Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вчера мы с вами говорили о заповедях блаженства, которые дал Господь наш Иисус Христос верным последователям Своим в Нагорной проповеди. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.5:20-26) продолжается разговор о законе Божием и о том, как достичь Царства Небесного. Спаситель призывает учеников и всех верующих в Него людей к праведной жизни и должному исполнению закона Божиего: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Вечный и неизменный закон Божий был со времен Моисея известен иудеям. Фарисеи и книжники кичились тем, что хорошо его знали, толковали, а вот следовали — только на словах. Когда это было им выгодно, фарисеи не считали грехом нарушение тех заповедей закона, которые называли малыми и считали их незначительными. Но разве может быть незначительной воля Божия?!
Кто такие вообще были эти фарисеи и книжники, так называемые вожди иудейского народа? Происхождение фарисеев относится ко времени Ионафана, приемника Иуды Маккавея (161–143 гг. до Рождества Христова).
Фарисеи считали себя избранными Богом, облеченными особой миссией и знаниями, а потому держались обособленно от простого народа, за что и заслужили такое название. Слово «фарисеи» означает «отделенные». Ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа фарисеев насчитывалось около шести тысяч человек. Они занимались изучением и соблюдением закона и по этой причине называли себя иудейскими вождями и учителями народа, хотя на самом деле жили исключительно для себя, действуя только для собственной выгоды. Но иудейский народ, обманываясь, действительно считал фарисеев очень праведными людьми, мнение которых не подлежит сомнению.
Книжниками же в то время называли людей, которые занимались изучением Священного Писания. И хотя они не принадлежали к духовному сословию, но входили в состав синедриона наряду со старейшинами и высшим духовенством. По-другому их еще именовали законниками. В народе книжники пользовались огромным влиянием, потому что в их руках было практически все книжное дело, вплоть до писания писем. И книжники, и фарисеи признавали исключительно букву закона, они ненавидели Христа и настраивали против него простой народ, несправедливо утверждая, что новое учение отвергает закон Божий.
Однако Спаситель не раз говорил: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5:17). Обличая фарисеев и книжников, Сын Божий имел в виду, что они подходили к исполнению заповедей Божиих механически, формально. На словах призывали к благочестию, на деле творили беззакония. Вот почему Иисус Христос призывает апостолов и всех христиан превзойти по праведности вождей иудейских, почитать и исполнять закон Божий как должно, а не как выгодно человеческому разумению.
Под словом закон иудеи разумели не только десять заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай, но и законы человеческие, составленные, в основном, Моисеем, по которым управлялось общество и религиозная община. Естественно, законы Бога, в которых выражалась Его воля, оставались неизменными и вечными, как Сам Бог. Сын Божий говорит, что скорее весь мир переменится, чем изменится в чем-то воля Божия. Но что закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется: Закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благове-ствуется (Лк.16:16).
Спаситель обращается к простому народу: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. Именно: вы слышали, а не: «вы читали». Господу хорошо известно, что в большинстве своем эти люди не владели грамотой, а потому и закон воспринимали на слух так, как доносили его до них книжники и фарисеи, читая Священное Писание в синагогах. По законам Моисея все убийства разделялись на умышленные и неумышленные. За умышленные убийства полагалась смертная казнь, причем осуществить ее мог тот, кто мстил за кровь близких. При этом палач-каратель, хотя фактически тоже совершал убийство, не считался убийцей и был оправдан перед Богом. Неумышленные убийства рассматривались в суде, на заседании синедриона в Иерусалиме. В составе синедриона было семьдесят два человека. В основном, здесь разбирались преступления против веры.
Господь наш Иисус Христос нравственно расширяет данную заповедь и учит: А Я говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Сын Божий не в коей мере не отменяет ветхозаветной заповеди не убивай, которая основывается на вечном законе любви, но говорит о том, что даже напрасный гнев против ближнего нельзя допускать в своем сердце. Потому что от гнева идет осуждение, ненависть, злоба, толкающие порой на страшные преступления. Гневающийся человек не может любить. Однако блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «…если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву (см. Деян.13:10-11) и первосвященнику (см. Деян.23:3), но не напрасно, а в силу ревности.
Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы». То есть благочестивые люди могут гневаться, но их душевное возмущение направлено лишь на врага рода человеческого и на собственные совершенные грехи.
Именно об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Гнев питай на одного только диавола, через которого ты пал». Вот такой и только такой гнев будет справедливым, всякий иной подлежит суду, потому что сам по себе является тяжким грехом. Не может быть гнева по уважительной причине, поскольку, даже считая себя правыми и оскорбленными напрасно, гневаясь, мы невольно озлобляемся, впускаем в душу свою негодование, и вот уже нет кротости, нет христианской любви к людям.
Господь призывает прощать обиды и грехи ближних, прежде чем обращаться к Богу: …если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Сын Божий требует от Своих последователей и от всех нас, братья и сестры, всепрощающей любви ко всем, даже к врагам. В Иерусалиме был храм, в который верующие приносили различные жертвы, что являлось высшим выражением Богопочитания. Но жертву надо было приносить с очищенным от гнева и злобы сердцем. И далее: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Кодрантом называлась мелкая медная римская монета. Смысл высказывания Господа сводится к тому, что надо уметь прощать всем, даже людям нам неприятным — «соперникам». Если же дело дойдет до суда, — будет разбирательство и придется выплачивать весь долг до последней, самой мелкой монеты.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Давайте теперь вместе подумаем, в чем заключался смысл этой части Нагорной проповеди Господа. Со времен Ветхого Завета иудеи знали, что нарушение заповедей Божиих, в частности — заповеди не убий, влечет за собой судебное разбирательство и неминуемое наказание общества. Страх и ответственность перед судом человеческим удерживали людей от совершения беззаконий. Не любовь к Богу, а именно страх наказания!
Господь наш Иисус Христос научил людей любить Бога и любить ближних. Потому-то от последователей Своих, в том числе от нас, братья и сестры, требует Он иной праведности, целью которой является достижение Царства Небесного. Господь нам сегодня ясно указал, что не только физические убийцы его не наследуют, но и убийцы духовные. Те, кто гневом, ненавистью, злобой или корыстью убивают в душе своей и ближнего самое большое сокровище — христианскую любовь.
Если ты обидел ближнего, то все твои усилия приблизиться к Богу будут тщетны. Не помогут ни жертвоприношения, ни молитвы. Осуждаешь, значит, и сам будешь осужден Судом Божиим. Только искреннее и полное примирение с обиженными может избавить от последствий совершенного беззакония. И надо торопиться снискать мир душевный и мир с ближними своими уже в этой земной жизни, пока не предстал перед Господом и не понес за все ответ. Примириться и раскаяться за свои грехи можно только здесь, там уже будет поздно. Там нечем будет искупить содеянный грех.
Закон Моисея разрешал мщение, при условии, чтобы за зло воздавалось равным злом (см. Лев.24:20). Но Господь наш Иисус Христос научил людей прощению и дал верное орудие против зла — смирение. Смирись, прости, возлюби врага своего, и за то получишь от Бога награду на небесах. Вот и отцы Церкви учат нас не обижаться на обидчиков, не стремиться отомстить им, а молиться за них и совершать добрые дела. Так, преподобный Пимен Великий говорил: «Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу».
Аминь.