Проповеди на праздники:


Слова и беседы во дни святых постов. Об изнесении Креста.

Беседа в Неделю Крестопоклонную

Прошло три недели Великого поста. Кто провел эти дни говения по уставу церковному, ежедневно бывая на богослужениях, соблюдая воздержание в пище и питии, исполняя правила о поклонах больших и малых, которых бывает в сутки до трехсот, тот не может не чувствовать утомления, даже при бодрости духа. А впереди предлежит еще столь же продолжительный труд для тела. Святая Церковь, как чадолюбивая мать, зная таковую истому чад своих, износит из святилища и предлагает пред их взорами святой Животворящий Крест – сколько для поклонения, столько же для поучения и укрепления их.

Указуя на Крест с изображением на нем Христа распятого, она как бы говорит им: «Чада мои! Вы изнемогаете от поста – взирайте на этот Крест и укрепляйтесь. Вспомните, какие страдания перенес распятый на нем Господь Иисус Христос. Вспомните, как, изнемогая на нем, человеческое естество, на время оставленное само себе, взывало к Богу и Отцу: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? (Мф.27:46). Вы, чада, изнемогаете от поста, – а вот и Он, Спаситель наш, взывал с креста: Жажду (Ин.19:28). Итак, не унывайте, но сострадайте Христу, чтобы с Ним сорадоваться; умирайте с Ним, чтобы и воскреснуть с Ним». Вот одна из причин изнесения Креста для поклонения в сей день.

А вот и другая. Как путники, прошедшие длинный и утомительный путь по знойной пустыне, найдя большое многоветвистое древо, садятся под ним: отдохнув под тенью его, они набираются свежих сил и, подобно молодым людям, бодро отправляются в дальнейший путь, – так и ныне святые отцы положили износить святой Крест, чтобы при воспоминании о силе сего животворящего знамени, по действию Распятого на нем, ободриться духом, как ободряются путники под тенью зеленеющего древа, и смело продолжать оставшийся не пройденным путь.

А вот и третий повод к изнесению и поклонению Кресту. Когда бывает торжественное шествие царя по случаю победы, тогда он посылает впереди себя знамена, скипетр и другие принадлежности царского величия, а потом приходит и сам он, радуясь о победе, а с ним и народ его; так и Господь наш Иисус Христос, желая показать Свою победу и явиться со славой вдень воскресения, посылает впереди, как скипетр Свой или как победоносное знамя, Животворящий Крест, доставляющий нам великую радость о всем совершившемся через этот Крест, ободряющий нас и соделывающий нас готовыми принять, сколько возможно, Самого Царя и прославить торжественно Его победу.

А что Крест износится в средине поста, то причина этому следующая. По причине сокрушения о грехах, строгого воздержания от пищи и пития, при многих молитвенных поклонах, продолжительных молитвах, при недосыпании и недоедании святая Четыредесятница становится подобной горькому источнику Мерры, какой встретил еврейский народ во время странствования по пустыне (Исх.15:23). Как тогда святой Моисей вложил в этот источник древо, и он стал сладким, так и Бог, проведший нас через мысленное Чермное море многоскорбного греховного жития и избавивший от фараона – диавола, услаждает горесть поста Четыредесятницы животворящим древом Креста, утешая нас в этой житейской пустыне, пока через воскресенье возведет нас в горний Иерусалим.

Еще: Крест именуется древом жизни, каков он и действительно есть: первое древо жизни было насаждено среди рая – Эдема. Посему прилично сделали и божественные отцы, насадив Крестное Древо среди Четыредесятницы. Этим дается напоминание об Адамовом невоздержании и освобождении от печальных последствий его при посредстве Креста, на котором пригвожден Христос, Который есть Хлеб жизни. Вкушая его, мы не умираем, но оживляемся.

Силой сего Креста, Христе Боже, и нас сохрани от искушений лукавого, и сподоби светло перейти поприще святой Четыредесятницы и поклониться Твоим Божественным страстям и живоносному воскресению, и помилуй нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх