Проповеди на праздники:


Слово на день Богоявления Господня. 1908 г.

«Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него» (Матф. 3:13).

Три рода крещения, существенно отличных, определено было небом от вечности: одно всенародное крещение покаяния от Иоанна, приготовительное к принятию обещанного и пришедшего Мессии: другое крещение – чрезвычайное освятительное крещение Самого Мессии – Христа Сына Божия от Иоанна тоже во Иордане, – с явлением всей Св. Троицы. Это крещение было чудом благости, премудрости, правды и снисхождения Божия к оскверненному во всей глубине существа своего роду человеческому. Оно было совершено для освящения вод земных и сокрушения сатаны и всех бесовских полчищ, гнездившихся в водах и ради таинственного порождения водою и духом верующих человеков, как говорил о том Сам Иисус Христос: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть (грех), а рожденное от Духа есть дух (святость и правда) (Ин. 3:5–6). Это третий род крещения, которого и мы удостоились в младенчестве по вере родителей и восприемников. Простой иудейский народ принял добровольно и с верой крещение от Иоанна в прощение грехов, а ученые, гордые и самомнительные книжники и фарисеи воспротивились Богу и не приняли крещения, Богом данного для их спасения, в чем публично обличал их Спаситель пред народом. Так как третий вид крещения совершается в младенчестве нашем, то, конечно, почти все христиане – крещеные, хотя бывают случаи, что иных детей не крестят иногда до десяти и больше лет по разным причинам. Есть много и таких случаев, что иные, гордые ученые в роде наших писателей, пришедши в возраст и набравшись духа неверия и отрицания всего священного и Божественного – отвергают крещение и не признают его нужным ни для себя, ни для других, как напр. Лев Толстой и князь Кропоткин (жив ли он – не знаю, но я виделся с ним и говорил с ним). – Судья им Бог; они, и подобные им, отвергают и Бога и все св. писание и всякое начальство; они-то и их пособники-единомышленники насадили и развили в России безбожие и анархию, чрез них развилась вся безбожная, разнузданная печать, особенно еврейская, чрез них совершается огульное развращение юношества. Взгляните глубже на причины всего этого – и увидите, от кого пошло все зло. Но раз дано допущение ему сначала, оно усилилось, до чудовищности и исправить его невозможно или крайне трудно. Какую силу имеет наше крещение относительно нашего спасения? – Силу очищения души и тела, освящения и возрождения духовного. Если кто не родится от воды и Духа, не можеть войти в Царствие Божие (Ин. 3:5), т.е. не крещенный человек не может ничем и никем очиститься от прирожденной скверны греха и от произвольных грехов; никто не может соединиться с Богом для общения, с Коим мы предназначены от вечности, никто не может войти в небесное отечество, – как только чрез крещение, чрез которое мы усыновляемся Богу и делаемся чистыми от скверны греха. Истинно, истинно говорю вам: отныне вы увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). Небо отверзается и жизнь вечная наследуется людьми только чрез крещение. Некрещенный и неверующий во Христа человек уподобляется нечистому псу. Нельзя взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26), – сказал Господь хананеянке язычнице. Но получившие крещение христиане принимают на себя обязательство чрез восприемников – умножать талант, вверенный им Богом чрез крещение, дар святости и правды, дары веры, молитвы, покаяния, благодарения Богу, любви, кротости, смирения, повиновения, терпения, воздержания. Они должны жить достойно христианского звания, в которое вступили, являть собою образец чистой святой жизни; должны отложить ветхого человека, истлевающого в обольстительных похотях, и одеться в нового, созданного по Богу в правде и святости истины (Еф. 4:22–24). Св. апостол Павел в послании в Римлянам так говорит всем нам крещенным: Оставаться ли нам в грехе (после крещения), чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (чрез троекратное погружение, а не обливание)? И так мы спогреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединились с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом; то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:1–11). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх