Слово на день преславного Сретения Господня в храме Иерусалимском старцем праведным Симеоном. 1908 г.
«Испытайте Писания, как изрек Христос Бог наш в Евангелии; в них мы видим, что Он для нас родился и был повит пеленами, положен был в яслях и молоком питался, принял обрезание по плоти и был носим старцем Симеоном, – явясь миру не мнимо, не призрачно, но поистине. Возгласим же Ему: превечный Боже слава Тебе» (на литии стихира, слава).
Кого я вижу? Младенца Бога в храме, внесенного Материю Девою, и подавшегося на руки праведного старца, коему было обещано от Духа Святого, что он не прежде умрет, как увидев обещанного миру чрез пророков Мессию, – Спасителя мира (Лк. 2:26). О таинство непостижимое, таинство благости, правды, премудрости Божией! Бог Себя умалил непостижимо, чтобы вознести и возвеличить падшего человека, Себя уничижил, приняв образ раба, быв в подобии человека (Флп. 2:7), возрастая как Человек и – совершил свое страшное и спасительное дело нашего спасения, чтобы приблизить и присвоить Себе погибающее, отчужденное грехом человечество. Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). О любовь, любовь Божия! Сколь ты безмерна, премудра, восхитительна, непостижима? Человек! для тебя Бог во плоти явился, чтобы ты вольною волею погибающий, не погиб для Него, но спасся Им. Тебя пришел Он взыскать, как овцу погибшую на рамена Свои принять и принесть к Отцу Своему небесному, по Своему хотению. Благоговей человек пред судьбами Божьими. То, что совершил для нас Господь Иисус Христос, было предопределено в Совете Божием, прежде всех веков – и было необходимо для нашего спасения, и иначе не могло быть. Но для чего Богомладенец был принесен в храм? Для посвящения Богу, как Человек безгрешный и – чтобы принести жертву священникам – два птенца голубиных по закону выкупа перворожденных младенцев мужеского пола. Как Законодатель, Бог Младенец Сам исполнил закон, повинуясь закону, чтобы нас научить исполнять Божии заповеди, – как и обрезание принял, чтобы исполнить закон и положить ему конец. Вообще всею Своею жизнию, как и словом Своим, Он научал нас смирению и послушанию и точному исполнению заповедей Божиих ради правды Божией и ради вечной жизни. Ни одного слова Он не изрек против воли Отца небесного, ни одного дела не сделал против Его праведной воли: вся жизнь Его была совершенное исполнение воли Божией, ибо в исполнении ее заключается любовь наша к Богу. Какую замечательную речь или песнь сказал старец Симеон Младенцу предвечному? Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, говорил он; ибо видели очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2:29–31). С радостию неописанною сказал старец эти слова: ибо преутружден был старостию необычайною; и получил теперь отпуск от Владыки живота и смерти к вечному блаженству. О если бы и нам отойти из этой жизни с такою надеждою, с такою радостию, как он! И мы все, если пожелаем, можем отойти с подобным упованием если будем жить благочестиво и будем напутствованы пред кончиною своей причастием Божественных Таин с искреннею исповедию. Но что сказал старец на прощании с этим миром Матери Младенца? Он предсказал Духом Святым, что Младенец Сей предлежит на падение и на воcстание многих в Израиле, т.е. в Еврейском народе, и в предмет пререканий; а Тебе Самой пройдет сердце оружие, чтобы открылись помышления многих сердец (Лк. 2:34–36), т.е. фарисеев, книжников, первосвященников, иродов, пилатов и подобных. Проповедь Христова, жизнь и чудеса Его обнаружили сокровенные помышления этих лукавых, гордых людей. Прежде люди не знали их лицемерия, а жизнь Христова, проповеди Его вызвали в них, как злокачественный нарыв, всю мерзость их сердец: зависть, гордость, злобу, корыстолюбие, ложное понимание и толкование писаний. И теперь пред Евангелием раскрывается все лукавство человеческое, ибо оно обличает и ныне все страсти людские и оно же будет судить во второе пришествие Христово все племена и народы христианские. Будем же читать и слушать св. Евангелие, чтобы жить по нему и обличать себя во всех грехах, принося всегдашнее, искреннее покаяние Сердцеведцу, испытующему сердца и внутренности наши (Иер. 11:20), готовому судить живых и мертвых. Аминь.