Слова и беседы во дни святых постов. Наставление для говеющих
Время поста есть время подвига. Как в военное время военачальник ободряет воинов, когда они готовятся вступить в подвиг борьбы со врагом, так делает и Божественный Воевода, Господь наш Иисус Христос: вступающих в подвиг поста, как в подвиг борьбы со врагами спасения, Он ободряет иногда чрез писанное слово Свое, а иногда посредством особенного внушения и возбуждает к твердой решимости совершить подвиг до конца, с упованием получить здесь Божественную помощь, а там, на небесах, воздаяние. Как в военное время пред наступлением подвига борьбы со врагами военачальник чрез подчиненных ему начальников дает воинам советы, как они должны держать себя в это время, как должны пользоваться орудиями борьбы, так и Подвигоположник Христос чрез Своих служителей – богоносных отцов, пастырей и учителей Церкви преподает подвижникам поста советы, как они должны вести себя во время подвига, какие употреблять орудия для борьбы и как пользоваться этими орудиями. Как от воинов требуется прежде всего беспрекословное послушание установленным правилам поведения и точное исполнение преподанных им советов, так и христианин должен беспрекословно исполнять правила, указанные для совершающих подвиг поста, и слушать наставления своих пастырей и учителей, как служителей Христовых. Правила для постного времени изложены отцами и учителями Церкви в особом уставе.
Так как весьма многие христиане незнакомы с этим уставом, то на пастырях Церкви лежит обязанность показывать уставы Церкви и разъяснять их. Это мы и намерены, с помощью Божиею, сделать теперь, употребив для этого несколько минут настоящего священного времени.
Орудия для подвигов поста уставом Церкви указаны следующие: 1) говение и пост, 2) молитва, 3) милостыня, 4) сознание грехов своих и сокрушение о них, 5) исповедь пред духовником и, наконец, 6) венец всего – достойное приобщение Святых Христовых Таин. Сделаем разъяснение некоторых из этих орудий подвига и укажем, как пользоваться ими.
Говение означает особенное почитание всего, что относится ко дням поста. От говеющего требуется особливая набожность, святое провождение дней, назначенных для говения. Говение должно соединяться с постом или воздержанием. Поститься не значит только переменить мясную или молочную или вообще животную пищу на растительную, но и сию последнюю употреблять весьма умеренно. Устав церковный так определяет количество и время употребления пищи в Первую неделю поста: в понедельник не повелевается есть; в прочие дни до пятка вкушать по одной литре, то есть менее фунта23, хлеба с водою и больше ничего, разве только хлеба с солью. Поэтому плохие те говельщики, которые заменяют мясную пищу хотя и постной, но более усладительной и роскошной, чем мясная. Пост должен соединяться со всякой чистотой, как телесной, так и духовной. Как воздерживаемся от снедей, так и воздерживаться мы должны от всех греховных привычек. На время поста нужно закрыть все органы чувств, чрез которые, как чрез окна, входят греховные помыслы и пожелания: орган зрения воздерживать должно от всякого рода зрелищ греховных, от чтения книг соблазнительных, уши – от слышания греховных бесед, повестей, рассказов, сладострастного пения и музыки. Положим охрану при устах наших, удержим язык от многословия, пустословия и осуждения. Поставим ум наш стражем у дверей своих сердец, чтобы не вкрался туда духовный тать24, окрадывающий добрые мысли и чувства и внушающий соблазнительные греховные мысли.
Это – первое орудие для подвига поста. Второе составляет молитва. Есть молитва внешняя, есть и внутренняя; говеющий должен исполнять ту и другую. Внешнюю молитву составляют молитвенные знаки: благоговейное ограждение себя крестным знамением, поклоны поясные, поклоны земные, припадание к земле, стояние прямо или коленопреклоненно. Всех поклонов в течение суточных богослужений церковный устав определяет триста. Между прочим назначаются земные поклоны в следующих случаях: при входе в храм три земных поклона с молитвой: Боже, милостив буди мне грешному; во время молитвы Господи и Владыко живота моего три земных поклона и двенадцать поясных с молитвой: Боже, очисти мя грешного. Земные поклоны полагать следует во время пения тропарей на третьем часе: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, на шестом: Иже в шестый день же и час; на девятом: Иже в девятый час. Три земных поклона полагаются, когда поют: Помяни нас, Господи... Помяни нас, Владыко... Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем25. Когда певцы поют среди храма: Да исправится молитва моя, тогда предстоящие молятся с преклонением колен. Земными поклонами и припаданием к земле должно воздавать честь Святым Дарам, когда они износятся во время великого выхода и пения Ныне Силы Небесныя... и когда износимы бывают священнослужителем Святые Дары со словами: Со страхом Божиим и верою приступите – и затем со словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Положены также поклоны на вечерних и утренних богослужениях.
Кто не знает устава о поклонах, тот пусть следует примеру священника: когда он полагает земные поклоны, тогда и предстоящие все вместе с ним должны делать то же. Требуется уставом полагать и поясные поклоны; не нужно пренебрегать и как бы ни во что ставить и этого. Таковые поклоны должны полагать все предстоящие как один человек, а не каждый отдельно и не кое-как. Поясные поклоны положены, кроме вышеуказанных случаев, когда произносят слова: Придите, поклонимся Цареви нашему Богу, когда читается Святый Боже, во время чтения или пения Аллилуиа: во всех этих случаях полагается по три поясных поклона; когда священнослужитель преподает мир, тогда следует ответствовать ему наклонением головы со словами взаимного благожелания: И духови твоему. Еще следует преклонять голову, когда возглашается священнослужителем: Главы ваша Господеви приклоните, а также когда читается Евангелие.
Если бы кто подумал, что от говеющего только и требуются эти внешние знаки молитвы, тот весьма ошибся бы. Одни внешние молитвы без внутренней не имеют никакого значения. Можно ходить в церковь, полагать поклоны поясные и земные, простаивать все службы от начала до конца и в то же время оказаться как бы совсем не говевшим, а иногда и хуже того – молившимся на грех себе. Это бывает тогда, когда говеющий исполняет одну внешность, без внутреннего сердечного благорасположения и молитвенного настроения. Говеющий должен всячески заботиться, чтобы в церкви стоять и все совершать с благоговением, мысль свою иметь постоянно устремленною к Богу, внимание свое обращенным на то, что читается или поется. Бывает иногда, что иной желал бы молиться, но не может этого сделать, потому что не может расслышать, что читается или поется, или хотя и слышит, но не понимает смысла читаемого или поемого. В таком случае не только не будет в грех, но во спасение, если кто во время чтения или священнодействия непонятного будет совершать в уме своем краткую молитву: Господи, помилуй, или: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, и молить Бога о прощении грехов; или же из того, что читается, запомни какое-нибудь понятное для тебя молитвенное воззвание и повторяй его много раз, например: Господи, спаси мя; Господи, научи мя; Господи, помози ми; Господи, прости мя. Вообще старайся, чтобы сердце твое молилось, сокрушалось, устремлялось к Богу, но не оставалось бы бесчувственным, холодным, унылым до того, что стояние в храме показалось бы тебе весьма скучным, отяготительным. Еще совет: если желаешь молиться вместе с церковью, то становись в таком месте, откуда бы тебе было слышно то, что поется или читается.
С постом должно соединять милостыню: это будет для тебя третьим орудием для подвига. Как вода гасит огонь, так милостыня уничтожает грехи. Если тебе не удавалось в течение года сделать для кого-либо доброго дела, то исполни это теперь; вспомни о домах сиропитательных, о богадельнях и яслях детских, о кружках для нищих и уделяй каждый день говения твоего от избытков твоих или от лишения, то есть если не имеешь лишнего, то сократи расходы на стол твой и от излишка пищи, который приобретаешь воздержанием своим во время говения, отдавай нуждающимся; окажи милость и тому, кто тебя обидел: прости ему от всей души; постарайся примириться с теми, кого ты обидел.
Если ты будешь поститься и молиться, но не будешь каяться в грехах твоих, если не будешь сокрушаться, вспоминать о них пред Богом, прося прощения в них, если пост и молитва не будут соединены с началом исправления твоей жизни, если ты не положишь твердого намерения отстать по крайней мере от главнейшего твоего порока, то напрасно будешь радоваться своему посту и молитве: ты, хотя бы и постник был, осудишься с демонами, которые никогда ничего не едят; хотя бы ты постоянно говорил: «Господи! Господи!» – но если не будешь исполнять волю Господню, или не положишь начало исполнения ее, или по крайней мере не дашь обещания исправиться – не войдешь в Царство Небесное (Мф.7:21).
Одно сознание грехов и сокрушение о них не очистит грешника, если он не исповедает их пред отцом духовным – законно поставленным священником. Поэтому покаяние должно быть соединено с исповедью греха пред священником. Только тогда грешник может считать себя прощенным от Бога, когда он будет разрешен священником. Это пятое орудие для подвига: чрез него получается начало победы над грехом.
Наконец, шестое орудие, главнейшее, составляет и венец подвига. Это – достойное причащение Святых животворящих Таин Христовых. Кровью Христовой совершенно очищается грех. Причащение делает подвижника недоступным для козней врага. Подвиги поста и молитвы приближают человека к Богу, милостыня умилостивляет Бога, исповедь примиряет с Богом, а причащение соединяет человека с Богом.
Итак, тецем на предлежащий подвиг поста и говения, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа (Евр.12:1–2).