Проповеди на праздники:


Соответствие между преступлением и наказанием. Беседа в Великий Пяток

Бесконечная правда Божия требовала, чтобы между преступлением первого Адама и искупительной жертвой, принесенной вторым Адамом – Богочеловеком, было соответствие.

Грех первого Адама распространился на все потомство его – и оправдание, совершенное спасительными страданиями второго Адама, долженствовало распространиться на всех. Первый Адам, сделавшись виновником бедствий для своего потомства, страдал не только сам, лично, но спострадал12, во-первых, участнице своего преступления, по тесной, органической связи ее с ним: соболезновал болезням Евы и разделял с ней ее печали. Страдал и в своем потомстве. Братоубийство Каина было болезненно-жгучей язвой для родительского сердца. Каждое новое преступление потомков, каждое бедствие, поражавшее преступников, было нравственным уколом для совести прародителя, всякий раз новой причиной нравственного страдания. И это не только при жизни, но и по смерти, в темных местах ада, куда собиралось к нему все его потомство, доколе не опустошен был ад Разорителем его. Соответственно сему и второй Адам, принявший на Себя вину первого и потомков его, страдает не только Сам, лично, Своим человеческим существом, воспринятым от единой из дщерей Евы – Пречистой Девы, но состраждет в болезнях и печалях той, которая стала как бы второй Евой, от плоти и крови сего второго Адама. Это – Святая Церковь Христова, которую Он искупил, возрастил и омыл водой и кровью, истекшими от пречистых ребер Его, оживотворил Духом Своим и соделал причастницей Своего Божественного естества. Она есть тело Его (Еф.1:22–23; Кол.1:24).

Пострадав единожды в теле, с которым пожил на земле, Сей Божественный Адам страждет и в теле Церкви Своей, в благодатном потомстве Своем, соответственно первому Адаму, спострадавшему Еве и происшедшему через нее его потомству.

Всякий раздор, разделение, производимое в Церкви Христовой, для Сего Святейшего Адама чувствительно так, как раздирание Его тела, второе распинание. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? – сказано было тому, кто не гнал Самого Христа, а был только хульником и гонителем Церкви Его (Деян.9:4). «Господи, кто раздрал ризу Твою?» – вопрошал святой епископ Павел, когда узрел в видении Христа Господа в разодранном одеянии. «Арий», – был ответ ему. А это тот лжеучитель, который произвел великое смущение и разделение Церкви Христовой.

Итак, гонения на Христа не кончились гонением книжников и фарисеев, суд над Ним – судом иудейских первосвященников и римского игемона, страдания Его – голгофским распятием. Все это повторяется над Ним в теле Церкви Его, в членах сего тела Его. Гонение на Церковь есть гонение на Христа, раздирание Церкви есть раздирание тела Христова.

Да устрашатся сего те, кто производит разделение и раскол в Церкви! Разделение в Церкви, производимое расколом, столь тяжкий грех, что его не омоет мученическая кровь, говорит святой Златоуст13.

Церковь от первых времен апостольских тщательно оберегала свое единство под управлением богоучрежденной иерархии.

«Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, – писал христианам святой Игнатий Богоносец, учившийся у святого апостола Иоанна Богослова. – Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе, но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной»14.

В последующие времена Вселенская Церковь общий голос свой относительно отчуждающихся от единства ее выразила на одном соборе следующим образом: «Если кто-либо вне Церкви составляет особые собрания и, презирая Церковь, церковное творить хочет, не имея с собой пресвитера по воле епископа, – да будет под клятвой»15.

Кто поступает противно сему, тот, как разделяющий единство Церкви, раздирает тело Христово и подлежит одному суду с участниками в распятии Христа.

Для чего мы вспоминаем в этот великий день страданий, распятия и погребения Христова о временах гонений на Церковь, ересей, расколов, разделений? Разве ныне могут быть Савлы, Арии? Разве откуда-либо грозит опасность разделения, раздора церковного? К прискорбию, так. Ныне только характер гонений и содержание лжеучений несколько изменились, а в существе дело то же. Нет всеобщих явных гонений на Церковь, но были и могут быть местные, тайные, прикрытые благовидными предлогами. То, что на днях случилось в единоплеменной и единоверной нам стране, может повториться и в других местах, и наше православное отечество не может похвалиться отсутствием лжеучителей. Расколоучители и новые ересиархи, услаждающие слух и угождающие многим, у нас на слуху и в виду. Последователей этих самозваных учителей – авторов новоизмышленных ими евангелий и придуманных ими верований еретического характера – немало найдется и среди нас. А сколько таких, которые хотя и не последуют какому-либо лжеучению, не отделяются в особые общества, секты, но и не принадлежат Церкви, отчуждаются от ее жизни – вследствие ли полученного ими неправильного воспитания или по увлечению духом времени – антицерковным, учению Христову противным. И в самом деле, как считать истинным членом Церкви того, кто ничем не выражает своей принадлежности Церкви? В храме его не бывает, но нередко он считает за честь себе именоваться неизменным посетителем театра или членом общественно-увеселительных собраний. Там, где верующие питаются и подкрепляются словом жизни и примерами благочестия, его никогда не видно, да и дома у себя ничего церковного, назидательного он не читает, видимых знаков общения со Христом и Церковью – Тела и Крови Христовой – не приемлет.

Все таковые – как лжеучители, увлекающие за собой учеников, так и отделяющиеся от единства Церкви – полным невниманием к ней раздирают тело Церкви или отторгаются от него, а через то раздирают тело Христово, отторгаются от Христа. В том и другом случае они оскорбляют, уязвляют Его.

Если вся Церковь в совокупности есть тело Христово, то каждый член Церкви есть член тела Христова, в котором обитает Христос, притом не частью Своего существа, не по Своему Божественному только вездеприсутствию, а весь, как душа в теле, притом, по обетованию Своему, со Отцом и Святым Духом (Ин.14:23). Ядущий Плоть и пиющий Кровь Христову во Христе пребывает, и Христос в нем (Ин.6:56). Поэтому все то, что делается для единого из таковых членов Христовых, делается Самому Христу, и уничижающий, оскорбляющий, преследующий таковых уничижает, оскорбляет, преследует Христа. «Куда идешь, Господи?» – вопросил святой апостол Петр, выходивший из Рима, чтобы, по убеждению верных, на время уклониться от ожидавших его страданий и смерти. «Иду в Рим, распяться», – ответствовал явившийся ему Господь.

Итак, Господь распинается в Петре; гоним бывает во всяком, изгоняемом за имя Его; страдает со всяким страдальцем, несущим терпеливо, во имя Христово, крест скорбей, лишений и страданий.

Если всякий член Церкви есть член тела Христова, обитель Христа, то какому оскорблению подвергается Сей Божественный Обитатель в теле христианина, когда сей последний, по злой воле своей или по увлечению соблазнами, подвергает тело свое осквернению грехом! Это – осквернение храма Божия. А кто Божий храм растлит, осквернит – покарает его Бог (1Кор.3:17).

После этого в какой чистоте нам должно соблюдать тела и сердца свои – эти храмы Божии, с какой бдительностью нам нужно тщиться соблюдать себя в святыне Христовой!

Тот, кто, будучи просвещен (в Таинстве Крещения), вкусил дара небесного (во святом Причащении), соделался причастником Святого Духа (через Миропомазание и другие спасительные Таинства), снова отпадает и ввергается в грязь и блато худых страстей своих, – тот, по Апостолу, снова распинает в себе Сына Божия (Евр.6:6).

Что же будет за это?

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему... наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:28–29).

У Бога нет лицеприятия (Рим.2:11). Он будет судить и народ Свой. Если не пощадил природных ветвей – евреев, отломившихся от древа Христа, то пощадит ли прививки? Если наказал иудеев за распятие Мессии, то пощадит ли христиан, распинающих Христа?

Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31).

Но обратим взор наш к тем, которые несут на себе поношение Христово, страдают за Него. Блаженны вы, поносимые, изгоняемые и всячески злословимые Христа ради! Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5:12)! С вами и в вас страждет Христос. Если вы с Ним страждете, то с Ним и воцаритесь; если с Ним умираете, то с Ним и оживете (2Тим.2:11–12).

Христе, Спасе наш! Мир Церкви и спасение людям Твоим даруй Крестом и воскресением Твоим!

Проповеди на праздники:

Наверх