Слово на день преславного Рождества Пресвятой Богородицы
«Всемирная радость от праведных Иоакима и Анны возсия нам, всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает, и едина воистину Богородица познавается». (На стиховне стихира, предпразд. служба).
Прежде чем начать мое убогое слово о рождестве Матери Бога-Слова, молю сие Предвечное Слово дать мне разум прославить по силам моим, а вернее по благодати Божией, настоящий великий христианский праздник, Рождества Пресвятой Девы Марии, предназначенной от Творца веков быть Матерью Сына Божия по плоти. Сопоставляю в мысли моей двух дев: первозданную деву Еву, когда она еще не познала общения, и настоящую Пречистую Деву и Приснодеву Богородицу Марию. Первая дева сделалась вольною причиною всеродного греха, проклятия и смерти и всех бед, которым мы доныне подвергаемся и от которых ужасно страдаем; вторая – по Боге стала причиною праведности, благословения и жизни, которыми облагодетельствовал нас родившийся от Нея по плоти Бог Слово. Первая сотворена была из ребра Адамова, ради единства происхождения от одной крови рода человеческого, вторая Дева – Виновница настоящего торжества, родилась по вере, горячей молитве и милостыне неплодных, престарелых родителей, праведных Иоакима и Анны, для уничтожения, по благости Божией, греха, проклятия и смерти, ибо родившийся от Нея по плоти Бог-Слово истребил в верующих человеках всезлобный грех и изгнал проклятие и смерть, подав благословение и жизнь вечную. Вот две противоположности – прародительница рода человеческого Ева и Предстательница христиан Приснодева Мария! Дивные дела промышления Божия о роде человеческом! Дивны и человеки праведные, плодящие в мире, по благодати Божией, правду, мир, благословение и жизнь вечную, между коими первенствует Пресвятая Дева Мария. Дивно милосердие Божие к роду человеческому, восстановившее его от падения. Пресвятая Дева Мария соединила рождеством Своим Бога Слова с человеками и отринутое грехом естество наше сроднила с небом, человеческий род ввела в общение с ангельским, светлым всеблаженным миром, и земных человеков сделала небожителями. Чрез воплощение от Пресвятой Девы Бога-Слова человечество сподобилось от Бога туне неисчетных благ, о которых и подумать не смело оно, погрязши во всяких нечистотах греха. Людям даны от Господа, пострадавшего добровольно за грехи мира, – баня пакибытия (крещения), всеспасительное покаяние, всепросветительное Слово Божие, научающее всякому благочестию; основана Церковь с освященными пастырями; дано причащение пречистого Тела и Крови Господней, очищающих всякий грех и обновляющих растлевшую от греха природу нашу, украшающих и благоухающих верующие и смиренные души. Спасение человека поставлено в зависимость от веры, покаяния и добрых дел человека, а без веры во Христа, Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира, и без нелицемерного, плодотворного покаяния невозможно спасение; верующим дана всемощная Ходатаица и Предстательница. Смотрю на мир, лежащий во зле, или – ближе, на Россию, получившую от Бога драгоценное наследие от предков – веру православную, и отступившую по легкомыслию непостижимому от своей веры и впавшую во всевозможные беды: и – ужасаюсь, и скорблю, видя, как страдает и еще пострадает она, если не обратится всем сердцем к вере отеческой и к Церкви православной, в которой спаслось столько праведных людей. За безверие, пьянство и разврат следуют беды за бедами, беды величайшие, не соизмеримые: позорная война, обеднение народа, революция, голодовка, холера, мятежные две Думы, из коих вторая чрез некоторых представителей своих едва не погубила Царскую семью. Вот наказания Божии за отступление от веры и огульный разврат. Самые праздники наши святые, которые должны бы возводить наши умы и сердца на небо, обратились в праздники сатанинские, праздники плоти и крови и всяких несмысленных и вредных страстей. Как некогда праздников еврейских, Господь гнушается и нашими праздниками. Праздничных собраний ваших не могу терпеть, – беззаконие и празднование (Ис. 1:1–3), говорит Господь чрез пророка Исаию. Побоимся Бога. Будем вникать в смысл праздников наших и возводить умы и сердца наши горе – к Богу, к небу, к горнему отечеству. Аминь.