Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня, в торжественный День Святого Духа было прочитано Евангельское чтение, в котором раскрывается суть наших отношений с ближними (см. Мф.18:10-20). Господь Иисус Христос учит учеников Своих и всех христиан поступать с людьми по любви и совести. Искренней христианской любовью должны мы покрывать все обиды и огорчения, причиненные нам. Даже если кто-то кажется нам недостойным общения и сострадания, закоснелым грешником, которому нет прощения, мы не вправе делать скоропалительные выводы, презирать или осуждать его. Господь сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Под малыми разумеются люди, принявшие сердцем Господа, но еще не окрепшие в своей вере во Христа, не утвердившиеся в исповедании. Они, как маленькие дети, которых многому нужно научить, наставить, вразумить. Но презрение, в основе которого лежит гордыня и тщеславие, самолюбование, способно оттолкнуть новоначальных в вере. Любое неосторожное слово или непродуманное действие, порочащее праведность и добродетель, может привести к соблазну. От этого остерегает нас Сын Божий. Ведь само по себе подобное поведение есть тяжкий грех. Разве можно презирать собратьев во Христе, если Сам Бог неустанно печется о каждом из них и Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Небесного? Перед Богом все чада Его равны и одинаково любимыми! Господь не выделяет никого из верных последователей Своих, любит всех. Но более сведущие — в ответе за менее просвещенных светом веры Христовой. Значит, и ответственность их перед Богом велика. Вот почему в отношениях с ближними Господь призывает к осторожности, доброте, состраданию и милосердию. Все верующие люди являются приближенными Царя Небесного, и оскорблять их означает гневить Самого Бога.
Говоря об Ангелах-хранителях, которые есть у каждого крещеного человека, Господь хотел подчеркнуть, какое значение имеет для Него младенческая, пока не окрепшая духовно, но пекущаяся о Боге, верующая душа. Мы несовершенны, по природе своей мы греховны. Мы только приближаемся к Богу по мере нашего очищения покаянием и духовного возрастания. Но перед Господом и духовно убогая душа представляет огромную ценность: Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Ради погибающего человеческого рода Сын Божий воплотился, пришел на землю. Ради спасения всех людей Спаситель претерпел тяжкие страдания, был распят на Кресте, принял мучительную смерть. И Воскресением Своим Господь воскресил каждого верующего в Него человека для правды Божией и жизни вечной. Как же можно не любить тех, кого любит Спаситель? Как же можно пренебрегать теми, ради которых Он пострадал? Все человечество изображается Господом под видом заблудшего стада, рассеянного по земле, находящегося в смертельной опасности вечной погибели. Но Сын Божий пришел для того, чтобы собрать это стадо, спасти каждую погибающую овцу: Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся. Спаситель учит: так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Вот и еще одна причина, по которой нельзя презирать никого, более того, нужно опасаться соблазнить кого-то неправедным словом или делом.
Воля Небесного Отца заключается во всеобщем спасении. Божие попечение о погибающих не знает границ. Потому-то Господь говорит притчу, которая очень трогательно и доступно поясняет эту Божественную истину, — о заблудшей овце. Христос не боится сравнить Божие величие с обыденностью происшествия. О Себе Он говорит как о заботливом пастыре, усердно ищущем заплутавшую где-то овцу. Однако в сложившейся ситуации есть важное различие. Пастух кормится от своего стада, и понесенный урон неизменно скажется на его доходах. Но Бог Сам все дает людям по величайшей Своей милости. Только одного ищет и ждет Пастырь Христос от овец человеческого стада — искренней любви. Но мы редко являем нашу любовь к Богу, потому что привыкли брать, а не давать. Привыкли просить и требовать, а не благодарить и славословить. И, конечно же, Бог будет более радоваться об одном спасенном, возвратившемся на верный путь грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, которые нигде не блуждали, а всегда были с Ним.
Это не значит, что Отец Небесный хуже относится к праведникам или не любит их. Просто они и так уже все имеют и являются наследниками Царства Небесного. Высоты их Богоугодной жизни раскрыты перед Господом и приняты Им, но большего попечения и внимания требуют не они, а те, слабые и немощные духовно, малые, которые только ищут пути спасения, блуждают во тьме грехов своих. Причем степень сострадания Божия не имеет границ. Задумайтесь, — глупая овца пропадает по неразумию, заблуждается и отбивается от стада по незнанию дороги, но человек грехами своими сознательно заблуждается, отдаляется от Бога, падает в пропасть духовного небытия. Он намеренно нарушает волю Господа. Отцу Небесному ничего не стоит очень сильно наказать его, но — нет. Господь долго терпит. Сын Божий сходит с неба, дабы разыскать заблудшего и вернуть его в стадо верующих душ. Вот она безграничность Божественной любви! Вот где явлено подлинное Господнее сострадание!
Но как же поступать с обижающими нас, делающими нам зло? Господь учит: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. В жизни может случиться всякое. Грехи человеческие различны. Как часто мы терпим незаслуженные поношения и оскорбления, даже от ближних своих! Христианское отношение ко всему происходящему проистекает из сострадания и любви. Нельзя на зло отвечать злом, на грех грехом, на оскорбление оскорблением. В порыве человеческой страсти и злобы легко утратить главное — видение Бога и Промысла Божия. Ничто в этом мире не происходит без воли Господа! Если всегда держать эту мысль в памяти и сердце, то по-другому формируется и отношение к выпавшим испытаниям. Сподобил Господь претерпеть унижение или обиду, значит, надо их претерпеть, без ропота и уныния, сохраняя в душе чувство любви к людям и сожаление о грехах ближних, сочувствие заблуждающимся в творимых беззакониях. Какое же еще нужно наказание, если иные сознательно и добровольно сами себя наказывают, отдаляют от Бога! Нет страшнее несчастья для человека, чем рабство греху. Согрешающие постоянно попадают в такое рабство, порабощаются беззакониям. И тогда нет мира, ни вокруг, ни в человеческом сердце, да и в будущей жизни уготовано вечное осуждение. Страшная картина! Вот поэтому, если мы видим падение, надо не осуждать, а поспешить на помощь, поддержать падающего брата любовью своей, смирением сердечным, кротостью, милосердием. Не поймет, не осознает свой грех, не вразумит-ся наедине, — призови на помощь верных, свидетельствующих об истине. Потому что многим устам дана сила утверждения правды Божией. Покройте любовью согрешающего, дабы он далее не злобствовал, а возвращался в лоно христианского братолюбия.
Если же многих не послушает и всю Церковь Христову предаст, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Это не значит, что нужно вовсе отринуть грешника от христианской любви. Даже к явным врагам своим мы должны, по заповеди Господней, питать любовь и благое расположение сердца, всей душой молясь за них и желая их обращения к Богу, возращения на путь спасения. Господу под силу вразумить и язычников, и мытарей.
Церковный суд и апостольская власть имеют важное значение. Сам Господь облек апостолов особой духовной силой и благодатью, приемниками которой стали в истории Церкви Христовой епископы и пресвитеры. Мы слышали сегодня в Евангельском чтении, как Иисус Христос говорит об этом: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Связание грехов, или неразрешение их, не кара, а вразумление грешника, стремление обратить его к добродетели. Когда же грешник приходит к Богу с искренним покаянием, то через служителя Божия посылается ему полное отпущение его грехов, разрешение от них. И через это действие возобновляется вся полнота его церковного общения и пребывание в Божественной любви.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Очень важно было нам сегодня, в День Святого Духа, услышать слова Божии о благодатности общей молитвы. Господь говорит в Святом Евангелии: Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Какое благословенное обетование! Вот она сила общего нашего моления! Но, естественно, просьбы должны быть добродетельными. Блаженный Феофилакт, поясняя это место Евангелия, писал, что под соглашающимися просить о всяком деле «разумеются сходящиеся не на зло, а на добро». О ком идет речь? О последователях Христа, людях верующих, чтущих закон Божий. Для успеха молитвы необходимо общее благоговение душ молящихся, единение во имя Господа нашего Иисуса Христа, несомненная вера и надежда на Его беспредельную милость и славу Божию. На всякое доброе начинание нас должно укреплять ощущение Божественного присутствия. Где соблюдаются условия христианской любви, там неизменно обретается Господь. Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь не сказал: буду посреди их, но есмь, то есть тот час обретаюсь там».
Много благодатных уроков можем вынести мы из сегодняшнего Евангельского чтения. Во-первых, мы научаемся той истине, что у каждого крещеного человека есть Ангел-хранитель, который не только оберегает нас во все дни жизни, но и предстоит с молитвой у Престола Вседержителя, ходатайствует и заступается за нас. Доброму и светлому созиданию наставляют нас на пути бесплотные духи, увидеть которых невозможно физическими очами. Но духовное зрение праведников свидетельствует об их постоянном присутствии. Припомним о том, как святые Ангелы являлись Аврааму, Моисею, апостолам Христовым, многим угодникам Божиим. Их жизненная чистота позволяла воочию увидеть невиданное. Мы же, грешники, своими мыслями, действиями и поступками отдаляем от себя наших Ангелов-хранителей. И рады бы они подойти поближе, да не могут, потому что мы беспрестанно грешим, оскверняемся беззакониями и не каемся. Святитель Василий Великий говорит, что как дым отгоняет пчел, так всякий грех отгоняет от нас Ангела-хранителя. И потому, братья и сестры, надо бежать, бояться греха, дабы не огорчать своего Ангела-хранителя, верного помощника и друга как в этой жизни, так и в будущей.
Во-вторых, Евангельское слово говорит нам о страшной греховности соблазна. Всякий соблазн имеет тенденцию к расширению. Вот согрешили мы, ввели кого-то в соблазн, сами-то, быть может, и покаялись уже в содеянном, и прощены были Господом, но соблазненные нами люди продолжают грешить, умножать грех. Разве в этом случае не остается на нас вины? Разве не мы явились причиной распространения греха? Вот почему мы говорим сегодня о том, что любой грех можно постараться загладить покаянием, но произведенный соблазн загладить очень трудно, почти невозможно. Как семя, нами посеянное, грех разлетается по полю человеческих душ, дает свои всходы, вырастает и опять приносит готовые разлететься по миру семена. Вот как страшен соблазн! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не так пагубно самому согрешать, как ввести в грех других. Кто может быть более жесток, чем человек, который бьет больного? А соблазн тяжелее всякого удара; он нередко причиняет смерть». А преподобный Ефрем Сирин поучает: «Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны».
Далее мы поняли, как важно кротко и с любовью относиться к согрешающим. Недаром апостол Павел пишет: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2). И в другом месте: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим.15:1-2). Примером такого отношения должен служить Господь наш Иисус Христос, Который пришел в этот мир не как грозный каратель грешников, а как истинный Врачеватель заблудших душ. Милостью, кротостью, состраданием исцелял Господь страждущих, призывая грешников к покаянию. Спаситель считал их больными, требующими большей заботы и внимания, чем необходимо здоровым.
Мы должны научиться кротости в отношении с ближними, потому что любовью, состраданием и сочувствием можем победить любой грех, обратить согрешающего к проявлению добродетели, возбудить чувство раскаяния. Поможем тому, кому пока еще трудно утвердиться в вере, выстоять среди мирских искушений. Бремена ближних наших да не явятся для нас непосильным бременем. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для людей». Или вспомним другие мудрые слова, преподобного Исаака Сирина: «Кто защищает ближнего, тот поборником себе обретает Бога».
Чем же мы можем помочь людям? И словом, и делом. Делами милосердия и теплотой общей молитвы. О значении церковной молитвы очень хорошо говорилось в услышанном нами сегодня Евангельском чтении. Господь Сам обещал Свое благодатное присутствие там, где двое или трое собраны во имя Его. Очень верно святитель Тихон Задонский пишет: «Молиться нужно не только самому за себя, но друг за друга. Ибо все верные, рассеянные по всему миру, есть единое духовное тело, имеющие единую благословенную Главу — Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые».
Сподобимся же любить ближних наших искренней христианской любовью, носить тяготы друг друга, сострадать, сочувствовать, милосердствовать, молиться пламенной церковной молитвой за весь род христианский, за каждого заблуждающегося грешника, брата нашего во Христе Иисусе, дабы Всемилостивый Господь услышал нас, укрепил в вере, наставил в добрых деяниях и всех направил на путь истины.
Аминь.