Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Святом Евангелии, прозвучавшем сегодня за Божественной литургией (см. Мф.5:42-48), Господь наш Иисус Христос продолжает учить нас тому, как должно поступать Его верным последователям. Вот мы слышим от Спасителя заповедь: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Для верующих людей эти слова несут огромный смысл и не подлежат сомнению, потому что Господь Сам так поступал в земной Своей жизни и нам велел — будьте милостивыми, не жалейте для ближнего, не скупитесь. Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы.
Теперь посмотрим, братья и сестры, так ли происходит в мире? Нет, конечно. К сожалению, мы слишком погрязли в земном, в материальном. В той или иной степени все мы находимся под властью денег: когда их нет, прилагаем множество усилий, чтобы добыть определенную сумму, когда есть, трясемся над каждой копеечкой, не в силах расстаться хоть с малым количеством. В долг-то даем неохотно, а безвозмездно — практически никогда. И где же, спрашивается, наше милосердие, где стремление помочь ближнему?! Где исполнение заповеди: просящему у тебя дай? Некоторые начинают искать оправдание для своей корысти: можно ли любому просящему давать, а не потратит ли он мои деньги на пьянство или иные грехи?
Или где исполнение заповеди: от хотящего занять у тебя не отвращайся? Занять-то займу, а вот отдаст ли и когда отдаст? Но Сын Божий не делает никаких ограничений, не ставит условия и не приводит никаких оговорок, призывает делать добро просто, от всего сердца, от всей души. И награда за то будет! Обязательно! Только нетленная, не поддающаяся действию времени, — награда на небесах.
Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает об этой заповеди Господа: «Сделав доброе дело, не ищи благодарности, чтобы иметь тебе должником Самого Бога, Который сказал: взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить. Сам Бог сказал: благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч.19:17)». Да, иногда бывает так, что в ответ на наше доброе дело мы получаем черную неблагодарность и, с человеческой точки зрения, это нас возмущает. Вот, мол, я столько всего ему сделал или сделала, а он такой-сякой, никакой от него благодарности. Подождите, а что вы ждали? Вы рассчитывали получить в ответ похвалу или еще что-то доброе, что вам выгодно и необходимо? Так скажите, где же здесь бескорыстие? Получается, что целью вашего милосердия было желание потешить собственное тщеславие, возвеличиться над другими — вот, какой я хороший, как людям помогаю, за это-то точно мне воздаст Господь! Конечно, Бог сторицей воздает за добрые дела, но только если человек, их совершающий, не ждет в ответ никакой благодарности. А потому, братья и сестры, постараемся просто жить по совести, любить ближних, жалеть их и помогать, чем можем. Но не стоит вменять себе в достоинство и доблесть исполнение наших обязанностей, потому что мы — христиане, и так действовать, так поступать нам повелел Господь! Во имя любви к Нему мы все это совершаем, во славу Божию, но не во славу людскую.
Люди неверующие еще больше будут недоумевать, слыша следующую заповедь Господа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. В этой заповеди Иисус Христос превзошел ветхозаветный закон, который повелевал не мстить и не иметь злобы только по отношению к единоплеменникам, а врагов позволял уничтожать. Не только иудеи, но и язычники ненавидели врагов своих. И вот Сын Божий призывает, чтобы Его ученики в нравственном отношении превосходили самых праведных иудеев, самых верных ревнителей закона Моисеева, потому что они стремятся и желают быть сынами Отца Небесного, Который одинаково любит всех людей: …ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. В подтверждение тому Господь сказал еще: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13).
По человеческому разумению было бы понятно, что Спаситель ради того, чтобы спасти самых добрых, самых честных и боголюбивых людей пострадал и принял смерть на Кресте. Но нет, не только за праведников и не столько за них была принесена Искупительная Жертва. Агнец Божий был заклан по неизреченной Божией любви за всех людей, отдал Свою жизнь за грехи всего мира.
Преподобный Нил Синайский говорит: «Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога».
Действительно, в человеколюбии, в одном из лучших качеств характера, заключена великая сила. Научившись прощать обиды, молиться за врагов своих, равно благотворить благочестивым и нечестивым, мы постепенно уподобляемся Богу, становимся все ближе и ближе к Отцу Небесному.
Совершенная любовь к людям, без деления на своих и чужих, добрых и злых, хороших и нехороших, определяет совершенство христианина. Ведь Господь конкретно указывает: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И пусть эта заповедь — самая трудная к исполнению. Достигается она постепенно, по мере духовного совершенствования верующего человека. Зато и награда за нее велика — любовь Божия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу».
С чего начинается эта любовь? С желания и умения прощать. Человек вас ненавидит, сердце его преисполнено злобы, клеветы, мести, в нем нет ни капли раскаяния? Бедный! Он сейчас так далеко от Бога! Он движется к погибели из-за собственной глупости и дурной воли! Он так одинок, что не может противостоять врагу рода человеческого, который радуется и искушает несчастного с еще большей силой. Так неужели мы на него станем гневаться, неужели не пожалеем, не сокрушимся помрачению его?! А ведь жалость и есть не что иное, как основа любви! Жалеем, значит, любим. Как же ему помочь, как внушить, что он ошибается в своем злословии и злонравии? Ведь по нашей милости, вольной или невольной, впал он в такое страшное состояние души.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами носим великое звание — православных христиан. Православные — те, кто правильно славит Бога, кто проводит земную жизнь так, что Бог в ней прославляется, а окружающие люди осеняются неизреченным светом истинной веры, исходящей из православных душ и сердец. И мы должны подавать пример жизни во Христе. Милосердием пробуждать в ближних милость и сострадание. Кротостью и незлобием сердца умиротворять враждующих и страстями обремененных. Миром душевным творить мир в обществе. Любовью к врагам уподобляться совершенству Отца Небесного, открытого нам в Господе Иисусе Христе, Который призывал: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!
Кто-то из вас, может быть, спросит: «Разве можно когда-нибудь достигнуть совершенства Бога?» Это — правильный вопрос. Слова эти нельзя понимать в том смысле, что Спаситель повелевает нам сравняться с Богом. Естественно, величие Божие недосягаемо для нас, и никаким человеческим разумом, никакими человеческими чувствами его не постичь и не достигнуть. Познание Отца Небесного началось лишь тогда, когда на землю пришел Божественный Сын, рожденный от Пресвятой Девы Богочеловек. Именно в Нем, Господе нашем Иисусе Христе, люди в полноте узнали те Божии достоинства, которые может вместить человек.
Да, величие Бога для нас недосягаемо, но мы можем и должны стремиться к достижению тех совершенств, которые, по Божией милости, нам Господом открыты. И самый короткий и верный путь к этой благословенной цели — исполнение заповедей Христовых, потому что Спаситель, явившись в мир Богом и Человеком, на примере Своей земной жизни показал всем нам, как нужно эти заповеди исполнять. Господь Сам на деле указал ученикам и всем последователям возможность осуществления того, что Он заповедал. «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа — есть правило благочестия и добродетели», — говорит святитель Василий Великий.
Будем же любить Господа всем сердцем и всей душой, и держать во всеоружии духовном святые Евангельские заповеди. Недаром апостол Иоанн, которого называют «апостолом любви», самый любимый и самый любящий Господа ученик пишет:
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2 Ин.1:6). А святитель Иоанн Златоуст дополняет: «Душа праведного, говорит Спаситель, ничем не побеждается потому, что она основана на камне. Камнем же Он называет твердость Своего учения. Ибо поистине, заповеди Его гораздо тверже камня. С их помощью человек становится выше всех волн человеческих. Ибо кто тщательно соблюдает их, тот побеждает не только гонения людей, но и козни диавольские». Аминь.