Проповеди на праздники:

Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией

Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня, в Великий Четверг, во время великого входа на Божественной Литургии вместо Херувимской песни мы слышали проникновенные слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Этими словами мы каждый раз молимся перед принятием Священных Христовых Таин. Но сегодня, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил учеников Своих, Святая Церковь делает на этом песнопении особый акцент, подчеркивая важность совершаемого за Богослужением события. Сегодня у всех христиан Святая Трапеза и пир духовный! Мы готовились к этому благословенному дню, говели, очищались на поприще Великого поста. И вот Всещедрый Владыка для укрепления и ободрения всех верных Сам уготовляет благословенные Пищу и Питие, от которых вовек не будет голода и жажды.

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», – просим мы Спасителя нашего Иисуса Христа. С трепетом и страхом Божиим будем нынче входить на сию вечерю. Господь с нами! Незримо Он присутствует в храме Божием, пребывает в душах любящих и преданных Ему учеников. А мы? Мы, исповедующие святую православную веру, достойны ли называться последователями Христа, по праву ли носим это высокое имя?!

Святое Евангелие преподает нам описание Тайной вечери. Трапеза совершалась по закону Моисея. В день Пасхи все иудеи должны были вкушать пасхального агнца в память исшествия народа Израиля из египетского плена. Торжественностью и значительностью отличалась ветхозаветная Пасха, но она была лишь прообразом, – Иисус Христос, Сын Божий, совершил новую, бессмертную, истинную Пасху. В трапезу всем христианам предлагаются отныне Пречистые Тело и Кровь нашего Спасителя! Об этом повествует Евангелие: И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк.14:22–24). Вот чем сегодня насыщает нас Господь: не хлебом – а Телом, не вином – а Кровью! Приступим же к Таинственной Трапезе церковной с тем же благоговением, которое испытывали, причащаясь, святые апостолы. За нас полагает нынче душу Господь. Уразумеем это и восславим силу Божественной любви истинной и несомненной верой, подлинной благодарностью и правильным рассуждением о происходящем. Всем сердцем воспримем творимое для нас Спасителем чудо Евхаристии! Великую тайну совершаемого таинства не поведаем врагам Господа, оставим сокровенной в глубине нашей души. Не способны люди, не почитающие Бога, не признающие важность искупительной жертвы распятого Спасителя, оценить величие Святой Трапезы.

Всем верующим в Него Господь говорит: Время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф.26:18). К каждому из нас готов прийти Спаситель, ведь тот счастливый домовладелец – прообраз благодарной души христианской.

Близится к завершению земное служение Христа. Дело, для которого Он пришел по воле Бога Отца, в скором времени будет исполнено до конца. Приняв на Себя человеческое естество, Господь приобщился плоти и крови каждого из нас. Но сейчас всем страждущим, алчущим, жаждущим правды, всем обремененным житейскими заботами Господь Иисус возвещает величайшую любовь, Самого Себя приуготовляя к завещанной верным Божественной Трапезе. Выше всяких слов и обетований преподанное нам сегодня таинство! Не только устами причащались мы Трапезы Господней, участвуя в Тайной вечере Великого Четверга. Всем существом своим восприняли Тело и Кровь Спасителя. Вкушая Пречистое Тело Христа, приготовились мы очистить свое грешное и недостойное тело и всецело отдать нашему Спасителю. Причащаясь Крови Его, за нас на кресте излитой, не усомнились в решении стоять до крови за имя Христа, за святую веру христианскую. Тем самым заключили мы ныне с Господом священный завет, обязуясь предать себя самих, друг друга и живот наш Ему – Спасителю и Богу нашему! Вот какую сокровенную тайну несет в себе Святое Причащение. И только осознав ее, можно достойно приступить к Трапезе Господней. А иначе мы причастимся не во благо себе, а в суд и осуждение, как принял его некогда предатель Иуда.

Иуда также возлежал с Господом за пасхальным столом. Ему было даровано то же, что и всем другим апостолам. Только от принятой святыни предательское сердце воспламенилось не любовью и благодарностью, а завистью и жаждой мести. Приняв бессмертное брашно, Иуда поспешил исполнить уже обещанное – предать Божественного Учителя врагам Его. Мы все знаем этот факт, не раз слышали о нем из Святого Евангелия, и не устаем возмущаться и внутренне негодовать по сему поводу. Между тем, братья и сестры, задумаемся: а разве в нас нет иудиного лицемерия? Разве не бывает так, что, хотя и приступаем ко Святой Чаше, но сердце не прощает обиды, горит огнем злых помыслов и угнетающих страстей?! Не очистившись, не преобразившись духовно, дерзаем принимать в себя Святое! Так чем же мы лучше Иуды?!

Пречистое Тело Спасителя и Кровь Господа взывают к нашей совести и сознательности. Да, мы не можем по немощи человеческой достичь совершенной безгрешности. Но разве не должны мы следовать примеру угодников Божиих, возвеличенных в лике святых Церкви Христовой? Разве мы не способны достойно бороться со своими грехами, хранить душу от соблазнов мира сего, возгревать в себе теплоту истинного покаяния и подлинного смирения?! Ведь Господь, видя наши усилия, обязательно поспешит на помощь, поддержит неизреченной благодатью Своей благое старание к добродетельной жизни. В противном же случае мы приступим к любящему нас Господу с иудиным лобзанием. Но в молитве ко Святому Причащению мы обещаем: «…ни лобзания Ти дам яко Иуда»! Бу дем же держать свое обещание и не станем предателями и врагами Того, Кто питает нас Телом и Кровию Своей в жизнь вечную и истинное бессмертие!

Сознание всей своей греховности, своего недостоинства побуждает нас к смиренному и трепетному восклицанию: «…яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Мы уподобились ныне благоразумному разбойнику, и, страдая от грехов своих, исповедуем Иисуса Христа истинным Богом, имеем надежду и упование на Него, осознаем собственную немощь пред Господом и дерзновенно просим о великом благе памяти Божией. Если будем в просьбе своей искренни, раскаяние наше достигнет небес, и нам, как тому распятому на кресте разбойнику, уверовавшему во Христа, Спаситель милостиво и дружелюбно ответит: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Может ли быть что-либо выше и благодатнее этого благословенного обетования?!

Через вкушение запретного плода в раю наши прародители Адам и Ева познали трудности жизни и смерть. Через вкушение Тела и Крови Сына Божия познаем мы радость духовного возрождения и будущее вечное блаженство. Сия есть премудрая любовь Божия!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня перед нами Спаситель опять сотворил величайшее чудо соединения нас в единое тело Его. Причастившись Таин Христовых, мы причастились и благодати Божественного Духа. И вот исцелены в нас греховные язвы, попрано беззаконие. Всей силой прощающей любви Всеблагий Господь пребывает ныне в очищенной покаянием человеческой душе. Нам легко и радостно! Мы познали очистительное благо покаяния! Святитель Тихон Задонский писал: «Блажен человек, который верою обретает Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Такому будет Бог – Богом его, крепостью его, опорой, прибежищем, избавителем, помощником, защитником и заступником. И с Богом приобретет он все остальное… Кто обретает Бога, тот с Богом и в Боге наилучшим образом обретает все блага».

Возрадуемся же, братья и сестры, что сподобились причаститься в этот святой день. Великим постом усиленно трудились мы, чтобы получить благословенный дар. Но теперь предстоят не меньшие усилия и старания – чтобы сохранить бесценное сокровище, духовными силами постоянно ощущать в себе пребывание Господа. Сын Божий в нас! Позаботимся же во все дни удерживать Его в себе! Дадим Спасителю благословенный покой, доставим утешение, распахнем для Господа чистое и любящее наше сердце. Постараемся не огорчать Его ни словом, ни делом. Отныне ничто не сможет разлучить нас с возлюбленным и возлюбившим нас Господом, Который Сам говорил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56). Не допустим же, чтобы душа наша, куда вошел в таинстве Святого Причащения Господь, явилась для Него новой мучительной Голгофой. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх