Слово 2. На новый год

«Мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки» (1Иоан. 2, 17).

Итак сподобил нас Отец небесный еще окончить течение лета благодатнаго на земли царствования Господа нашего Иисуса, возлюбленнии во Христе братие. Содержай в руце Своей времена и лета, Господь Вседержитель, еще отверзает для нас отеческую руку благости Своей, и дарует нам жизнь и силы, «исполняя пищею и веселием сердца наша» (Деян. 14, 17); Премилосердый еще не отвращает от нас грешных лица Своего, и не запрещает «солнцу Своему сиять на злыя и благия, и облакам дождить на праведныя и не праведныя» (Матф. 5, 45): «отверзшу бо Ему руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу же Ему лице, возмятутся; отымет дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся» (Псал. 103, 28–29), по словам святаго Псалмопевца. Царь веков, не хотяй смерти ни единаго от грешник, еще долготерпит на нас, и продолжает бытие преходящаго века и мира сего, «не хотя да кто погибнет,» «но да вси в покаяние приидут» (2Петр. 3, 9). «Призвавый нас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2, 9), еще простирает к нам милосердый глас слова Своего, зовущий нас «в наследие нетленно, нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех нас ради» (1Петр. 1, 4).

Так, братие, не здесь, не здесь истинное наследие наше, не здесь неотъемлемое сокровище безсмертных душ наших, созданных для вечнаго наслаждения в безконечно блаженном соединении с Богом и Господом нашим Иисусом Христом, в небесном отечестве нашем. «Мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию,» «пребывает во веки».

«Мир преходит». Мудрейший из царей Израилевых Соломон, испытавший непостоянство всех вещей и дел человеческих, и с Божественным искуством описавший суету их, находит твердость в одних только творениях рук Божиих: «род преходит», говорит он, «и род приходит, а земля во век стоит» (Еккл. 1, 4). Но и сей век, котораго продолжение «Отец небесный положил во Своей власти» (Деян. 1, 7), получит свой конец. Не только «земля», но «и небо прейдет» (Матф. 5, 18), по непреложному глаголу Господа Иисуса. И небо, из всех видимых самое твердое и постоянное, по выражению Пророка Исаии, ничто иное есть, как «скиния» (Ис. 40, 22), простертая рукою Господа для нашего под нею обитания на время, которая тотчас снимется, коль скоро не будет в ней надобности, и минует сие время – в очах наших, без сомнения, долгое, но пред Богом – «тысяща лет яко день един» (2Петр. 3, 8), по словам Писания; пред нескончаемою вечностию многия тысящи лет, как несколько капель в океане. «Приидет бо день Господень», говорит Апостол Петр, «яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимоидут», «стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» (2Петр. 3, 10). Нынешняя небеса и земля прейдут, – и уступят место новому небеси и новой земли, которых мы, по непреложному обетованию Господа нашего, «чаем, в нихже правда живет» (2Петр. 3, 13), где есть истинное сокровище наследия верующих, призванных в сонаследие Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 4, 7).

Ежели же и небо и земля, сии прекрасныя и великолепныя дела рук Творческих, в которых столь живо начертаны следы безпредельнаго всемогущества, премудрости и благости Божией, такому подлежат изменению: то что сказать о ежемгновенной превратности мира сего, который на священном языке означает собрание, или толпу людей, или неверующих и неотрожденных благодатию Крещения, или хотя уверовавших, но благодать отрождения и плоды веры погубивших нечестивою жизнию и порочными делами своими, – толпу людей, водимых не Духом Божиим Святым, духом истинной, живой, веры во Христа Господа, сыновней на Него надежды и святой любви к Отцу небесному, но духом «похоти плотской, похоти очес и гордости житейской» (1Иоан. 2, 16)?

«Похоть плотская» – мечты роскоши и сластолюбия, порочныя удовольствия и плотоугодия, – все забавы и веселости, не освященныя Христианскою невинностию и скромностию, но истребляющия из сердца сыновний страх Божий и молитву, которая в душе Христианина должна быть «непрестанная» (1Сол. 5, 17), по точному завещанию Евангелия, – сия прелестная похоть не преходит ли скорее ветра? Не исчезает ли скорее дыма? И в сердце похотливца что оставляет, кроме безобразной пустоты и мучительнаго, безплоднаго раскаяния? «Несть бо радоватися нечестивому» глаголет Господь (Ис. 48, 22), «но скорбь и теснота на всяку душу человека», «творящаго злое» (Рим. 2, 9).

«Похоть очес» – непомерная жажда к сребру и злату, изгоняющая из сердца всецелую любовь к Богу, – нечестивое упование на богатство и тленныя сокровища – сие исчадие неверия Господу Промыслителю; – суетныя украшения тела, отнимающия у души силы и время на украшение себя благолепием добродетелей, – сия тлетворная для духа нашего похоть не преходит ли подобно тени, в день посещения праведнаго суда Божия? «Богатство ваше изгни и ризы ваша молие поядоша: злато ваше и сребро изоржаве» (Иак. 5, 2–3), глаголет Писание.

«Гордость житейская» – высокомерное стремление к славе человеческой, погашающее в душе ревность к славе Божией, – властолюбивое присвоение себе не принадлежащей чести, противное духу смирения Христианскаго, – сия суетная похоть не преходит ли, не увядает ли подобно цвету травному? «Зане всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и увет ея отпаде» (Ис. 40, 6–7), глаголет Господь. Тако всякая похоть мирская преходит и исчезает весьма часто еще по сю сторону гроба, в котором и наслаждения, и богатства, и слава мира сего погребаются навсегда; – тако «мир преходит и похоть его».

Среди сих безпрерывных прехождений и исчезновений – творяй волю Божию пребывает во веки. Но что есть воля Божия, творение коей доставляет нам истинное бытие, вечную жизнь? Святый Апостол Павел всю блаженнотворную волю сию заключает в едином многозначительном слове: «сия есть воля Божия», говорит он к верующим, – «святость ваша» (1Сол. 4, 3). Христианин, «порожденный не от семене истленна, но неистленна, Словом живаго Бога и пребывающа во веки» (1Петр. 1, 23), для того и изводится рукою Господа Искупителя на дело и на делание, от утра жизни своей до самаго вечера ея, чтобы со дня на день расти и успевать во всякой добродетели и плодоприношении благих дел, «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна,» «в меру возраста исполнения Христова» (Ефес. 4, 13), по словам святаго Апостола Павла. Для того и Единородный Сын Божий пришел на землю и искупил нас кровию Своею, чтобы силою благодати Его исхищенных из среды мира, во зле лежащаго, членов Церкви Своея соделать святыми и благоприятными Богу: «Христос возлюби Церковь», говорит языков Учитель, «и Себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе; да представит ю Себе славну церковь,» «неимущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Ефес. 5, 25–27). Для того Отец небесный, по премудрому строительству Промысла Своего, и продолжает бытие века сего, и обновляет времена и лета, дабы званные в наследие небесное совершились в святости и правде, как сказал Ангел Божий в откровении святому Апостолу Иоанну: «праведный правду да творит еще, и святый да святится еще» (Апок. 22, 2). Таковые, творящие волю Божию, еще в сей жизни, в духе своем прешли «от смерти в живот» (Иоан. 5, 24; Иоан. 3, 14), по слову Спасителя, и смерть телесная для них есть прехождение в истинную, блаженную, вечную жизнь: «творяй волю Божию пребывает во веки».

И так, «братия святая, звания небеснаго причастницы» (Евр. 3, 1), приветствуя вас со вступлением в новое лето благодати не моими словами, но словом Божиим, от алтаря Господня предлагаю Пастырское желание сердца моего: «молю вас щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови словесное служение ваше; – и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия», «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1–2); «отложити вам ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных»: «обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека,» «созданнаго по Богу в правде и преподобии истины» (Ефес. 4, 22–24), – «во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время» (1Петр. 4, 2).

Отче, Господи небесе и земли! посли свет Твой и истину Твою, и озари сердца наши, омраченныя дымом мира сего, во зле лежащаго, всемогущею силою благодати Твоей; разтерзай узы, приковавшия души наши к тлетворным похотям его; свяжи нас любовию Твоею толь крепко, дабы мы возжелали лучше умрети, нежели когда каким либо грехомь оскорбить Твое, безпредельно нежное, человеколюбие! Когда сердца наши истинно возлюбят Тебя, Источника жизни и блаженства нашего; тогда чего Ты, Отец милосердия, не даруешь нам, непощадевший за нас возлюбленнаго Сына Твоего, единственное, неоцененное сокровище сердца Твоего? Ради Божественной крови Его, вопиющей к Тебе о помиловании нас: «благослови венец лета благости Твоея, Господи» (Псал. 64, 12)! Аминь.


Наверх