Слово 2-е в неделю Цветоносную
«Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс. 23:7). Законополагает и провозглашает это Святый Дух устами вдохновенного пророка.
Возлюбленные братия!
Бог выражает Свое всесвятое благоволение жительствовать в нас. Волю великого Бога нашего особенно приличествует возвестить в настоящий праздник, в который мы воспоминаем вшествие Господа во град Иерусалим, в град мира, в град истинного служения Богу; Иерусалим есть образ благочестивой души. «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы».
Слово Духа надо разуметь и объяснять духовно, сказал святой апостол (1 Кор. 2:14). Призовем свыше Божественную благодать, и рассмотрим о Господе воззвание к нам Господа: «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы».
Кто – «князья», к которым обращается здесь слово Божие? Душою и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум – владыка, царь, священник, князь в малом мире – в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к духу, к уму, – говорит: «Возмите врата, князи, ваша». В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине – Христе – заключается сущность спасения нашего.
Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя Славы в богозданный град, в человека? Эти врата – грех: «греси ваши, – говорит пророк, – разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице свое от вас» (Ис. 59:2).
Врата названы «вечными» грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная».
Что ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение «возмите?» Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! оказалось недостаточным для этих врат – для греха – слово «отверзите», нужно было употребить слово «возьмите»: нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. «Покаяние во грехе, – сказал некий великий отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем, и уже не повторять его». Только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистит себя покаянием, «внидет Царь славы».
Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: «возмитеся врата вечная». Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. «Возмитеся врата вечная!» Когда возмутся «врата вечная, – входит в душу Царь славы».
Вожделенным и радостным было для Иерусалима воспоминаемое и празднуемое нами вшествие в него Искупителя, Спасителя, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Возлюбленные братия! Все мы можем сподобиться этого величайшего счастья, если пожелаем его и устремимся к приобретению его от всего сердца нашего. Отвратимся от греха, ради которого отвращается от нас Господь; отвратимся от греха искренним и действительным покаянием! Мысли, сердечные чувствования, слова, дела наши да будут выражением заповедей Христовых, которыми преподается точнейшее уклонение от зла и правильное богоугодное творение добра. Таким поведением мы соделаем себя домом, храмом, градом, достойным Христа. «Аще кто любит мя, – сказал Он, – слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23). «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы». Аминь.