Проповеди на праздники:

Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.5:27-32) продолжается Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель придает новую значимость и звучание ветхозаветным заповедям. Он говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Именно так звучит седьмая заповедь, данная Богом людям на горе Синай. Заповедь эта, запрещавшая блуд, охраняла чистоту брака. Если же кто нарушал эту заповедь, то, по закону Моисея, мог быть подвергнут смертной казни.

Господь наш Иисус Христос поднимает нравственную планку гораздо выше: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Иудеи считали грехом и злодеянием совершившийся факт нарушения супружеских отношений. Но только что мы слышали, как в той же Нагорной проповеди Господь сказал: Блаженны чистые сердцем (Мф.5:8). Совсем нелегко сохранить свое сердце в чистоте, не допускать в него злые помыслы, страсти и пороки. В сердце человеческом возникает и рождается все самое доброе, возвышенное, светлое, если сердце настроено на созидание. В то же время, Господь говорит нам: …из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства,хуления (Мф.15:19). Страшные слова! Но разве это не так?! Разве мы сначала не соблазнимся самим помыслом, не распалим его в сердце своем, прежде чем начать воплощать в действие?! Вот почему, заповедав соблюдать чистоту сердца, Спаситель обратил наше внимание и на чистоту помышлений. И потому Господь утверждает, что грехом является не только само прелюбодеяние, а даже нечистые мысли и любострастные воззрения на лиц противоположного пола. В проповеди Своей Господь говорит о грехе мужчины, но вполне естественно, что слова эти в равной мере относятся и к женщине. Спаситель удерживает верующих людей от греха не только в действиях, но даже и в помышлениях. Мы не должны осквернять душу и тело страстями и пороками. Помните слова апостола Павла: …храм Божий свят: а этот храм — вы (1Кор.3:17)? Разве в храме могут быть нечистоты? Вот и святые отцы Церкви о том же говорили. Так, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает бесстыдный взгляд к прелюбодеянию, что пользы в удовольствии, если оно подвергает непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, удостоиться вечной радости, чем за малое удовольствие от порочных желаний мучиться бесконечно?»

В грех нас вовлекает соблазн. Поэтому Господь говорит, что если даже правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя и далее: если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Оба эти высказывания Спаситель заключает одним выводом: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сама по себе человеческая плоть не может быть осуждена. Глаза нужны, чтобы видеть. Руки, чтобы производить множество действий. Но и глазами, и руками, и прочими органами нашими руководит разум, воля. Развращенную волю человеческую и обвиняет Господь. Причем данное высказывание Сына Божиего имеет особый подтекст, истолкованный отцами Церкви, о котором, в частности, говорили святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие. Почему именно правый глаз и правую руку упоминает Господь? Разве не двумя глазами смотрит человек, не обеими руками работает? Святые отцы считают, что речь здесь идет не о членах человеческого тела, а о людях, на которых полагаешься и которым веришь, как своей правой руке и правому глазу. Святитель Иоанн Златоуст поучает: «В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собой губит, то какое было бы человеколюбие обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись?»

Далее Господь говорит о святости брачных уз. Если по закону Моисея развод был допустим, то Иисус Христос, обращаясь к Своим слушателям, предупреждает их: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Сын Божий утверждает брак, освященный Богом, нерушимым союзом. Но также, хорошо зная человеческую природу, Господь понимает, что люди далеки от совершенства, они могут нравственно падать, но потом каяться в совершенных грехах и опять подниматься. Беспричинный развод (не по причине нарушения супружеской верности), о котором повествует Спаситель, влечет за собой многие грехи, а человек, настоявший на дурной воле и допустивший расторжение брачных уз, становится виновником всех последующих злодеяний, не только своих, но и противоположной стороны, данным поведением побуждая к совершению греха, давая повод к прелюбодеянию. Вот почему Господь наш Иисус Христос не признает законным развод, совершающийся не по причине прелюбодеяния. Человек не может произволением своим расторгнуть союз, который сочетал Бог. И в этом учение Христа идет дальше и глубже, чем соответствующий ветхозаветный закон.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Почему Господь наш Иисус Христос столь усиленное внимание уделяет тому, что кто-либо оскверняет тело свое блудным грехом? Разве тем самым мы наносим Спасителю боль и обиду? Наносим, братья и сестры, и еще какую боль! Вспомните слова апостола Павла: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1Кор.12:27). Если душа и тело каждого христианина есть не что иное, как храм Христов, тело Господа, то разве подобает осквернять его всякими плотскими страстями и вожделениями? Тем самым мы изгоняем из нашего храма Благословенного Хозяина — Господа нашего, все более и более отдаляемся от Него. Тот, кто не пытается сопротивляться страстям своего тела, становится неугодным Богу и слабым к собственному пороку. Сластолюбие приводит к еще большему разжиганию огня похоти, потому и говорится в Священном Писании: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:14).

Но как же не впасть в этот скверный грех, как можно противостоять ему? Облечемся любовью Христовой, и она обязательно нам поможет! Тот, кто любит Бога, думает не о телесном и земном, а о духовном, о вечной жизни в Царствии Небесном. Любящий человек всегда боится огорчить любимого, чем-то обидеть или омрачить его. Разве это не так? Почему же мы, говоря на словах, что любим Бога, тем не менее, постоянно не устаем Его огорчать своими страстями, грехами и пороками. На что мы надеемся, что Господь — милосерден, все стерпит и все простит? Да, Бог готов простить раскаявшихся грешников, оплакивающих грехи, если в душе их уже есть стойкое сопротивление своей греховности и совершенным беззакониям. Но людей, пренебрегающих милостью Божией, спекулирующих на ней, Отец Небесный не услышит, не помилует и не спасет. Они сами отрезали себе все пути к спасению сластолюбием и делами плотскими. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Наш бесчеловечный враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив и что Он скоро прощает эту страсть, как естественную».

Разве вообще может быть грех естественен? Разве не противен он человеку, созданному по образу Божию и подобию?! Всякий грех есть преступление, а грех блуда в особенности. И очиститься от него, достигнуть Боголюбезной чистоты тела можно лишь обелив саму душу от сладострастных помышлений, мечтаний и ощущений.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «В Новом Завете грех любодеяния получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, а нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним. Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух; согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». И в этом случае только покаяние может нас спасти.

Будем же стремиться к тому, чтобы в жизни нашей мы были всегда влекомы и руководствовались духовным, а не плотским, земным. Путь к этому указал апостол Павел, который учит: …поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал.5:16). Только так можно достигнуть того, к чему неустанно стремится душа: …сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:8).

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх