Проповеди на праздники:


Слова на воскресные дни и переходящие праздники. Необходимость милостыни. Поучение в Неделю ваий

В видимом мире видится приближение весны – времени посева для земледельцев. И в духовном мире есть своя весна – время сеяния на духовных нивах душ христианских. Это время настоящего Великого поста. Земледельцы сеют хлебные семена весной, а зимой сеять невозможно: тогда истребляется то, что было посеяно весной, пожато летом и собрано осенью. И в духовном мире есть своего рода зима, когда не сеют духовных семян, а только истребляют посеянное. Токовой зимой для духовного делания можно назвать время, предшествующее посту, – время святочных и масленичных дней, время увеселительных зрелищ в театрах, цирках, время балов и других греховных увеселений. Тогда действительно многие и весьма многие заняты исключительно истреблением всего посеянного во дни святых праздников и постов. Земледельцы сеют некоторых семян много, как существенно необходимых для питания в течение всего года, а некоторых немного – только для приправы к кушаньям. И при духовном сеянии происходит нечто подобное. У земледельца считаются существенно необходимыми хлебные семена: пшеница, рожь, ячмень и т. п., – а у делателей на духовной ниве необходимыми семенами считаются добродетели: смирение, сокрушение сердца, кротость, чистота, терпение, воздержание. Земледельцы не в одно и то же время сеют все семена, но одни раньше, другие позднее. И Святая Церковь, приглашая чад своих к духовному деланию, указывает им, в какое время на какие добродетели должно быть обращено особенное внимание для упражнения в них. Так, в одну неделю она указывала на смирение мытаря, в другую – на покаяние блудного сына; во Второй неделе поста она учила духовному деланию – умной молитве, через которую достигается чистота сердца, воспоминая защитника православного учения об этой молитве святителя Григория Паламу; затем указывала на Крест Христов для того, чтобы ободрить духовных делателей в подвиге поста. На Пятой неделе, как образец подвигов в борьбе с грехом, она воспоминала Марию Египетскую; при вступлении в Шестую неделю Четыредесятницы Церковь напоминанием из евангельской притчи о богатом и Лазаре указывала подвижникам благочестия на дела милосердия. Последуя наставлениям матери нашей Святой Церкви, мы в настоящий день пастырским долгом своим считаем пригласить вас, возлюбленные братья о Господе, к сеянию духовного семени – милостыни, составляющей одну из важнейших, существенно необходимых для духовной жизни добродетелей. Милостыня есть плод христианской любви, а любовь составляет совокупность совершенств (Кол.3:14): все добродетели заключаются в заповеди о любви – стяжавший любовь приобрел все добродетели. Если бы нужно было для кого-либо указание, куда в настоящий день направить вашу милостыню, этот плод любви христианской, то мы указали бы на тех собирателей, которые в этот день назначены для принятия жертв любви христианской. Из надписей, которые они имеют при себе при обхождении среди богомольцев с блюдами, вы увидите, что этот сбор назначен на нужды Императорского Православного Палестинского общества. А таковые нужды составляют, между прочим, следующее: утверждение православия в Святой земле; охранение православных христиан, обитающих в пределах Святой земли, от совращения их в инославные исповедания – католичество и протестантство; устроение в Святой земле православных храмов; устройство школ, больниц и приютов для детей православных жителей этой страны. В то же время нужно бывает там оказывать помощь православным русским богомольцам, приходящим в Святую землю для поклонения Гробу Господню и другим святыням: для таковых богомольцев устроены в святом граде Иерусалиме и других местах странноприимные дома с больницами и другими приспособлениями. На все это требуется много и весьма много средств. А эти средства собираются по преимуществу в настоящую Неделю ваий, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим. Итак, уготовайте себя для такого духовного сеяния милостыни на утверждение православия в Святой земле, на помощь нуждающимся обитателям этой земли, на воспитание детей их в истинах православной веры, правилах благочестия, на устроение странноприимных домов, больниц для наших православных русских богомольцев, на облегчение им пути, когда они отправляются в Святую землю и обратно. Не будем скупы при подаянии милостыни, зная, что даем не людям, а Богу: подающий милостыню делает должником своим Бога, Который любит воздавать сторицей тому, кто дает Ему через бедных и больных, которых Он благоволит называть братьями Своими (Мф.25:40). Чем больше милостыня, тем щедрее будет за нее воздаяние: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет (2Кор.9:6).

Проповеди на праздники:

Наверх