащаться Святых Христовых Таин, вкушать Богом данную величественную Трапезу. Особо святитель Григорий заботился о том, чтобы утвердить служение этой Литургии у себя на родине. Первые христиане так умели ценить благо, уготованное Спасителем в таинстве Причащения, что очень часто, за каждой Литургией вкушали Божественную Трапезу. Остаться надолго без Святых Даров было просто немыслимым и считалось тяжким наказанием.
Посмотрим теперь на нас, братья и сестры. Посмотрим и признаемся себе, разве в нас горит этот огонь христианской любви, разве стремимся мы, всей душой и телом, ко святому таинству, разве имеем столь благодатное нетерпение соединиться со Христом?! Нынче все не так. Духовная немощь и леность, пронизывающие все наше существо, отрывают нас от Святой Чаши не только на недели, но и на целые месяцы. И ничего! Не скорбим, не переживаем, не печалимся… Вот как мы с вами обнищали духом! Погрязли в мирском, добровольно лишаясь духовного… И еще страшней, когда откладываем встречу с Господом, единение с Ним, оправдывая себя суетностью земных дел, текущими проблемами бытия, мнимой немощностью и нездоровьем. Будут ли дела совершаться, если нет на них Божиего благословения? Будет ли доброе здравие, если не идем во врачебницу, коей является храм Божий ?!
Чин Литургии Преждеосвященных Даров, пожалуй, не такой торжественный, как воскресные Богослужения. Здесь много покаянных, проникающих в самую душу молитв и прошений. Само Богослужение как бы настраивает нас на принесение плодов покаяния, молитвенную сосредоточенность и сердечное умиление. На то, чем богат и насыщен святой Великий пост. Пусть во время Литургии Преж деосвященных Даров нет тех красивых, преисполненных радости песнопений, которые мы слышим в воскресные дни за Божественной Литургией, но от этого значение самого Богослужения нисколько не умаляется. Ведь главное, ради чего вся служба совершается, остается. Вот для многих из вас ныне совершилось это несравненное событие – вы удостоились принять дар особой благодати – Причастие Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Всещедрый Господь одарил всех нас так, как никто и никогда не одаривал. В целом мире нет ничего, что могло бы сравниться с величием Причастия Святых Христовых Таин! Всевидящий Господь сподобил нас дожить до этого неизреченного дня – светлого и радостного дня Причащения. Как же возблагодарить Бога за такую любовь, чем воздать за явленное к нам, недостойным, милосердие?!
Усердие говения первых дней Великого поста ныне увенчано благословенной Трапезой – в снедь и питие преподаны Пречистое Тело и Пречистая Кровь нашего Спасителя. Все причастники освящены Святыми Таинствами и пребывают в лучезарных венцах Господа Славы. Ныне нет для них греха, нет мрака! Господь простил все согрешения, простил беззакония, простил все неправды и духовные нестроения! И вера ваша чистосердечным покаянием и молитвенным воздыханием засвидетельствована сегодня пред Небесным Отцом. Оттого для причастников, обретших звание истинных членов Церкви Христовой, все так радостно, все исполнишася света – как в Пасху Христову. Никто из вас, братья и сестры, не может сказать, что не знает, насколько значительно принятие Святых Христовых Таин для каждого христианина. Никто из вас не может отрицать несказанного величия Святого Дара. Вспомним, как во время странствования еврейского народа в пустыне Синайской, Господь послал Своему народу, во укрепление сил телесных, манну с неба. Зрелище было столь необыкновенным, удивительным, потрясающим, что люди в недоумении вопрошали: Что есть сие? в ответ Моисей произнес: Се хлеб, егоже даде вам Господь ясти! (Исх.16:15). Но насколько же выше та Манна, которую нам с вами по неизреченной Своей милости посылает Господь сегодня?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждый из нас знает, что в Евхаристии под видом хлеба преподается само Пречистое Тело Христово, а под видом вина – Его Святая Кровь. Спросим себя, откуда в нас это знание? Не от Павла, не от Иоанна, хотя слова святых апостолов о Причастии немало дают нашей душе, уму и сердцу. Но истину нам, а в нашем лице всему верующему в Бога человечеству, все-таки открыли не они, а Сам Господь наш Иисус Христос! Это Он, Спаситель, говорил ученикам: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). Только подумайте, какую Трапезу сегодня мы сподобились вкусить! И сколь значимо обетование, данное Господом всем верным чадам Церкви Христовой: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Вот она сила Божественной Любви – обещание блаженной вечности и всеобщего воскресения! Так что же нам переживать и страшиться лишений и говения Великого поста?! У всех постящихся, смиряющих свою плоть воздержанием в пище и питии, есть гораздо более благодатное утешение Спасителя, возвещающего: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:55–56). Аминь.