Проповеди на праздники:


Слово 19. В день Рождества Христова

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14).

Вот песнь, возлюбленнии во Христе братие, которую воспели безчисленные сонмы Ангелов, восхищенные радостотворным для неба и земли рождеством воплощеннаго Бога, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!  Песнь, воспеваемая до ныне и сердцем и устами всех истинных сынов Церкви Христовой, воинствующей на земле, и составляющая радость блаженных сопричастников единой Церкви торжествующей на небесах.  Песнь, коея содержание так многозначительно, что разумеющие видят в ней откровенную тайну строительства спасения рода человеческаго.

«Слава в вышних Богу!» В высотах небесных тысящи тысящей и тьмы тем Ангелов, предстоящих престолу Бога триипостаснаго, созерцая чистыми очами Его дела, всегда поют Ему славу. Но особенную воздают Ему хвалу, при открытии особенных Его действий.  Так при сотворении мира, воспели они славу Его всемогущества, премудрости, и благости. Егда основал землю, «егда сотворены быша звезды», глаголет Господь ко Иову, «восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов. 38, 7). Подобно и здесь, при возстановлении падшаго естества человеческаго, и как бы при возсотворении его, сонмы Ангелов, во всех краях неба, поют славу Его милосердия. На небесах есть Царство любви; Спаситель Христос говорит: «радость бывает Ангелам на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 10): какая же была их радость когда они узрели обещаннаго Спасителя всех человеков, уже родившагося для спасения их!  В сей то радости приветствуют они друг друга и воздают славу Богу. Слава в вышних Богу! 

«И на земли мир». – Первая причина радостнаго славословия Ангелов есть та, что они видят и на земле мир. Была некогда брань и на небесах,  когда один из Ангелов света возмечтал быть равным Богу, и возмутил мирных жителей неба. Но брань сия окончилась свержением его, с сообщниками его гордости, из области света в область тьмы;  с тех пор в высотах небесных, в жилище святых Ангелов, устоявших в верности Господу и Творцу своему, во веки веков утвержден ненарушимый мир. Был некогда мир и на земле, когда, по сотворении оной, поставленный от Бога обладателем ея человек, в святой невинности, ходил верно во свете заповедей Творца своего; но сверженный с неба сатана прельстил обладателя ея и вовлекши его в преслушание Творцу своему, отнял от земли мир. Человек, соделавшись грешником, прервал мир с Богом, коего святость никак не может иметь общения со грехом; потерял мир с совестию своею, которая у грешника никогда не может быть покойна;  и земля вместо обители мира, соделалась зрелищем безпрерывных браней, жилищем людей противящихся Богу, враждующих с ближними, стонающих от угрызения своей совести. Чтобы паки водворить на земле мир, надлежало род человеческий спасти от грехов, которые суть первоначальною причиною всякой брани, всякаго неустройсгва, и всех зол. И сего-то Спасителя от грехов, Господа Иисуса Христа, вечнаго Примирителя человеков с Богом, земли с небом, Ангели зря воплощенным и родившимся на земле, приветствуют друг друга радостною песнию: «Слава в вышних Богу и на земли», так как на небе, паки водворился «мир. И на земли мир».

«В человецех благоволение». Вторая причина радостнаго славословия Ангелов есть та, что они видят в человеках благоволение Божие. Бог благоволит только к невинным и святым. Грех есть вечный предмет гнева Божия. Бог по существенной Своей святости, безпредельно ненавидит всякое беззаконие. – Каким же образом в человеках грешниках благоволение Божие? Здесь открывается нам, братие, неизреченное человеколюбие Бога и Спасителя нашего. Благоволение Бога Отца вечно почивает в Единородном, возлюбленном Сыне Его, как Сам Отец небесный глаголет: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Матф. 3, 17).  Чтоб обратить сие благоволение Божие и на человеков, Сын Божий Сам воплощается и делается человеком; естество человеческое приемлет на Себя; соединяет его на всю вечность с Своим Божеством; послушанием Своим Богу Отцу заглаждает преслушание человеков; безпредельным смирением Своим изглаждает их гордость; Божественными заслугами страданий и смерти Своея, избавляет их от гнева Божия за грехи их. Воплощенный Сын Божий делается Главою человеков, Ходатаем за них, примирителем их с Богом, братом и другом их: и ради Его всесильнаго ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец Небесный отверзает всем человекам вход в Царствие Свое, кающихся грешников и истинно верующих в Сына Его приемлет в отеческия объятия, прощает им грехи их. Они уже не чада гнева, но чада любви и благодати Его; ибо вместо гнева, Отец милосердия обращает на них благословение Свое. И сию тайну спасения нашего святые Ангелы созерцая чистыми очами своими, воспевают радостную и хвалебную Богу песнь: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». 

Так, братие, Рождество Господа нашего Иисуса Христа есть столь безпредельный источник благоговейнаго удивления, чистой радости и благодарных славословий Богу, для всех Ангелов и человеков, что для изчерпания его не достанет целой вечности.  Но мы еще сугубыя имеем побуждения хвалить, славить и благодарить Господа и Спасителя нашего, как сыны Церкви и как сыны России. Как сыны Церкви, в благоговейной радости празднуем днесь спасение и избавление рода человеческаго от рабства греховнаго; как сыны России, торжествуем ныне избавление любезнаго отечества от нашествия иноплеменников. Как сыны Церкви, славословим Господа, примирившаго человеков с Богом, небо с землею: как сыны России, приносим благодарение Отцу Небесному, даровавшему вожделенный мир отечеству нашему. Не по заслугам нашим, но по Своей неизреченной милости избавил нас Господь от грехов наших и призвал из тьмы в чудный свет Свой; не по заслугам нашим спасено Богом отечество наше, но по безпредельной Его благодати. Господь сил, ради веры и благочестия отцев наших, сохранил и в нас семена сей победоносной веры,  и Храстолюбивому Российскому воинству даровал непобедимое мужество в столь священной и праведной брани.

Прославим убо Господа в душах наших и в телесах наших преуспеянием в благочестивой и святой жизни; явимся истинными победителями греха в сердцах наших, да водворится в них неотъемлемый мир Божий. Пойдем во смирении путем веры и святых заповедей Евангелия. Пребудем верными блюстителями благочестия боголюбивых предков наших. Прилепимся ко Господу Богу и Спасителю нашему всею силою любви нашей, и в благоговейной радости воспоем с Церковию святою: «с нами Бог», «разумейте язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх