Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня за Божественной литургией прозвучали последние строки Святого Евангелия от Иоанна Богослова, в которых описано третье явление воскресшего Господа нашего Иисуса Христа апостолам и разговор Его с Петром (см. Ин.21:15-25). Явление это, как вы помните, произошло на берегу Тивериадского моря, когда всю ночь апостолы ловили рыбу, но ничего не могли поймать. Наутро Господь предстал перед ними и велел вновь закинуть сети. Смиренные и послушные ученики Христовы выполнили это повеление Сына Божия, и в награду им явился такой улов, что уже не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин.21:6). А когда апостолы вышли на берег, был уже разведен огонь и приготовлена для них пища. Во время этой трапезы и состоялась беседа, о которой мы с вами сегодня слышали.
Вот Господь наш Иисус Христос спрашивает ученика Своего Петра: любишь ли ты Меня? Трижды был задан вопрос, и трижды дан на него утвердительный ответ. Зачем Сыну Божию, Который читает в душах людских как в открытой книге все мысли и чувства, столько раз вопрошать Петра? Господь ведь и без слов знает, что этот человек предан Ему всей душой и сердцем. Тем не менее, Спаситель не делает ничего случайного. Разговор этот нужен был не Сыну Божию, а, прежде всего, самому Петру, который по малодушию и человеческой слабости предал Господа, отрекся от Него в трудную минуту. Вот теперь Иисус Христос, видя полноту и глубину раскаяния Своего ученика, намерен восстановить его в апостольском достоинстве.
И, слушая в Евангельском чтении о воскресшем Господе, беседующем с апостолами возле костра, мы невольно вспоминаем другой костер во дворе первосвященника, разведенный людьми, ненавидящими Иисуса Христа, возле которого пытался в те страшные дни согреться Петр. И там Господь был недалеко от него, но не в славе Воскресения, а в страданиях, пытках и мучениях. Само имя Его являлось преступным для иудеев. Тогда тоже трижды устами врагов Спасителя Петру был задан вопрос относительно Христа. И трижды прозвучал ответ, предательский, отрицательный — нет, не знает он Этого Человека. Трижды отрекся Петр, трижды вопрошает его теперь Господь. Сам вопрос напоминал ученику его дерзновенные слова, тот момент, когда апостол Петр говорил: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя (Ин.13:37).
Да, Петр любил Спасителя, но прежде любовь его и вера еще не достигали должного совершенства, потому-то при испытаниях он смалодушничал и отрекся. Трехкратное повторение того же вопроса прозвучало с намерением указать любимому ученику на его трехкратное отречение. Вполне вероятно, что и костер был разведен не просто так, а чтобы напомнить Петру о том костре. Когда-то, мы знаем, воскресший Господь явился ученикам Своим ради Фомы, чтобы тот воочию удостоверился в самом факте Преславного Христова Воскресения. В этот, третий раз, Сын Божий предстал пред учениками ради Петра, чтобы снять с его души тот тяжкий груз предательства и совершенного греха, который его томил и мучил. На примере апостола Петра Господь показал, что готов простить все согрешения, какими бы тяжким они ни были, если в душе человека будет искреннее раскаяние и упование на волю Божию.
Теперь давайте посмотрим на то, как же ведет себя Петр? Его поведение в прочитанном Евангельском отрывке тоже весьма поучительно. Он уже не заверяет пылко Господа в своей преданности. Его ответы немногословны и смиренны, но они утвердительны и от всего сердца. Пройдя через испытания и искушения, претерпев падение, но и искренне раскаявшись в нем, апостол Петр в любви своей обрел не только мудрость, но и стойкость. Господь принимает это исповедание Своего ученика и поручает ему, как и прочим апостолам, пасти овец, то есть заботиться о верующих людях, духовно окормлять, поддерживать, наставлять их. Примечательно, что в первом Своем слове Спаситель говорит об агнцах, сравнивая новоначальных верующих с ягнятами, которые требуют особого ухода, заботы и питания. Их нужно напитать истинным учением, укрепить в вере, наставить в делах благочестия. И не оставлять, пока они не подрастут, не наберут силу. Во втором и третьем словах речь идет уже об овцах, то есть обо всем стаде Христовом, независимо от возраста и степени духовной зрелости. Причем, поручая апостолу Петру духовное окормление чад Божиих, Господь знает, что он сможет поддержать не только сильных, но и слабых, еще не окрепших в вере, тех, кому эта поддержка особенно нужна. Ведь Петр сам прошел через подобные испытания, в отречении своем проявив не слабость веры, но слабость характера. Поэтому он способен лучше других понять согрешающих по человеческой немощи. Он сможет стать пастырем милостивым и добрым, не осуждая, а плача и скорбя о чужих грехах.
Апостольское достоинство Петра восстановлено, и теперь Господь говорит ему, какою смертью он прославит Бога, предвещая мученическую кончину. Сын Божий изрекает: …когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Если раньше Петр всегда действовал по своему желанию, то Господь повествует сейчас о том времени, когда апостол должен будет идти туда, куда не хочет, но куда угодно врагам его. Отцы Церкви видят в этом стихе Святого Евангелия указание на распятие Петра на кресте. Когда-то Петр уверял Господа, что готов за Него положить душу. Теперь Спаситель, познав силу любви Своего ученика, предлагает ему до конца пройти земной путь и уподобиться своему возлюбленному Учителю в страданиях и смерти. Господь призывает: Иди за Мною. И в этом призыве содержится предупреждение и пророчество того, что и Петру предстоит пережить тяжкие муки, пройти через распятие и крестную смерть.
Но что же апостол Петр? Такое пророчество не пугает и не удивляет его. Более того, он всей душой уже готов пострадать за Христа, а саму мученическую кончину почитает за исключительное достоинство, дарованное ему Богом.
Вот Господь вместе с ним удаляется от места, где происходила трапеза. И вдруг сзади них Петр слышит шаги другого ученика, которого любил Иисус. И тогда, его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Петр любит Иоанна, ведь это был именно он. Петр знает также, как Господь относится к этому ученику Своему. Считая для себя пророчество о мученической кончине удивительной привилегией, естественно, Петр спрашивает Господа о дальнейших событиях и в жизни Иоанна, столь близкого и дорогого ему человека. Но Иисус Христос загадочно говорит: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
Именно эти слова, как утверждает сам Иоанн Богослов, подали христианам предположение, что он не умрет до Второго пришествия Христа. Но Иоанн уже от себя пишет: Но Иисус не сказал ему, что не умрет. Сей ученик, то есть Иоанн Богослов, свидетельствует нам обо всех описанных событиях и заключает Евангелие важной мыслью о беспредельности деяний и учения Господа нашего Иисуса Христа: Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Недаром именно этот отрывок Святого Евангелия читается в субботу накануне дня Пятидесятницы. Уже завтра наступит этот благословенный день, в который мы будем праздновать и вспоминать сошествие Святого Духа на апостолов. Преисполненные Духа истины, начали ученики дело благовестия, каждый предпринял свой путь за Господом, не оглядываясь на то, идут ли за Ним другие.
Таинство Святого Крещения для всякого христианина также является своей Пятидесятницей. Почему так можно говорить? Потому что именно в этот день — день Святого Крещения — мы становимся чадами Церкви Христовой, обретаем высокое звание христианина и любовь Господа, освящаемся Духом Святым. В этот день к каждому из нас обращается Спаситель со словами: Ты иди за Мною. И мы вступаем на путь спасения, на путь исповедания святой православной веры. Мы трижды, как некогда апостол Петр, сочетаемся со Христом, и трижды же отрицаемся от сатаны, врага рода человеческого. Отныне он не имеет над нами власти, потому что мы ему — не свои, мы — Божии, мы — Христовы. И потом мудрость отцов Церкви говорит нам, что «никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения» (так поучает святитель Амвросий Медиоланский).
Апостолы, ученики Господа, в день Пятидесятницы получили Божественный и Утешительный Дух, Который через них был передан единой и истинной Церкви Христовой. Каждый человек теперь, принимая Таинство Крещения, принимает в себя с минуты совершения этого Таинства Церкви неизреченную благодать Святого Духа. Душа наша, очищенная Духом, по словам святителя Иоанна Златоуста, становится «светлее солнца, и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние». Теперь у нас есть все: чистота веры, свет Христов, любовь к Богу, крест, который мы можем и должны нести, печать дара Духа Святого. Остается одно — внять призыву Спасителя и пойти за Господом нашим Иисусом Христом, отныне соизмеряя свою жизнь с заповедями Божиими, обновляясь Божией благодатью, возрастая во Христе и приходя, по словам апостола Павла, в мужа совершенного. Аминь.