Беседа во вторую неделю Великого поста (вторая)
«Вниде Иисус в Капернаум: и слышано бысть, яко в дому есть; и абие собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверех: и глаголаше им слово. И приидоша к Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми» (Марк. 2:1–3).
Если царь земной или сын царский посетит какой-либо город или селение и остановится в каком-либо доме, тогда собираются около того дома огромные толпы народа, потому что всем хочется видеть ясные царские очи, заботливо обращаемые на все обширное царство и на все подвластные народы, всем хочется слышать милостивое царское слово. Столь высок сан царя, столь важно на земле его служение Богу и людям, что всякий чувствует к его особе невольное благоговение; и нередко один вид его приводит в восторг. Но вот было время, когда Сам Царь небесный, Царь всего мира, безначальный Бог, Творец неба и земли, Царь царей земных явился на земле и пожил с человеками, странствуя из града во град, из селения в селение. О, какое счастие, какое блаженство было видеть Самого Царя небесного; эти пресветлые, недремлющие очи, призирающие на всю вселенную, этот взор, веселящий Ангелов и страшный для демонов, и слышать из сладчайших уст Его слова, дарующие жизнь, покой, отраду, веселие всякой искренней, прямой душе! Вы завидуете этим счастливым людям, которые жили во время пребывания Иисуса Христа на земле. Не завидуйте. Он и ныне с нами неотлучно Своим Божеством, Своею благодатию, Своими животворящими Тайнами, божественным Своим телом и пречистою кровию: мы нисколько не обижены в этом отношении сравнительно с современниками Иисуса Христа; ничего не лишены, даже получили больше их: потому что они не имели блаженства вкушать животворящее Его Тело и Кровь, а мы вкушаем их и обожаемся. Литургия, во время которой совершается это таинство, живописует пред нами всю жизнь Иисуса Христа от колыбели Его и до вознесения на небо; – а святые Тайны являют личное Его присутствие, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и в образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной грехом. Оно удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Ангелам и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные веки; что у Бога, после Божией Матери и святых Ангелов, нет более никого выше и дороже человека, – человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что все небо и царство небесное есть наследие человека, и кроме его нет больше наследников, коим было бы сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34). Но обратимся к тому, что говорится в Евангелии. Вниде, сказано, Иисус в Капернаум, и слышано бысть яко в дому есть, и абие собрашася мнози, яко ктому не вмещатися ни при дверех. Еврейский город Капернаум находился при Геннисаретском озере недалеко от впадения в него реки Иордана и был одним из цветущих и многолюдных городов Галилеи при Иисусе Христе. Господь, во время Своего трехлетнего общественного служения спасению человеческого рода, неоднократно имел Свое пребывание в Капернауме, проповедывал в иудейских синагогах и совершал многие чудеса. Между прочими, здесь был исцелен расслабленный, не имевший возможности ходить, о котором сегодня читалось в Евангелии. Здесь исцелены: слуга одного римского сотника, теща апостола Петра со многими другими, кровоточивая женщина, два слепца, бесноватый, и – воскрешена дочь Иаира, начальника синагоги. Счастливы, стократ счастливы, скажете, жители этого города, в коем имел Свое частое пребывание Иисус Христос. – Но я этого не скажу. Нет, я не могу назвать жителей Капернаума счастливыми потому только, что у них часто останавливался Сын Божий; не могу потому, что жители Капернаума, много раз видевшие Его чудеса, Его благодеяния своим согражданам, остались неблагодарными пред своим Благодетелем и Чудотворцем – неверными, нераскаянными грешниками. Сам Господь обличил этот город в нераскаянности, сказав ему: и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, т.е. чудеса, явленныя в тебе, то он оставался бы до сего дня, т.е. покаялся бы; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф. 11:23–24). Теперь видите, что жители Капернаума – несчастные люди, потому что, видя часто чудеса Господа и слыша учение Его, они остались нераскаянными грешниками и осуждены во ад. Братия мои! подумаем о себе: меньше ли мы жителей Капернаума облагодетельствованы Господом? Мы отрождены в крещении водою и Духом Святым и усыновлены Богу; в миропомазании освящены Духом Святым; – в причащении удостоиваемся вкушать самого пречистого тела и самой пречистой крови Господней; в покаянии сподобляемся прощения грехов после чистосердечного в них раскаяния; в священстве имеем мы всегдашних учителей веры и жизни христианской, совершителей спасительных таинств и руководителей к Богу и к вечной жизни; в елеосвящении имеем врачевство от болезней телесных чрез покаяние во грехах. Что же мы воздаем Господу за все Его милости к нам, за все чудеса Его долготерпения к нам? – Неблагодарностью, злонравием, жестокосердием, неверием, рассеянностию, коснением и нераскаянностию во грехах. Но так ли и всегда будет? Не исполнится ли скоро мера долготернения Божия к нам? Не висит ли уже меч Божий над головами нашими? Не простерта ли уже секира смертная к корню древа, к сердцу нашему? Ад кромешний не раскрыл ли зева своего, чтобы поглотить нас? Опомнимся, очнемся, покаемся от души, пока имеем еще время для покаяния. Будем поучаться в слове Божием, с усердием посещая храм Божий, и – заниматься благотворением и милостынею. Правда, и у нас в великий пост храм наполняется иногда молящимися, как тот дом, в коем был Иисус Христос, – и народ едва помещается в нем. Слава Богу! о, если бы почаще он наполнялся христианами! Но все же театр наполняется гораздо чаще. Но продолжим объяснение Евангелия. И глаголаше им слово. Везде Господь являлся с словом, – и это слово было сладко паче меда из сота; оно врачевало души и тела; преклоняло и претворяло сердца, как в Савле; оживляло мертвых, прогоняло демонов, повергало на землю дерзновенных, повелевало всем стихиям: и они слушались гласа Всемогущего; претворяло во мгновение тварь; это слово раздается в храме и теперь. От чего же мало слушающих и исполняющих? От нашей рассеянности, от любви к миру, к суетным благам и удовольствиям. Не можете, сказал Господь раз навсегда, работати Богу и мамоне (Мф. 6:24), т.е. миру. Но помните: это слово будет судить нас в последний день. Будем же лишше внимати слышанным, да не когда отпадем (Евр. 2:1) внутренно от Бога. Для того святая Церковь и требует нашего внимания, когда читается Евангелие. И приидоша к Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми: и не могущим приближитися к Нему народа ради, открыша покров идеже бе, и прокопавше свесиша одр, на немже разслабленный лежаше (Мк. 2:3–4). Как жалок человек, когда он, будучи в полном сознании, сам ходить не может по причине крайней слабости и должен пользоваться постоянно услугами других: он в тягость и себе и другим. Таков был упоминаемый в сегодняшнем евангелии раcслабленный, таковы у нас одержимые параличем и некоторыми другими болезнями. Но есть раcслабление духовное от грехов, от страстей, несравненно опаснейшее и более достойное сожаления, чем раcслабление тела, потому что влечет за собою нередко вечную смерть. В этом отношении всякий грешник есть раcслабленный. Всякому греху сопутствует раcслабление души, как следствие отпадения от Бога, в Коем наша жизнь и сила, как падение в смерть. И как мы все грешим, то все – раcслабленные. Как исцелиться от этого раcслабления, от этого предначатия вечной смерти? – Чрез искреннее, глубокое, полное раскаяние во грехах. Потому, конечно, и положено ныне чтение евангелия о раcслабленном, чтобы его положением, которое было следствием грехов, тронуть наши сердца и расположить и нас к усердному покаянию. Потому-то Иисус Христос исцелил раcслабленного, даровав ему наперед прощение грехов. Видев же веру их, т.е. носильщиков, глагола раcслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2:5). Отсюда явно, что больной страдал за грехи свои. Братия мои! когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяние во грехах, прибегайте к Врачу всемогущему – вкушайте Его животворящее Тело и животворящую Кровь. Между грехом и болезнию есть тайная и тесная связь. Бяху же нецыи от книжник ту седяще, и помышляюще в сердцах своих, что сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Мк. 2:6–7)? Лукавым, завистливым и честолюбивым книжникам, т.е. ученым учителям еврейским, благодеяние Иисуса Христа показалось богохульством и смутило их. Так и ныне, братия, лукавого человека приводят в соблазн и добрыя дела: ты ходишь в церковь молиться Богу, читаешь священные книги, удаляешься от развлечений, увеселений, зрелищ, компаний; говорят: вот ханжа. Ты подаешь милостыню; говорят: он размножает тунеядцев. Но не лучше ли этим лукавым человекам на себя оглянуться, каковы они сами, чем судить и осуждать других? Должно помнить слова праведного Судии: не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Иисус Христос, как Сердцеведец, обличил лукавые помыслы своих противников: Он сказал им: что помышляете в сердцах ваших? Что есть удобее, рещи разслабленному: отпущаются тебе греси? или рещи: востани, и возми одр твой, и ходи (Мк. 2:8–9)? В самом деле: не равно ли невозможно для простого человека и прощать грехи против Бога подобному себе человеку и исцелять словом болезни? Само собою разумеется, что невозможно. Кому же возможно это? – Только Богу; следовательно, если слово Иисуса Христа было делом, т.е., если оно разрешало грехи, исцеляло всякия болезни, как и видели это все люди, а в том числе и книжники, то как же они могли укорять Господа в богохульстве? Смотря на дело просто, они должны были верить, что Иисус Христос есть Бог, потому что Он прощает грехи и исцеляет словом все болезни; а они говорят: глаголет хулы. Что же Господь ответил им? Но да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи, глагола разслабленному: тебе глаголю: востани, и возми одр твой, и иди в дом твой. И воста абие, и взем одр, изыде пред всеми: яко дивитися всем, и славити Бога, глаголющим, яже николиже тако видехом (Мк. 2:10–12). Вот видите, слово стало делом: грехи прощены, расслабление прошло, человек стал вполне здоров, крепок; и прощение грехов и исцеление болезни – то и другое показало, что Иисус Христос есть Судия, Жизнодавец и Бог, а не богохульник, как думали книжники. Братия мои! власть прощать грехи людям принадлежит одному Богу, как Творцу и Законодателю, и кто же из вас не испытал на себе, что Иисус Христос прощает и разрешает нас от всякого греха? О, как бывает легко и покойно и весело на душе, когда покаешься от всего сердца во грехах своих пред Господом и услышишь слово прощения: чадо, прощаются тебе грехи твои. Как весело на душе, когда с верою и любовию вкусишь божественного Брашна Его – пречистого тела и крови Его! Как и теперь часто больные исцеляются вскоре после того, как покаются пред лицем священника и приобщатся святых Таин Христовых! Все мы испытали на себе без числа, что Иисус Христос есть Судия наш, Спаситель, Жизнодавец и Бог: будем же усердно всегда прибегать к Нему с верою, да получим от Его обычного, испытанного милосердия – прощение грехов, мир душевный и вместе здравие телу. Сокровищница милосердия всегда открыта для каждого: почерпай из нее всякий хоть тысячу раз на день; бесчисленные грехи наши не победят бесконечного милосердия Владыки, если только мы грешники – искренно кающиеся. Да будет слава Твоему милосердию, Господи, во веки веков! Но и мы, братия, будем милосерды к ближним. Я обращаюсь опять к вашей любви с словом о милостыне к бедным приходского нашего попечительства. Благоволите это сделать во имя Божие: иже дает убогим, Божиею милостию, не оскудеет (Притч. 28:27). Аминь.