Проповеди на праздники:


Слово 20. В день Рождества Пресвятыя Богородицы

«Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).

Велико есть звание наше, братие, христиане! Слово Божие требует от нас, чтобы мы такия же имели чувствования, какия имел Иисус Христос, чтоб мысли наши так же были чисты, как чисты были мысли Иисуса Христа, чтоб слова наши так же были верны, как верны были слова Иисуса Христа; чтоб дела наши так же были праведны, как праведны были дела Иисуса Христа. Словом, чтобы мы всемерно старались жизнию своею подражать святейшей на земле жизни Иисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего. – «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе».

Не в одном месте св. Писания излагается сия обязанность наша подражать Господу Иисусу: но весьма во многих, дабы тем более возбудить нас к исполнению сего, сколько непреложнаго, столько и спасительнаго для нас долга. «Святи будите», глаголет Господь, «якоже Аз свят есмь» (1Петр. 1, 16). – «Вы есте род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите, из тьмы вас призвавшаго в чудный свой свет» (1Петр. 2, 9). «Глаголяй во Христе пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит» (1Иоан. 2, 6).

Да и что значит самое слово христианин, сие святое имя, которое мы на себе носим? Христианин есть тот, который, веруя всем сердцем во Иисуса Христа, следует неуклонно учению и жизни Его, дабы, последуя Ему на земле и соделавшись святым, царствовать с Ним вечно на небесах. Напрасно тот и называется христианином, кто не любит всем сердцем Иисуса Христа, не соблюдает заповедей Его, и не старается по мере продолжения своей жизни преуспевать и возрастать во всяком благочестии и во всякой добродетели. Не мои грешныя уста сие глаголют, но глаголет слышавший от самых уст Иисуса Христа, возлюбленный ученик и апостол Его Иоанн. «Сие есть обетование, еже слышахом от Него, и поведаем вам, яко Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. – Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тьме ходим, лжем и не творим истины. – Аще же во свете ходим, якоже сам Той есть во свете, общение имамы с Богом, и кров Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха» (1Иоан. 1, 5–7).

А тот только ходит во свете, кто весь ум свой покоряет истине учения Иисуса Христа; тот только ходит во свете, кто во всех делах своих поступает по заповедям Иисуса Христа. – Тот только ходит во свете, кто всемерно старается всю жизнь свою располагать по примеру святейшей на земле жизни Иисуса Христа. Ибо Иисус Христос един есть Свет мира, как сам Он глаголет: «Аз есмь свет мира, ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Иоан. 8, 12). Подобно как в видимом мире единое есть солнце: – когда оно светит, тогда мы видим все окружающее нас, и знаем путь, куда нам итти надлежит: так и в духовном, невидимом мире единое есть вечное Солнце правды – Иисус Христос. Когда Он освещает и ум и сердце наше: тогда мы знаем и видим истину и идем путем, ведущим нас в жизнь вечную, последуя Ему по заповедям Его, и по стопам святейшей Его жизни. А когда начинаем жить по своей развратной воле, тогда грехи и соблазны мира и плоти ослепляют очи сердца нашего, мы теряем путь открытый нам Господом в жизнь вечную. – Вот от чего, братие, случается не редко, что люди и ученые и многознающие, но мало имеющие веры и не старающиеся соблюдать заповедей Иисуса Христа, так несчастно заблуждают, что и живут и умирают во грехах, не имея и надежды получить жизнь вечную. Так-то для спасения нашего всего нужнее, чтоб мы сколь можно чаще и внимательнее слушали и читали слова и жизнь Иисуса Христа и старались располагать жизнь свою по примеру Его святешней жизни.

Но кто мы, скажете вы, что дерзаем надеяться подражать жизни Иисуса Христа? Он Святый святых; а мы в беззакониях зачинаемся и во гресех раждаемся. Он Творец всемогущий, а мы брение и самая немощь. – Это истинно. – Но для того Он и пришел на землю, дабы спасти грешников; для того и принял на Себя бренную плоть нашу, дабы даровать нам свой Божественный Дух жизни и силы. Для того и пролил на кресте пречистую кровь Свою, дабы освятить нас и соделать чистыми и непорочными. Для того и омыл нас водою крещения, дабы мы жили так чисто и непорочно, как выходим в чистоте из купели крещения. –

Долг наш есть самый первейший – сию чистую одежду всячески хранить, дабы непостыдно явиться в ней пред лицем Иисуса Христа, когда Он придет судить живых и мертвых. Ибо те только внидут в чертог Царствия небеснаго, которые будут облечены в брачную одежду чистоты и святости Христовой; а в осквернившим себя грехами Господь речет: «како вшел еси семо», не «имый одеяния брачна? – Связавше ему руце и нозе, возмите его, и верзите во тму кромешную, ту будет плачь и скрежет зубом» (Матф. 22, 12–13).

Но кто из нас, братие, похвалится своею невинностию? Кто из нас столько счастлив, что чистую одежду крещения незапятнал каким-нибудь грехом? «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас» (1Иоан. 1, 8), глаголет слово Божие. Так, братие, все мы грешники. Но милосердие Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, столько к нам велико, что и тогда, когда теряем мы грехами юности или немощи чистоту, полученную нами в крещении, Он дарует нам способ возвращать оную паки посредством покаяния. Только бы покаяние наше было без отлагательства и истинное. Как в болезнях телесных весьма легко и удобно врачевать их с начала, пока они еще не укоренились: так и в болезнях душевных надобно врачевать их с начала, пока язва грехов не заразит всего сердца нашего. Для сего то необходимо для нас всегдашнее покаяние; ибо мы вседневно согрешаем. – Мы весьма скоро успели бы очистить себя, и при всесильной помощи благодати Божией соделаться святыми, ежели бы внимательно смотрели за своими мыслями, словами и делами. Когда приходит тебе греховная мысль, сколько бы мал ни был грех замышляемый тобою, изгони ее тот час из твоего сердца, как смертоносный яд для души твоей; обратись ко Господу в молитве покаяния – и мысли твои всегда будут чисты. Когда ты произнес какое-либо слово, или соблазнительное или оскорбительное для ближняго твоего, или ложное, – обратись ко Господу в покаянии, и испроси у Него помощи, чтоб сохранил тебя на будущее время; и слова твои всегда будут верны, истинны и назидательны. – Но когда ты так несчастен, что и самый грех сотворил делом, – не закосневай в нем, исповедуй, покайся с сокрушением сердца и слезами и с твердым намерением удаляться от него, как от смертоноснаго яда. – И верен Господь, яко очистит согрешение твое (1Иоан. 1, 9), и подаст тебе силы и крепость к добродетельной и святой жизни.

Тысящи тысящей святых, уже блаженствующих на небесах, раждались так же во грехах, и с таковыми же слабостями, как и мы. – Но поскольку всем сердцем веровали в Господа Иисуса Христа и всею любовию к Нему прилепились, и всеми силами старались исполнять Его заповеди и следовать по стопам Его жизни: то Господь и грехи их загладил милосердием своим и даровал им силы Духа Святаго к добродетельной и благочестивой и святой жизни, и приял их в блаженныя обители Отца небеснаго. «Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки» (Евр. 13, 8). И для нас Он также милосерд, как был милосерд для них. Также всегда готов и нам подать силы и крепость соделаться святыми. Какой же будет стыд для нас, когда увидим собратий нашнх в торжестве грядущих получить наследие жизни вечной, а нас за безпечность о спасении нашем лишаемых? Время настоящей жизии пройдет скоро; – за пределами гроба один есть предмет и радости и блаженства нашего – Господь и Бог наш, Иисус Христос, коего лицезрением вечно будут наслаждаться возлюбившие Его на земле всем сердцем.

Он, по неизреченному милосердию Своему, дивныя даровал нам удобства к обновлению, к освящению и ко спасению нашему. Когда приносил всего Себя в умилостивительную о нас правде Божией жертву: тогда с крестнаго жертвенника поручил нас предстательству и заступлению Пресвятыя и Преблагословенныя Девы, Матери Своея. Се «мати твоя» – рек Он возлюбленному ученику своему Иоанну (Иоан. 19, 27) а в лице его и ко всем христианам. Поручил нас матернему Ея ходатайству, дабы никто из кающихся грешников не отчаявался в помиловании своем. Дабы мы грешные, взирая на пример высочайшей Ея чистоты и святости, которою Матерь Божия превознесена паче херувимов и серафимов, всемерно старались и себя очищать от скверн греховных.

Иисус Христос безпредельно щедродаровит. – Когда некая жена, восхитившись Божественными Его словами и делами, из среды множества народнаго произнесла сей Богодухновенный глас: «Блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал»; Он тотчас открыл, что блаженство Матери Своея хощет разделить со всеми истинно верующими в Него и хранящими Его заповеди: «темже убо, блажени слышащии слово Божие и хранящии е» (Лук. 11, 27–28). Доколе время имеем, поспешим, братие, всем сердцем прилепиться к щедродаровитому Спасителю и Богу нашему. Пролием мольбы наши к Пресвятой Матери Его, заступнице нашей усердной, да матерним Ея предстательством Господь Иисус Христос подаст нам силы духа и крепость ходить непреткновенно во свете заповедей Его и преуспевать в наследие жизни вечной. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх