Слово 23. В день успения преподобнаго и богоноснаго отца нашего Феодосия Печерскаго, Маия 3-го дня
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго во Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Матф. 11, 28–30).
Кого, братие, милосердый Спаситель призываеть к Себе сим столь премилосердым гласом? Конечно милосердие Его столь безпредельно, что и до нас бедных грешников оно простирается: «приидите», говорит Он, «ко Мне вси». Любообильное Его сердце ни кого из человеков не отвергает от Себя. Всех утружденных мучительным и смертоносным владычеством грехов, всех отягченных несносным бременем проклятия закона призывает к себе – Спасителю от грехов, и Искупителю от клятвы законныя, – обещая всем, истинно обращающимся из темной области греха и смерти к Нему источнику жизни и света, блаженное упокоение: – «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Обещает Он Единородный Сын Божий – самая вечная истина, и верность обещания Его запечатлена божественною Его кровию, за спасение всего мира пролитою на кресте.
Так, братие, нет для человека ни истиннаго покоя, ни истинной радости, доколе он всем сердцем не обратится ко Господу и Искупитслю своему. Мучительное иго греха, и тяжкое бремя смерти лежит на душе грешника, доколе он в кротости и смирении сердца своего не возмет на себя благаго ига и легкаго бремени заповедей Евангелия Иисуса Христа.
Источник истинной жизни, радости и покоя нашего вечно есть в едином Боге. Всеблагий Творец вселенныя для того и извел человека из небытия в бытие, дабы соделать его причастником в неистощимых сокровищах блаженства Своего; для того и почтил неоцененным преимуществом образа и подобия Своего, дабы соделать его ближайшим наследником всех неизчерпаемых благ вечной жизни и радости. Скорби, беды, болезни, смерть не могли произойти из живоносных недр Отца Небеснаго. Оне суть порождения греха, который оскверняя души наши, разлучает нас с Богом, Коего святость не может иметь общения с грешником. Несчастный грешник уподобляется путнику, впадшему в руки разбойников, которые воспользовавшись его неосторожностию, нападают на него, обнажают его драгоценной одежды правды, чистоты и невинности, в коих сиял образ и подобие Божие; отъемлют у него сокровище истинной вечной жизни и славы, и всего изъязвленнаго, обезсиленнаго оставляют еле жива. В такомь жалком положении представляет грешника сам Иисус Христос во Евангелии. В таком состоянии безотрадной бедности, безпомощнаго безсилия и близкой смерти вечной находятся все человеки, оставленные самим себе; «вси бо согрешиша и лишени суть славы Божией» (Рим. 3, 23), по словам Писания.
И сие то жалостное состояние человеков проникает небеса, достигает милосердаго сердца Отца Небеснаго; – и Единородный Сын Божий, в Котором Отец Небесный положил все сокровища жизни и света, радости и блаженства, оставляя престол славы Своея снисходит на землю, дабы взыскать и спасти погибающих, изторгнуть из погибельной области греха и смерти души наши, облечь их паки в одежду правды и святости, исцелить язвы их живоносною кровию Своею, и даровать им Свою жизнь и Свои Божественныя силы ходить непреткновенно во свете заповедей Божиих. И сей-то милосердый Спаситель простирает ко всем грешникам утешительный глас Свой: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии», «и Аз упокою вы».
«Сладок покой после трудов» – говорит премудрый, и сие истинно есть во всех отношениях. И Спаситель Христос, призывая к Себе всех, не к лености и бездейственной жизни приглашает, но говорит: возмите на себя Мое благое и легкое бремя творения заповедей Евангелия, – и верно обрящете покой душам вашим. Обрящете, братие, покой; ибо чрез веру и творение заповедей Евангелия возвратитесь к Источнику жизни, покоя и радости к Богу, без Котораго нет ни покоя, ни радости. Обрящете покой; ибо по мере веры и хранения заповедей Евангелия сообщатся вам новыя силы Духа Святаго к преуспеянию в святой благочестивой и добродетельной жизни. Обрящете покой; ибо с Нимъ – Искупителем нашим, приявшим на Себя бремя греховь наших неся иго Его заповедей, соделаетесь победителями греха, сотрете его жало, и сотворитесь наследниками вечной жизни в обителях Отца Небеснаго.
Не только на земли, но и на небесах нет другаго места, где бы мы могли обрести покой душам нашим. Души наши так созданы, что в одном только Боге могут найти истинный покой и мир свой. Ежели бы, братие, приглашал нас владыка строгий, и хотел возложить на нас тяжкое иго; мы моглибы устрашиться. Но милосердый Спаситель наш говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». – И кто кротчае Того, «Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим: смирил Себе – послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 6. 8). Кто милосердее Того, который и душу Свою не пощадел, но положил за спасение душ наших? И такой премилосердый Господь – может ли возложить на нас тяжкое бремя? Так, братие, «заповеди Его тяжки не суть» (1Иоан. 5, 3), – говорит св. апостол Иоанн Богослов, но недостаток веры и любви нашей представляет их тяжкими. – Птице тяжки ли перья, которыми она летает по воздуху? Так и истинному христианину не суть тяжки заповеди Христовы, творением которых душа наша оперившись возлетает на небо. Ношением сего благаго и легкаго ига св. апостол Павел окрилившись, еще находясь в теле, восхищен был до третьяго небеси. Сие легкое бремя принял на себя от юности, и с совершенною верностию носил до последняго издыхания празднуемый ныне Церковию преподобный и богоносный отец наш Феодосий. И как верно исполнились на нем великия обетования Божии живота настоящаго и грядущаго! Иисус Христос сказал во Евангелии: «Аз приидох да живот имут, и лишше имут» (Иоан. 10, 10). Конечно обетование сие есть обетование жизни вечной на небесах всем истинно верующим во Христа и хранящим заповеди Его. Но преимущественно можно отнести оное к той славе, которою Бог прославляет и на земле великих угодников Своих, не столько, для умножения их славы, сколько для утверждения нашего в вере и назидания в жизни. Со времени просвещения отечества нашего светом веры Христовой доселе преподобный и богоносный отец наш Феодосий прославляется во всех концах православной земли Русской. Сей святый, чудотворный, небеси подобный, боголепный храм руками его основанный, святыми молитвами его осеняемый, нетленными мощами его облагоухаемый, доселе есть и пребудет прибежищем молитвенников, стекающихся из самых отдаленных стран России. Так Господь Бог воздвигает в Церкви Своей, яко на тверди небесной, светозарныя светила, дабы они сияли в темном месте мира сего и освящали наш путь в отечество наше небесное.
По гласу зовущаго нас к себе милосердаго Господа и Спасителя, и мы, братие, да не ослабеваем в ношении благаго ига и легкаго бремени заповедей Его, да обрящем покой душам нашим, и среди скорбей и трудов настоящей жизни, и среди радостей и блаженства грядущаго нескончаемаго века. Аминь.