Слово 21. О покаянии. В понедельник 2‑й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Слово 21. О покаянии. В понедельник 2‑й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Еще совсем недавно мы с вами торжественно праздновали Пресветлое Воскресение Христово, а вот сегодня, в Апостольском чтении (см. Деян.3:19-26) нам опять говорится о настоятельной необходимости и важности покаяния. К этому призывали иудейский народ святые апостолы. О сем неустанно вещали первые христианские проповедники, взывая к душам и сердцам человеческим. Святая Церковь устами апостола Петра говорит: Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Только покаяние и обращение к Господу нашему Иисусу Христу дает возможность очищения от греховной скверны, от рабства страстей и пороков, столь изобильно в нас пребывающих. С первого взгляда может показаться, что не к нам обращаются святые апостолы, а к иудеям, потому нас вроде бы не касается все то, что говорится в апостольской проповеди. Однако сильно заблуждаются те, кто думают так.

Слова апостольские актуальны и в наши дни, ведь они пробуждают самые важные и сокровенные чувства — любовь к Богу и ближним, желание бороться с грехом и противостоять врагу рода человеческого. Покаяние способно преобразить каждого, наполнить неизреченным светом истины, раскрыть очи духовные для мысленного созерцания Бога и уста для молитвенного воздыхания. Не об этом ли говорилось еще в Ветхом Завете вещаниями древнего пророка: Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18:30). Нечестие, грех, беззаконие — вот что не дает нам приблизиться к любящему и ждущему нас Богу. Мы сами, собственными усилиями, а вернее, совершением непотребных дел и потворствованием злым помыслам отступаем от Господа все дальше и дальше. Мирское, плотское, земное туманит разум и пленит душу. Этот страшный путь может трагически увести в равнодушие, в тоску и неудовлетворенность, и в итоге — в духовную смерть, когда ничто Божие уже не будет волновать.

Но, по милости Господней, нам дано такое благо и такой бесценный дар, как покаяние. Покаяние способно любое жестокое и равнодушное сердце сделать мягким и добрым, любую зачерствевшую душу озарить состраданием, милосердием, вдохновением веры и надеждой на блаженную вечность в Царствии Небесном, уготованном Богом всем преданным, обращенным ко Христу, искренне верующим людям.

Преподобный Ефрем Сирин называет покаяние «древом жизни», потому что оно «воскрешает многих умерших грехами». Для покаяния и даны нам дни нашего земного бытия, которые мы зачастую по неразумению или беспечности тратим напрасно. Тем не менее, отпущенное нам в этом веке время неумолимо проходит. Грешим-то мы ежедневно, а каемся редко, от случая к случаю. И то порой формально, бездушно, неподготовленно. Оттараторили священнику заученными от исповеди к исповеди словами повторяющиеся грехи свои, а на сердце-то нет слез покаянных, не изнывает оно от множества согрешений, не болит и не болеет от греховного смрада удовлетворенных пороков, не скорбит о разрушенной беззакониями любви… Между тем трудно даже раскрыть всю полноту значения покаяния для нашей жизни. Оно служит душам христианским лестницей, ведущей в небо.

Когда-то человек был низвергнут с небесных высот грехопадением, и теперь покаяние восстанавливает искаженный грехопадением же образ Божий в человеке, возвращает, по изволению Создателя, возложенное на людей высочайшее достоинство. Отец Небесный с радостью услышит каждое покаянное слово, не погнушается принять молитву любого скорбящего и взывающего к Нему грешника. Потому что нет таких грехов, которые не простятся Господом при искреннем и трепетном раскаянии нашем.

Ни с чем не сравнимое блаженство обретет тот, кто неустанно исправляет свои падения покаянием и жизнью своей умилостивит Бога.

Покаяние есть источник духовного совершенствования.

Если человек понимает свое недостоинство пред Богом, испытывает страх пред очами Божиими, то в нем зарождается непреодолимое стремление к исправлению, к совершенствованию души, к молитвенному деланию. Посредством покаяния и духовного труда грешные становятся праведными, а беззаконные обретают святость, очищаясь и просветляясь, паче чистоты ангельской и светлости благих небожителей. История Церкви Христовой знает немало подобных имен, возвеличенных ныне в лике святых угодников Божиих.

Сам Господь наш Иисус Христос говорил людям: …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Или в другом месте Священного Писания: Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15). К покаянному очищению души призывает всех верных последователей Своих Господь и Спас наш. Мы слышали в Апостольском чтении сегодня о том, что придут времена отрады от лица Господа. Речь здесь идет о благоприятном времени, о котором благовествовал еще Господь в назаретской синагоге, о царстве Мессии. Радость о Духе Святом, правда, умиротворение, чистота озарят каждого в этом торжестве любви и благодати. Вот почему мы говорим, что Новый Завет является истинным наслаждением и отрадой для души, так как свидетельствует о мире с Богом и тесном Богообщении, построенном на всеобщей любви, милости и сострадании. Ведь Божественная любовь способна изгладить самую тяжкую горечь страданий и отвести любую беду. Только мы сами должны быть готовы принять и понять эту любовь, ответить на нее сердечной чистотой и искренней верой.

В апостольской проповеди звучит обращение к иудейскому народу, как народу особому, избранному Богом. Недаром вспоминаются древние пророчества: Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам. О Сыне Божием, Спасителе мира пророчествует Моисей. И не только он, а все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Святые пророки пытаются пробудить в слушающих чувство ответственности, подчеркивая: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших. Поясняя эти слова, святитель Иоанн Златоуст пишет, обращаясь к иудеям: «Итак, не считайте себя отринутыми и отверженными». Именно иудейский народ был повинен в распятии и смерти Господа, но Вселюбящий Отец Небесный готов исполнить на нем обетование, данное Аврааму, и сделать иудеев участниками всяческих благ земных и небесных, даровать спасение и жизнь вечную, ведь именно они, по слову Божию, сыны пророков и завета. Но что для этого надо было совершить? Преобразиться духовно! Обратиться ко Христу, поверить в Него как в Истинного Мессию и Сына Божия, принять преподанное Им учение о Царствии Небесном. Для нас же не менее важно и то, что в суждении о первенстве Израиля в принятии благословения воскресшего Господа содержится первостепенная мысль о всеобщности Царства Божия, которое способно распространиться на все племена и народы. Для иудеев эта мысль была нова и трудна для восприятия, так как они слишком привыкли к своей исключительности пред Богом.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостолы обращались к иудейскому народу, который совсем недавно по времени совершил тягчайшее в истории человечества злодеяние, распяв на Кресте безгрешного Господа. Но так как событие это было сотворено в неведении, то первые проповедники имеют право говорить о прощении и предупреждении. Господь наш Иисус Христос воскрес, преславным Своим Воскресением из мертвых утвердив преподанное Им учение. После этого никакое неведение не могло иметь более оправдания. Дальнейшее отрицание Иисуса Христа как истинного Мессии и Сына Божия не прощается Богом. Таким образом, на людей, познавших эту правду, возлагается колоссальная ответственность. Нет более оправдания дальнейшему распинанию Господа грехами в душах наших! И строки Святого Евангелия явно свидетельствуют об этом: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:41). Или: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин.15:22). Ну и совсем уже касающееся нас с вами, братья и сестры: Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4:17).

Нам, христианам, предоставлена от Бога величайшая милость: духовно все мы можем узреть и почувствовать яркий свет Божественного Откровения, заключающийся в осознании и признании Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божим, истинным Богом и Спасителем рода человеческого. В вере этой — наша сила и величайшая привилегия. Что может быть радостнее, возвышеннее и светлее того, что «с нами Бог», всегда, во всем, во все дни жизни нашей?! Даже, быть может, оставленные всеми людьми, мы никогда не будем оставлены Богом, если верим, молимся, уповаем на Его помощь и неизреченную милость! Христиане возвеличены Самим Создателем через Господа нашего Иисуса Христа до подлинного Божественного родства и права называться чадами Божиими. Да, это наша привилегия, но вместе с тем и огромная ответственность, возлагаемая на всю нашу жизнь, мысли, дела, поступки, свершения, чувства и отношения. Именно об этом говорили апостолы иудейскому народу в первых своих проповедях, но и, как Сам Господь, очень немногими иудеями они были по-настоящему поняты и услышаны. Ученики Христовы призывали к покаянию, к отказу от старых жизненных устоев и вступлению через веру в Господа и покаяние на стезю новой христианской жизни. При этом апостолы подчеркивали, что искреннее покаяние способно загладить любые, даже самые тяжкие грехи, потому что Бог любит людей и ждет их сердечного обращения к Нему. Кроме того, очищение покаянием безусловно скажется и на жизни будущей, когда изменится и отношение к Богу и само мировоззрение человека, который неизменно обретет новые истины и вступит на путь спасения. Путь этот не прост, тернист, труден, но он один, иного просто не существует. Все другие дороги, не благословленные Господом, ведут в ничто, в никуда, в вечную погибель. Апостолы это хорошо понимали и старались донести до людей. Но далеко не все иудеи хотели их слышать. Хотя апостол Петр очень убедительно говорит о том, что все произошедшее на глазах иудейского народа не было случайным, а давно и явно предсказывалось пророками. И в том можно убедиться, если внимательно читать и изучать Священное Писание. То есть знание Ветхого Завета не в коей мере не отрицало пришествие Господа нашего Иисуса Христа, напротив, конкретно указывало на Спасителя как на Избранника Божия, Который должен пострадать за грехи других. Однако иудеи отказывались принять и понять эту идею. Что же касается избранности перед Богом, то апостолы в своих проповедях не раз говорили об определяемом этой избранностью особом служении и обязанностях перед Богом. Святое Крещение и исповедование христианской веры налагает и на нас с вами, дорогие о Господе братья и сестры, определенные требования. Христиане обязаны быть верными последователями Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, строить жизнь свою по заповедям Божиим, уметь противостоять как собственным грехам, так и всевозможным искушениям врага рода человеческого. В нас постоянно должно присутствовать ощущение того, что, проводя дни земной своей жизни, мы не только сами духовно совершенствуемся, ходим в храм Божий, каемся в совершенных грехах, учимся правильно молиться, но веруем и работаем Бессмертному, Живому, Присносущему, Премудрому и Всемогущему Богу, Которому все подвластно и все подчиняется. Вот это осознание и вера способны растопить любой лед равнодушия, озарить сердце верующего человека подлинной радостью и весельем. Ведь именно о таком жизненном ощущении писал апостол Павел, призывая всех духовных чад: Радуйтесь всегда о Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп.4:4).

Что нам скорбеть, унывать, отчаиваться, что сетовать на трудности бытия, если вселюбящий Господь все равно никогда не оставит нас, поддержит, поможет, укрепит и защитит?! И даже если мы переживаем порой что-то не очень с человеческой точки зрения для нас приятное, то надо принимать выпавшие трудности и испытания со смирением сердечным, с осознанием в том Промысла Божия — значит, так надо для нашего же блага и спасения! Ежедневно, ежечасно Господь любовью Своей призывает нас, но мы ведь хорошо помним о том, что много званых, но мало избранных (Лк.14:24). Первыми были призваны иудеи, но они не поняли слова Божия и презрели благодать избранности. Сегодня всех нас с вами, братья и сестры, призывает Господь. Но всегда ли охотно мы идем за Ним, как следовали когда-то апостолы? В Таинстве Святого Крещения обретаем мы ни с чем не сравнимое сокровище — веру в Господа и возможность общения с Ним по этой вере. Однако мы так мало ценим это богатство, очень часто меняем его на земные удовольствия, соблазны, временные наслаждения. Ради тленного отказываемся от бессмертного. Ради земного презираем небесное. Между тем нет для человека ничего лучшего, чем жизнь во Христе, чем вера и познание Бога! Тот, кто почувствовал это однажды, никогда более ради временных удовольствий земного мира не откажется от неизреченной благодати, преисполненной подлинного совершенства. Потому что все течет и меняется в этой жизни, все проходит, имеет окончание, — вечной остается только наша душа и те сокровища, которые обретены ею, — вера, надежда и любовь. Как свидетельствовал апостол Павел, по высочайшей милости Своей, Бог кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим.8:30). Сподобимся же и мы, братья и сестры, быть в числе этих призванных. Пусть благословенной радостью о воскресшем Господе наполнят сердца наши торжествующие слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Свет Твой, Христе, озаряя меня, оживляет и возрождает, ибо видеть Тебя есть жизнь и воскресение. Но как происходят действия Твоего Света, я сказать не могу. Однако я на опыте познал и знаю, Боже мой, что хотя бы я находился в болезни, в скорбях или печалях, хотя бы содержим был в узах и темнице и томим голодом, хотя бы объят был, Христе мой, еще более тяжелыми и ужасными обстоятельствами, Свет Твой, воссияв, все это прогоняет как тьму, и Божественный Дух Твой внезапно делает так, что я бываю в покое и свете и в наслаждении Светом». Аминь. Христос воскресе!

Наверх