Проповеди на праздники:


Слова и беседы во дни святых постов. Необходимость соблюдать уставы Церкви

Поучение в Рождественский пост

В наше время многое изменилось в сравнении со старым, и изменилось, к истинному сожалению всех истинно верующих, к худшему. Многие ныне так далеко отступили от обычаев древних христиан, что если бы святые мученики, проливавшие кровь за веру Христову, подвижники, питавшиеся во всю жизнь травами да кореньями, встали из своих мест упокоения и взглянули на нас, то едва ли признали бы нас единоверными себе христианами. Горе нам, отступившим от преданий, пришедших от времен апостольских! Горе нам, оставившим обычаи, унаследованные от времен мученических! Горе нам, нарушающим уставы, преданные от святых отцов! Горе нам, отступившим от обычаев наших предков!

В старые времена на Руси строго соблюдались все уставы Церкви, а устав о посте – с особенной строгостью. Во всей земле русской едва ли бы можно было найти явных нарушителей постов.

По тогдашнему общему убеждению поесть в пост скоромного значило бы стать отступником от веры – басурманином. А в наши времена в городах трудно найти дом, в котором не нарушались бы посты; трудно нанять квартиру, в которой можно было бы иметь постный стол. Стало быть, строгий суд наших предков современных жителей наших городов назвал бы мусульманами или, что то же, басурманами. Так уклонились мы от добрых обычаев отцов наших! Отчего это случилось? Не оттого ли, что ныне стало мало постной пищи? Пожалуй, отчасти и оттого. А отчего уменьшилось количество постной пищи? Оттого ли, что мать-земля не стала давать плодов детям своим? Нет. Кормит же она всех животных, которые не употребляют мясной пищи! Прокормила бы, конечно, и всех нас. Итак, где же причина? В нехотении достаточно разводить плоды для постной пищи и нежелании приобретать их. Почему мы не соблюдаем постов? По одному презорству, то есть по сознательному нежеланию повиноваться уставам матери Церкви: не хотим-де соблюдать того, что повелевает Церковь, да и только! Таким образом, мы грешим тем же, чем согрешили наши прародители в раю. Всего у них было довольно, только плоды одного дерева были воспрещены. И захотелось им вкусить этих плодов запрещенных. Вкусили – и потеряли рай. То же ныне. Всего у нас довольно, были бы сыты той пищей, какая нам разрешена, – так нет, не хотим стеснять себя: дай нам то, что запрещено, хотим есть мясную пищу. Едим – и будет с нами то же, что с прародителями в раю, и не избегнем наказания, если не покаемся.

Наши предки очень боялись нарушить уставы Церкви; они говорили: «Той земле не устоять, где начнут обычаи ломать». Не ломали они обычаев о посте, о хождении в церковь, о ежегодном говении – и сохранили землю русскую среди многих невзгод. А в наше время все стало ломаться. Горе нам, грешным! Страшно за землю русскую, если нечестие возьмет перевес над благочестием! Страшно за молодое поколение! Что мы ему передадим? Какие заветы? Какие добрые и святые обычаи? Мы получили от предков много доброго, а сами что оставим детям нашим? Оставим ли это пренебрежение уставов Церкви, нарушение постов, леность к посещению церковных богослужений, нерадение об исполнении христианского долга исповеди и святого Причащения и нарушение святости брачных союзов? Молодое поколение, унаследовав от нас нравственную порчу, передаст ее последующим поколениям, да еще прибавит и своих пороков. Таким образом, мы сделаемся виновниками развращения будущих поколений. Какой ответ дадим на Суде за себя и за них?

Но пока еще не ушло время. Господь еще терпит нашим грехам, ожидая нашего исправления. Итак, одумаемся и начнем наше исправление. Не будем откладывать его до неизвестного будущего, а начнем теперь, с этого поста. Возвратимся к старым святым обычаям наших предков: будем посещать храмы Божии, будем соблюдать посты, неуклонно говеть и приступать к причащению Святых Таин, дабы через это быть в общении со Христом, а через Него – и со всеми святыми.

Проповеди на праздники:

Наверх