Проповеди на праздники:

Слова и поучения, произнесенные в 1907–1908 годах. Слово в неделю о блудном сыне. Беседа третья, грех, милость Божия, покаяние

Слова и поучения, произнесенные в 1907–1908 годах. Слово в неделю о блудном сыне. Беседа третья, грех, милость Божия, покаяние

«Отче, согреших на небо и пред тобою» (Лук. 15:18)

Возлюбленные братия, кто из нас не работал и не работает греху каждый день волей или неволей, сознательно или несознательно, в разуме или в неразумии? – Кто не прогневлял Господа, безконечную Правду и Любовь? Кто не уязвлялся о лезвие греха и не испытывал остроты и резкости греха, тяжелого смущения совести, скорби и тесноты, этих обычных спутников греха? – Все мы, от мала и до велика, грешны пред Богом, и посему подлежим наказанию и отлучению от Бога, и, если бы Господь, по Своей бесконечной любви и милосердию к падшему человеку, не дал ему покаяния и оставления грехов ради крестной жертвы Сына Своего единородного, – то все люди низошли бы во ад, в место вечных мучений. Но, слава всеблагому и премудрому Богу, давшему покаяние грешникам – в живот вечный. Бесчисленное множество грешников омылись слезами покаяния, оправдались и освятились пречистою кровию Агнца Божия Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи наши и понесшего за них все наказания, нам уготованные, – и радуются теперь с Ангелами в селениях святых. Все вы, здесь предстоящие, подобные мне грешники, дорожите ли этим бесценным даром Господа, даром покаяния? Воздыхаете ли, подобно мытарю, плачете ли, подобно блуднице, омываете ли ложе свое слезами, как Давид праотец, возвращаетесь ли к Отцу небесному с искренним, глубоким раскаянием, подобно блудному сыну, о котором вы слышали в ныне чтенном евангелии? Грешникам нет другого пути к жизни и к снисканию вновь благодати и милости Отца небесного, кроме пути искреннего, неложного покаяния, с плодами покаяния. И святая Церковь, носительница и истолковательница Духа Христова, Его бесконечной любви и милосердия, всех нас возбуждает к покаянию всякий день, а в нынешние дни, по случаю приближения великих дней поста и покаяния, возбуждает особенно, установив читать в нынешний воскресный день трогательную притчу Спасителя о блудном сыне и петь умилительные покаянные песнопения. Как добрые чада отзовемся все на нежный, любвеобильный голос святой матери – Церкви; проснемся от сна греховного, яко во дни, благообразно да ходим (Рим. 13:13); оставим плоти сладострастие; попечемся о душе бессмертной; станем делать дела Божии: и тогда насладимся покоем душевным и утешениями чистой совести. О, сколь милостивого и скоропослушного имеем мы Отца, Владыку и Судию-Бога! Он тотчас спешит с богатою милостию ко всякому искренно кающемуся грешнику, избавляет его от бед, скорбей и напастей, постигающих его за грехи, дает мир и широту сердцу, обращает печаль в радость. Это испытал на себе всякий истинно кающийся грешник; это показывает и читанное сегодня евангелие о блудном раскаявшемся сыне. Лишь только твердо решился он вернуться с раскаянием в отеческий дом, и пошел, – увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и сапоги на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться, ибо сей сын мой был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся. И начали веселиться (Лк. 16:17–32). Трогательная картина отеческой любви, с одной стороны, и искреннего покаяния – с другой. Это – притча, в которой представлены отец, человек, хотя и благий и милостивый, и – сын распутный, раскаявшийся. Но вникните в глубокий, внутренний смысл этой притчи; представьте вместо обыкновонного отца – Бога, общего Отца человеков, и Его беспредельную любовь к погибающему во грехах миру. Какую трапезу уготовал Он для грешников, которых Он усыновил Себе чрез веру и крещение? Не тельца заклал Он, а Своего единородного Сына предал на заколение вольное; не плоть тельца приготовил для пиршества, а плоть и кровь Сына Своего дал и подает нам в пищу и питие, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вот духовное, животворное, спасительное, чудесное пиршество веры и спасения! Вот отческая безмерная любовь к нам грешным! Чувствуешь ли, грешник, эту любовь? Отвечаешь ли на любовь – любовью? Каешься ли искренно в беззакониях своих, чтобы и тебе удостоиться такого же духовного пиршества во спасение твое, и насладиться любовью Отца небесного, Сына Его единородного и Духа Святого Утешителя? А без покаяния не будет это таинство во спасение. А что такое одежда первая, перстень на руку и сапоги на ноги? Одежда первая, в которую отец облек блудного сына своего, означает одежду правды, в которую облекает нас Иисус Христос, или это – Сам Христос, по написанному: во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Это значит, что мы должны жить во всякой правде и истине. Что такое перстень на руку? Это обручение Духа Святого, данного в сердца верующих. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16)? А храму Божию подобает святиться во все дни: будем жить свято. Сапоги на ноги – это благодать ступать прямо по пути Христовых заповедей: стопы моя направи, сказано, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118:133), ибо без благодатного обувения, мы не можем ходить прямыми путями заповедей Божиих. Обратитеся кийждо от пути своего злого, и от злейших умышлений ваших (Иер. 25:5), говорит слово Божие. Итак, в обуви духовной, в ревности духовной поспешим к Богу, отложив сон греховный, леность и нерадение. Вот скоро наступит великий пост – время говения, исповедания грехов и причащения святых, животворящих Таин: очистим же постом, молитвою и искренним покаянием души и телеса наши и приготовим себя в храм Господу, хотящему вселиться и жить в нас. Посмотрите, как желающие встретить царя или высокопоставленную особу, приготовляют все ко встрече его. Они ровняют и очищают все дороги, по которым он должен ехать, украшают дома разноцветными флагами или разноцветными огнями и показывают всевозможные знаки усердия и радости, стараются все увидеть его и наглядеться на него, а если бы кому посчастливилось принять царя в дом свой, то такой человек был бы вне себя от восторга. Если желающие встретить царя земного, подобного себе человека, так приготовляются, так встречают и принимают его, то мы с вами, готовящиеся встретить небесного Царя, Творца и Бога, с каким тщанием и усердием должны приготовляться для принятия Его? – Ибо чем беcконечно выше Царь небесный земного, чем беcконечно праведнее Царь небесный царя земного, тем бо́льшее и тщательнейшее должно быть приготовление, и тем более отличное от приготовления к встрече земного царя. Ибо небесному Царю нужны чистые, украшенные добродетелями, души и телеса наши, а не великолепно украшенные дома, не разноцветные флаги, а разнообразие добродетелей, по способности и состоянию каждого, не яркогорящие огни, а яркогорящие верою и любовию души наши. Такую встречу и приготовим все мы Царю небесному, да сподобимся в радости принять Его в душевные домы свои, в сердца наши. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх