Несравнимое превосходство Богочеловека перед всеми великими людьми. В Великий Пяток
Есть обычай при погребении именитых людей чтить их надгробными словами, изображать их нравственный облик, сравнивать с другими и делать о них заключение.
Если мы дерзнем сделать нечто подобное при гробе Сего Божественного Мертвеца, то да не осудит нашу немощь Он, приявший хвалу от грудных младенцев и внимающий лепету детей (Пс.8:3). Да дарует Он силу изволению нашему!
Сравнивать Господа нашего Иисуса Христа с кем бы то ни было из величайших людей или основателей религий – значит сравнивать несравнимое, ибо на земле не было, нет и, конечно, не будет никого, кто мог бы быть сравниваем с Тем, имя Которого выше всякого имени (Флп.2:9) и род Которого кто исповестъ? (Ис.53:8). Лице Господа настолько выше всех величайших людей, насколько сияние солнца превосходнее мерцания звезд.
Даже при поверхностном сопоставлении этого Божественного Лица с великими людьми с первого раза можно видеть несравнимое Его превосходство как пред всеми вообще, так и пред каждым из них отдельно.
Попытаемся, сколько для нас возможно, показать это превосходство.
Появление великих людей можно уподобить появлению метеоров, внезапно показывающихся и оставляющих после себя некоторый след, скоро исчезающий, а пришествие Христа Сына Божия на землю вполне прилично уподобить явлению солнца, задолго ранее предваряемого явлением зари и утренней звезды.
Явление великих людей ничем не было предваряемо так, чтобы их где-либо заранее знали или ожидали. Пришествие на землю Сына Божия как Спасителя было предвозвещено за тысячи лет ранее самого события, возвещено многими, возвещено многообразно, возвещено с такой ясностью и подробностью, что даже указывалось место, время и почти год Его явления. Ко времени явления Спасителя уже весь Восток знал и ожидал, что из Иудеи явится Кто-то необыкновенный, Которому должны покориться все народы.
О Лице Иисуса Христа и деле Его великого служения было заранее предвозвещено прообразами и пророчествами, посредством которых был как бы написан точный облик Богочеловека, по которому легко было узнать, когда Он явился; как бы начертан был план великого домостроительства, сделавшийся вполне понятным, когда он был приведен в исполнение Божественным Домостроителем. Пророчества и прообразования имели такое же значение в отношении к Лицу Христа Спасителя и совершенному Им делу спасения людей, какое значение имеют черты и линии, налагаемые живописцем на картину, прежде чем он начнет красками изображать лица и их действия, имеющие войти в состав этой картины. Укажем на некоторые прообразы и пророчества Ветхого Завета, относящиеся к Лицу Спасителя. Предречение о семени жены, имеющем стереть главу змия (Быт.3:15), указывало, что змей-искуситель будет поражен в голову, что имеющий поразить его произойдет от жены, без участия мужа. Жертвоприношение Авраама (Быт.22:1–13) должно было указать на любовь Отца, отдающего Сына Своего на смерть, и послушание Сына, добровольно приемлющего смерть, чтобы исполнить волю Отца. Моисей, как вождь, законодатель и освободитель народа еврейского от работы фараону, указывал собой на Христа как имеющего освободить род человеческий от духовного фараона – диавола. Медный змей в пустыне (Числ.21:9) должен был служить образом Креста Христова, которым верующие спасаются от смертельных угрызений мысленных змей.
Чем более приближалось время пришествия Христова на землю, тем яснее и подробнее пророки предвозвещали черты Его пришествия, способы исполнения Им Своего великого дела служения и последствия сего. Так, одни пророки предвозвещают место (Мих.5:2), время и чудесный образ Его рождения (Ис.7:14), другие – Его Божественный род (Ис.53:8), Его чудные дела, Его страдания (Ис.53:4–5), смерть и воскресение; наконец один пророк (Даниил) назначает и время Его явления – через семьдесят седьмин, то есть 490 лет (Дан.9:24–27).
Кроме Иисуса Христа, не было на земле лица, на котором бы исполнилась вся совокупность этих прообразов и пророчеств. Пророчества Исаии о страданиях Христовых настолько ясны, что пророк как бы стоял сам у креста и описывал Голгофские события как очевидец, за что и назван он отцами Церкви ветхозаветным евангелистом.
Если прообразы и пророчества о Христе были предвестниками Его пришествия, как заря пред восхождением солнечным, то явление Его в мир было светозарно, как солнце. Когда среди народов было общее ожидание из Иудеи необыкновенного Царя, тогда на небе явилась необыкновенная звезда, приведшая на поклонение новорожденному Спасителю, как Царю иудейскому, мудрецов с востока (Мф.2:1–2:9). Там же, на небе, слышится пение Ангельское, возвещающее славу Божию на небе и мир на земле; один светоносный Ангел нисходит на землю и возвещает смиренным пастырям о рождении в Вифлееме Богомладенца, Спасителя мира (Лк.2:9–15).
Уже на двенадцатилетнем возрасте Христос проявляет сознание Своего Богочеловечества, присущее Ему от рождения как личное свойство, а не как приобретенный дар. Своими мудрыми вопросами и ответами Он приводит в недоумение старцев – учителей народных (Лк.2:46–47), а словами, обращенными к Деве-Матери: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк.2:49) – Он ясно указывает на Свое сознание Своего Божественного происхождения и отношения к храму как к наследию Своему по праву Сына Того, Кому принадлежит храм.
Свое великое служение Он совершает вполне сознательно, как делает архитектор с предначертанным планом в руках. В нем нет нетерпеливой поспешности, какая допускается иногда и великими людьми, стремящимися достигнуть предназначенной цели, в ущерб их делу; нет и медлительности, бывающей плодом нерешительности вследствие неизвестности будущего. Когда ученики хотели Божественного Учителя своего удержать от исполнения намерения Его идти в Иудею, где ожидали Его страдания, то ответом Своим Он дал им знать, что они напрасно опасаются за Него, как бы не знающего, что с Ним должно быть, что будущее для Него ясно как день и что в отношении к делу, которое Он пришел совершить, не существует таких случайностей, которых Он не предвидел бы и не мог бы предотвратить: Он знает, что Его ожидает в Иудее, куда они боятся идти, и однако же пойдет туда, чтобы исполнить то, что должен исполнить как волю Отца Своего (Ин.11:7–10).
Вот наступают последние дни Его служения, дни крайнего уничижения, ужасных страданий в Гефсимании, позора в доме Каиафы, страдания и позора вместе в претории Пилата, и все закончится позором крестной смерти. Все это Он предвидит – и идет твердо, как исполин, для которого нет ничего страшного. Он знает, откуда Он, для чего пришел, куда идет и какие должны быть последствия Его подвига, и предвозвещает об этом (Мф.20:28; Мк.10:45; Ин.8:14, 16:28).
Величайшему уничижению Его предшествует прославление имени Его, выразившееся в проявлении чрезвычайного множества чудес, во главе которых стоит воскрешение Лазаря, с торжественным входом в Иерусалим. А верх позора послужил началом величайшей славы Божественного Страдальца. Земля, небо и преисподняя восстали как бы на защиту гонимой правды. Солнце скрывает лучи свои, на землю спускается тьма; земля колеблется, камни распадаются, завеса церковная раздирается (Мф.27:51 и др.); гробы открываются, мертвецы восстают, чтобы свидетельствовать, что Распятый на кресте разорил ад и вывел оттуда заключенных в него (Мф.27:52). Злоба умолкает, враги бегут; смотревшие на позор голгофский удаляются, ударяя себя в грудь (Лк.23:48); стоявший у креста римский сотник открыто исповедует в Распятом Сына Божия (Мф.27:54 и др.). Наконец, весь мрак позора и страданий Богочеловека покрывается блистанием света Его воскресения. В этом событии по преимуществу открылось несравнимое величие Господа – о нем Он предвозвестил заранее (Мф.16:21, 17:23, 20:19 и др.). Тридневное воскресение Его засвидетельствовано было очевидцами этого величайшего события, великими чудесами, сопровождавшими таковое, и другими доказательствами, в течение двадцати веков остающимися для самих врагов христианства неопровержимыми. Последующие за ним события – вознесение на небо, ниспослание Святого Духа, чудесное распространение Евангелия по всей вселенной – служат ручательством за достоверность истины как воскресения Христова, так и всего домостроительства спасения рода человеческого, совершенного через пришествие на землю Сына Божия, Его страдания и воскресение из мертвых.
Все сказанное доселе о Лице Спасителя нашего: исполнение на Нем вещаний пророческих, исполнение предречений о будущем – служит достоверным ручательством того, что в свое время несомненно исполнится и то исповедуемое нами чаяние воскресения мертвых, когда Господь Иисус Христос явится со славой, и все святые Ангелы с Ним, судить живых и мертвых (Мф.16:27, 25:31).
Жизнь Иисуса Христа сопровождалась такими великими событиями, какие не встречались в жизни ни одного из великих людей, и столь великими делами, каких не совершал никто ни из основателей религий, не исключая иудейского законодателя, ни из других великих людей.
Во-первых, к чрезвычайным событиям в жизни Господа Иисуса Христа относятся те, кои заключают в себе посторонние свидетельства о Его Божественном достоинстве. К таковым принадлежат, во-первых, свидетельства о том, что Он есть действительно Тот, Кем Он признавал Себя, – Сын Божий, пришедший от Отца для спасения мира. Три раза свидетельствовал о Нем Отец голосом с неба: при крещении на Иордане (Мф.3:17; Мк.1:11; Лк.3:22), во время преображения на Фаворе (Мф.17:5; Мк.9:7; Лк.9:35) и пред наступлением дней Его страдания (Ин.12:28). Затем, во время земной жизни Богочеловека о Нем свидетельствовали величайшие из пророков: из мертвых – Моисей, из рая – Илия (Мф.17:3) и на земле – Иоанн (Ин.1:29–34 и др.). О Нем свидетельствовали и Ангелы, воспевшие славу Богу и возвестившие пастырям о рождении Его (Лк.2:9–14). Он, будучи еще в младенческих пеленах, когда на руках Матерних принесен был в храм, то здесь встречен был ветхими деньми старцами Симеоном и Анной, которые по внушению свыше узнали в Нем всеми ожидаемого Христа – Мессию, и первый из них называет Его Владыкой, во власти Которого его жизнь и смерть, светом для язычников и славой для Израиля, а вторая – Анна – проповедовала о Нем всем чающим избавления в Иерусалиме (Лк.2:25–38).
Во-вторых, о превосходстве Иисуса Христа пред всеми величайшими из сынов человеческих свидетельствуют дела, совершенные Им, ихже ин никтоже сотвори (Ин.15:24), дела, засвидетельствованные сторонними беспристрастными свидетелями. Слава о них распространяется далеко за пределы Иудеи. Царь Едесский посылает к Нему посольство, прося Его придти к нему и исцелить его. Правитель Иудеи доносит римскому сенату о Иисусе Христе как о Человеке необыкновенном, великом чудотворце, как о Сыне Божием. Римский сотник, язычник, стоявший у креста и видевший знамения, совершившиеся во время Его страдания и смерти, признал в Нем Сына Божия (Мф.27:54; Мк.15:39; Лк.23:47). Римский император предлагает сенату внести изображение Иисуса Христа в число богов Пантеона.
В-третьих, Иисусу Христу служат как Богу и слову Его повинуются все стихии: море и ветры, звери и древа, Ангелы и демоны, смерть и ад – Он всем повелевает Своим именем или именем Отца, как Единородный Сын Его. В этом отношении Он стоит выше всех чудотворцев, выше и величайшего из пророков – Моисея, который действовать мог только именем Божиим, которому нужно было вопиять к Богу, прежде чем совершить какое-либо вышеестественное дело, и которому возможно было согрешить пред Богом сомнением или маловерием.
Наконец, в-четвертых, Иисус Христос несравнимо выше стоит всех великих людей, всех пророков, чудотворцев и праведников, совершивших силой Божией великие дела, тем, что Он не только обладал Божественной силой для совершения вышеестественных дел, но имел Божественную власть сообщать эту силу и другим. Он дает власть апостолам наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию, оставаясь невредимыми (Лк.10:19); дает обетование для всех верующих: именем Его изгонять бесов, говорить новыми языками, исцелять недужных через возложение рук (Мк.16:17–18) и, наконец, вообще совершать именем Его дела, большие сотворенных Им (Ин.14:12). История Церкви свидетельствует об исполнении этого обетования во всей точности.
Кратко изложив события, предшествовавшие явлению Христа, сопровождавшие Его пребывание на земле и последовавшие затем, как несравненно превосходящие явления на земле, жизнь и смерть величайших людей и основателей религий, мы попытаемся еще изобразить умственный и нравственный облик Христа Спасителя, чтобы и в этом отношении видеть несравнимое превосходство Его пред всеми другими великими людьми, каких знает история.
Были на земле великие люди по всем отраслям человеческих знаний и искусств, были основатели религий, отличавшиеся напряженностью религиозного чувства, были великие законодатели, завоеватели, философы, естествоиспытатели. Все они более или менее обладали каждому прирожденным дарованием – но не было ни одного из них, который бы совмещал в себе все совершенства человеческой природы.
В одном Иисусе Христе, как Богочеловеке, проявилось дивное сочетание совершенств ума, сердца и воли, и в этом отношении на земле не было подобного Ему.
Гениальнейшие люди в одном отношении явились далеко не таковыми в другом. Военные гении бывали плохими философами. Философы немногие занимались законодательством. Художники и ораторы не отличались искусством управлять народами. Величайшие политики нередко были людьми бессердечными. Завоеватели бывали рабами страстей. Все великие люди, более или менее, не всегда были нравственно безупречными в своем поведении. Если Моисей стоит выше всех основателей естественных религий Индии, Китая, Аравии и других, насколько богооткровенная истина выше гаданий человеческого ума, то Господь Иисус Христос был настолько выше Моисея, насколько Богочеловек выше человека, владыка выше раба, учитель – ученика.
Некоторые великие люди известны были своей мудростью как законодатели, знаниями – как мужи науки, государственной прозорливостью – как политики, далеко вперед презиравшие и указывавшие будущие судьбы народов. Но кто может сравниться в мудрости с Тем, Кто несравнимо мудрее мудреца израильского? Кто может сравниться прозорливостью с Тем, Кто говорил о событиях, совершающихся вдали, как бы совершающимися пред глазами Его? С Тем, Кто не требовал, чтобы кто свидетельствовал Ему о человеке, зная Сам, что в нем есть (Ин.2:25)? Кто из великих людей обладал таким предведением, какое было свойственно Христу – Богочеловеку? Кто из пророков обладал таким всеведением, какое проявил Господь Иисус Христос? Он говорит с поразительной ясностью о событиях как близких, так и отдаленных по месту и времени; возвещает о событиях, имеющих совершиться не скоро, с такой же ясностью, с какой предрек о предательстве одного ученика (Мф.26:21 и др.), об отречении другого за несколько часов до события (Мф.26:34 и др.).
Кто из основателей религий Востока и Запада предрек о событиях, имеющих совершиться в близком или далеком будущем, так, чтобы предречения эти исполнились, как Иисус Христос, предвозвестивший о скором послании на учеников Святого Духа, имеющего даровать им просвещение, мудрость, предведение и силу к исполнению их мирового служения? Кто из основателей религий возвестил о судьбе своего учения, своих последователей, как Господь Иисус Христос, предрекший, что Он созиждет Церковь Свою и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18)? Кто так предрекал о судьбах городов, народов и всего мира, как Богочеловек, возвестивший о Капернауме, возвысившемся до неба и имеющем низринуться до ада (Мф.11:23; Лк.10:15), о судьбе Иерусалима и народа иудейского (Мф.23:37–38 и др.) и, наконец, о воскресении мертвых и будущей жизни (Ин.6:40)? Где теперь Капернаум? И следов его не осталось!18 Где храм Иерусалимский? Разрушен, и от него не осталось камня на камне, а на месте его стоит мечеть Омара, как мерзость запустения!19 Иерусалим, по предречению Господню долженствовавший быть попираемым язычниками, доколе кончатся времена язычников (Лк.21:24), теперь попирается мусульманами; иудеи отведены в плен и рассеяны по всей земле. Евангелие Царства Божия распространено по всей вселенной (Мф.24:14; Мк.13:10).
Некоторые великие люди обладали даром слова, способностью привлекать к себе сердца людей. Но кто из них может сравниться с Тем, о Котором слышавшие учение Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46), слово Которого было со властью (Мк.1:22; Лк.4:32), о Котором самые враги говорили: откуда у Него такая премудрость?.. и как Он знает Писания, не учившись? (Мф.13:54; Ин.7:15).
Ни один из основателей религий не выдавал свое учение как всеобщее, предназначенное для всех людей и всех времен. Свое религиозное учение они предназначали прежде всего только для своего народа. Только один Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он пришел от Отца, чтобы спасти род человеческий (Мф.18:11 и др.), быть светом для всего мира (Ин.8:12, 9:5), преподать учение, которое должно быть проповедано от Иерусалима до последних пределов земли (Мк.13:10). Он не основатель только новой религии, не преподаватель нового религиозного учения, нет: Он – Искупитель рода человеческого, Он – Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира (Ин.1:29), Он – Сын Божий, на Которого Отец возложил вину всех (Ис.53:6), чтобы через Него примирить с Собою мир посредством Креста Его (Кол.1:20). Он – Разоритель ада, отверзший двери рая, наполняющий его обитателями земли и возвращенными пленниками ада. Он – Истребитель греха, Победитель смерти, Обновитель твари, Отец будущего века, второй Адам, от Которого происходит обновленное человечество, предназначенное для жизни в обителях Отца Небесного, где не будет болезни, печали и воздыхания. Он – Бог, имеющий придти со славою, чтобы судить живых и мертвых (1Пет.4:5; 2Тим.4:1).
Прошло девятнадцать столетий со дня явления на земле Краснейшего паче всех сынов человеческих (Пс.44:3), и как никто из современников не мог обличить Его в грехе, так и впоследствии, даже до дня сего самая строгая критика не может обрести в Нем ни малейшего нравственного недостатка. Фаворский свет был отблеском Его величайшей святости. Он был не только Самосвятостью, но и Виновником освящения других: Он – Праведник, имеющий даровать оправдание многим (Рим.5:18).
Для великих людей превосходство их пред другими иногда служило поводом к гордости, превозношению. Но взгляните пристально на Лицо Богочеловека – и вы удивитесь необычайному среди людей сочетанию в Нем величия со смирением. Не считая для Себя хищением быть равным Богу (Флп.2:6), Он смиренно именует Себя Сыном Человеческим (Мф.8:20 и др.). После воскрешения Лазаря, войдя в столицу Иудеи, при шумных восклицаниях народа Он не радуется воздаваемой Ему царской почести, но плачет о несчастном городе, обреченном на погибель (Мф.23:37–38). Он вскоре после этого смиренно, как слуга, умывает ноги учеников (Ин.13:4–5).
Некоторые великие люди отличались геройством, мужеством в борьбе с препятствиями к достижению цели, великим самоотвержением. Давид, в жажде, не захотел пить воду, добытую воинами с опасностью для жизни (2Цар.23:15–17); известно геройство Александра Македонского среди военных походов. Но кто может из таковых сравниться с Тем, Кому предлагаемы были все царства мира и слава их и Который презрел это с величием Богочеловека (Мф.4:8–10)? Кто, ища спасения людей, не имел где главу преклонить (Лк.9:58)? Кто, предведая и предвещая о Своих ужасных страданиях, которые готовили Ему враги Его, твердо и неуклонно шел навстречу им? Кто веден был, как Агнец, на заклание, а не отверзал уст Своих (Ис.53:7)? Целитель болезней – терпит болезни ада! Врач прокаженных – покрывается язвами бичевания! Седящий на престоле славы – висит на Древе! Праведник – приемлет казнь со злодеями и вводит в рай разбойника (Лк.23:43)!
Что касается способности обладать умами и сердцами людей, то свидетельством этого служат тысячи тысяч людей, почти в течение двадцати веков последовавших за Ним с такой любовью и преданностью, что, когда нужно было, они оставляли все ради возлюбленного и возлюбившего их Христа, не щадя и самой жизни своей. Кто укажет такого великого человека, из любви к которому последователи его жертвовали бы всем своим имуществом и своей жизнью, как делали это мученики и христианские подвижники? И теперь есть много самоотверженно идущих за Ним. Скажут: но Христос не был ни царем, ни завоевателем. Да, Он говорил, что Он – Царь, но что Царство Его не от мира сего (Ин.18:36). Он не царствовал во дни великого уничижения Своего, но царствует, восседая одесную Отца на престоле славы. В Его руках судьбы народов и царей; исполнители Его веления – величайшие, умнейшие Духи, мироправители – Власти и Господства20, исполняющие веления Его. Он не был завоевателем, но уже теперь вся вселенная в Его руках: Он владеет ею через Церковь, через христианских царей и правителей, которые всегда готовы повиноваться Его мановению, сердца которых в руках Его, как Бога.
Из сказанного можно видеть, как велик Тот, для воспоминательного погребения Которого мы собрались ко гробу Его, чтобы не только воздать честь Божественному Мертвецу, но с благоговением облобызать этот рукотворенный образ погребения Его, это изображение язв на пречистых руках и ногах Его, из которых истекла очистительная от грехов наших кровь Его; облобызать эту книгу Завета Нового, вечного, в которой заключено Божественное слово Его; вместе с Никодимом воспеть исходные песни и воздать величие этому величайшему из великих Сыну Человеческому, через воскресение из мертвых открывшемуся Сыном Божиим, – Тому, при имени Которого не могут быть сравнительно именованы величайшие из сынов человеческих, подобно тому как ни одна из звезд небесных не может быть поставляема для сравнения с лучезарным солнцем, пред которым меркнет свет всех звезд, взятых в совокупности.
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем погребение и страдания Твоя, имиже спасл еси нас от нетления!21 Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех (Пс.81:8)!