Слова и беседы во дни святых постов. Как последовать за Христом
Беседа в Неделю Крестопоклонную
Придите, возлюбленные, вкусите от хлеба слова Божия, который предлагает нам читанное сегодня святое Евангелие: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф.16:24). Чтобы сделать более приятным и удобоприемлемым этот духовный хлеб, мы будем его предлагать не вдруг, а по частям. Разделим его на три доли: сперва дадим в пищу любознательной душе вашей разъяснение первой части, заключающейся в первых словах приведенного выше изречения Христова: аще... хощет по Мне ити. Потом разъясним, что значит отвергнуться себя, и это будет вторая часть духовного хлеба; наконец, что значит взять свой крест, как сказано в третьей части изречения.
Что значит – идти за Христом? Значит идти туда, куда шел Христос и куда Он поведет нас; поступать так, как Христос поступал; терпеть все, что Он терпел: с Ним страдать, с Ним и умирать. Никого не принуждает Господь, а приглашает добровольно желающих за Ним идти и потому говорит: аще кто хощет... ити. Значит, кто не хочет, тот и не ходи.
Что ответим мы на этот призыв: пойдем или не пойдем за Христом? Что другое мы можем сказать, кроме утвердительного ответа: «Пойдем!» Ведь этот ответ мы уже дали с самого младенчества, через родителей и восприемников своих, когда говорили пред служителем Христовым при совершении над нами Таинства Крещения: «Сочетаваюся Христу», а это «сочетаваюся» и означает обещание наше быть последователями Христа, идти за Ним. Но тогда этот ответ мы давали через восприемников, а теперь нужно повторить его нам самим, сознательно. Итак, брат христианин, желаешь ли последовать за Христом? – Как не желать! К кому же иному идти, как не ко Христу, Который имеет глаголы жизни вечной (Ин.6:68)? Не за Магометом же или за Буддой нам идти или за каким-нибудь новым учителем, которых ныне появилось много! Сохрани нас Боже от этого!
Итак, мы желаем идти за Христом. Но Христос говорит: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе. Что значит отвергнутые от себя? Отчего отвергнутые: от душили своей? Но ведь она есть образ Его неизреченной славы! Она ценнее всего мира – настолько ценнее, что если бы человек приобрел весь мир, а душу свою погубил, то никакой пользы для него не будет. Если кто душу свою погубит, то ничем, никакими сокровищами земли ее выкупить нельзя: какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк.8:37). Так сказал об этом Сам Господь. Если так дорога душа то как отвергаться от нее, бросать ее, как нечто негодное? Может быть, отвергнуться себя значит отвергнуться от тела? Но и оно есть обиталище богоподобной души, и больше того: оно – храм живущего в нас Духа Божия (1Кор.6:19).Члены нашего тела суть также и члены тела Христова. Тело наше предназначено для прославления Божия: прославляйте Бога и в телах ваших... которые суть Божии (1Кор.6:20). А если это так, то как же отвергнуться от тела, бросить его, как нечто негодное? Итак, что же значит отвергнуться себя? – Отвергнуться следует не от души, а от того, что есть в душе нашей небогоугодного, нечистого; отвергнуться не от тела, а от того, что в нем есть греховного.
Что нечисто в душе нашей? Есть нечистота в разуме, нечистота в воле, есть нечистота и в сердце нашем. В чем состоит нечистота разума? В том, что он иногда взимается на разум Божий, противится истине Божией, предпочитая ей свою ложь, свое заблуждение. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1Кор.2:14). Вот до какого безумия может дойти разум человеческий, что Божию истину, учение, открытое Духом Божиим, считает безумием, а свои измышления богопротивные считает мудростью. Объясним это. В древнем мире язычники заменили истину Божию ложью, и покланялись, и служили твари вместо Творца (Рим.1:25). Впрочем, таковые народы и доныне существуют на нашей земле: поклонники идолам и доныне есть. Некоторые из древних язычников так упорствовали в своих заблуждениях, что когда явилась истина Божия в лице Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, они не только не хотели принять ее, но и подвергали последователей этой Божественной истины жестоким гонениям.
То же мы видим и в наши времена. Наш век есть век особенного противления истине Божией, век множества ложных учений, религиозных и научных заблуждений, тем более опасных, что они прикрываются иногда ложным именем науки: «Так говорит последнее слово науки», – возглашают проповедники почти всякого нового учения. Как в древние времена заменяли истину Божию ложью, так делается и ныне. Какая истина Божия ныне не подвергнута исследованию, якобы научному, и сомнению? Какое заблуждение ума человеческого не выдается за истину? Сомнение во всем доводит иногда до потери здравого смысла: со здравым смыслом, кажется, сталось теперь то же, что со вкусом, о котором нельзя спорить; искателям здравого смысла приходится находить его иногда не среди людей научных знаний, а среди простых людей – жителей сел и деревень. Каждые десять, пять, а иногда и меньше того лет дают якобы новую научную истину, отрицающую также мнимые истины предшествующих лет. Ныне, когда является новая звезда в мире науки, то невольно думается, что это опять не более как новый метеор, новый блуждающий могильный огонек. А о так называемых последних словах науки также невольно является желание думать, что это не более как первое заблуждение из второй тысячи лженаучных лжей и заблуждений.
Итак, если услышишь какое-либо новое учение, противное тому, что нам возвещено в Божественном откровении, не верь ему: это – новое заблуждение. Если кто-либо хитрыми словами будет разубеждать тебя в том, чему ты научился от Христа или от Его Святой Церкви, не давай разуму твоему уклоняться от истины Христовой, чтобы последовать лжеименному знанию: твердо верь, что истина – во Христе, что слова Его – «ей» и «аминь» (2Кор.1:20); что небо и земля прейдут, а слова Его не прейдут (Мф.24:35; Мк.13:31; Лк.21:33); отвергнись от своего разума, когда он будет взиматься на разум Божий, пленяя свой разум в послушание Христово (2Кор.10:5). Вспомни, сколько предречений Господних уже исполнилось, и верь, что еще не исполнившиеся непременно исполнятся. Вспомни, сколько было научных якобы истин, оказавшихся впоследствии заблуждениями, и знай, что и это последнее слово науки, противное учению Христа, есть также заблуждение, которое не замедлит обнаружиться.
Довольно об отречении от разума как от источника заблуждений и о подчинении его Христу как Самой Истине. Теперь – об отречении от своей воли и о подчинении ее воле Божией.
Кто хочет последовать за Христом, тот должен делать так, как делал Христос, а не так, как хочется самому последователю. Представьте себе, что какой-либо слепец нашел для себя благонадежного вожатого, который знает все пути, ведущие туда, куда слепцу следует идти. Не должен ли слепец неуклонно держаться своего доброго вожатого и не уклоняться от него ни направо, ни налево, чтобы не заблудиться, не преткнуться и не пасть? Так и последователь Христов должен делать то, чего хочет Христос, а не то, чего хочет развращенная воля желающего последовать за Христом. Воля Христова написана в Евангелии, изъяснена в отеческих писаниях и заключена в правилах и уставах Церкви. Изучай и исполняй все это – и будешь истинным последователем Христовым. Не велит Христос, например, собирать сокровища (Мф.6:19) – и не собирай их; велит прощать обиды, благословлять проклинающих (Мф.5:44; Лк.6:28) – так и нужно делать; велит идти за Ним тесным путем бед, скорбей, нищеты, болезни и оставить широкий путь богатства, роскоши, забав (Мф.7:13; Лк.13:24) – так и нужно поступать. Повелевает Господь слушаться Церкви (Мф.18:17) – и должно ей во всем повиноваться. Велит Церковь Христова чадам своим неопустительно каждый праздник посещать храм Божий, ежегодно исполнять долг говения – и нужно слушаться голоса Церкви.
Довольно и об отречении от своеволия и подчинении воли последователя Христова воле Божией. Теперь – о привязанностях сердца.
Последователю Христову не нужно ни к чему привязываться сердцем своим: единственным сокровищем, к которому может и должно стремиться сердце христианина, должен быть Христос, и эта привязанность должна быть настолько нежна, насколько таковой бывает привязанность невесты к жениху: ведь недаром Христос именуется Женихом (Мф.9:15 и др.), недаром сказано: Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч.23:26)! Как невеста, возлюбив жениха, оставляет отца и мать свою, так и душа христианская должна предпочесть любовь ко Христу всякой другой любви. Что священнее любви детей к родителям? Но христианин, желающий последовать за Христом, должен предпочесть любовь ко Христу любви к своему отцу или матери, ибо кто любит отца или мать свою больше, чем Христа, тот не достоин Христа. Что может быть крепче, постояннее любви матерней к детям своим? Но и здесь: Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, – сказал Христос (Мф.10:37). Что дороже для человека жизни своей? Но и ту последователь Христов должен быть готовым отдать за Христа, если то понадобится. Что священнее обязанности для детей погребать родителей своих? Но Господь не дозволяет и это предпочесть служению Ему: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за Мною», – сказал Он одному, желавшему последовать за Ним, но просившему позволения прежде пойти похоронить отца своего (Мф.8:21–22). Тяжело владетелю богатого имущества расставаться со своим сокровищем, но Господь советует богатому юноше и это сделать, если он хочет последовать за Ним (Мф.19:21; Мк.10:21; Лк.18:22).
Из вышесказанного видно, что без отречения от своего разума, от своей воли, от своих привязанностей сердечных нельзя следовать за Христом. Отречение от всего этого есть исполнение сказанного Спасителем: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе...
Теперь изъясним последнюю часть изречения Христова: ...и возмет крест свой.
Что значит взять крест? Крестом Христовым называется то крестное древо, на котором Господь был распят; крестом же именуются те страдания, какие Христос Господь потерпел на Кресте; крестом именуются, наконец, поношения, оклеветания, оплевания, биения и другие скорби и гонения, какие Господь претерпел ради нашего спасения во время Своей земной жизни.
Ужели требуется от последователя Христова, чтобы он претерпел все это? Нет, Господь не благоволил наложить Свой – столь тяжкий, ужасный крест на всех последователей Своих: Он не требует, чтобы они взяли и понесли Его крест, а только заповедовал, чтобы каждый нес свой крест; не сказал: «Да возьмет Мой крест», а – «свой крест». Какой же крест христианина и где взять его, чтобы понести его? Это не тот Крест, на котором Господь был распят; это не тот крест, который возлагается на христианина при его крещении и который христианин носит на теле своем, но это крест скорбей, напастей, нищеты, тяготы – словом, все то скорбное и трудное, что должен переносить христианин ради Христа, ради жизни для Христа. Этот крест не сам христианин устраивает для себя, не изыскивает его, а он возлагается на него Промыслом Божиим. На каждого Господь возлагает крест такой, какой человек может понести: у царя есть свой крест – крест царствования, у начальников – крест начальствования, у находящихся на службе – крест служения и подчинения; у богатого свой крест – управлять богатством; у бедного также свой крест – терпения нужды и нищеты; имеющие детей скорбят иногда о многочадстве, о трудности воспитания детей; бездетные плачут о своем бездетстве. У пастыря свой крест – пастырства, у инока – иночества, у мирянина – крест семейных забот и житейских попечений. Словом, нет такого звания, состояния, пола и возраста, в котором бы не нашлось предмета крестоношения. Напрасно христианин иногда тяготится своим крестом, какой представляет для него звание или состояние; напрасно ему хочется переменить свой крест на другой: мирянину – на иноческий, подвластному – на начальнический; напрасно нищий завидует богатому. Неси каждый свое бремя, каждый пребывай в том звании, в каком призван (1Кор.7:20), неси трудности и неудобства этого звания – и спасешься. Если самовольно станешь отягощать свой крест или будешь искать перемены своего креста на другой, кажущийся тебе более удобным, то опасайся, чтобы, самовольно увеличив тяготу своего креста, не пасть тебе под тягостью его, а переменив, не пришлось бы раскаиваться о том и сожалеть о прежнем кресте, как более удобном для тебя.
Из следующей благочестивой повести вы увидите, сколь неблагоразумно поступает тот, кто ропщет на свою участь, завидует другим и желает изменения своего настоящего положения на другое, якобы лучшее, словом – хочет переменить возложенный на него Промыслом Божиим крест.
Был один простодушный поселянин, который жил трудами рук своих, но зарабатывал весьма мало: едва доставало ему, чем прокормить себя и семью, а потому тяготился своим крестом, своей бедностью и тяжелой жизнью. Чтобы предостеречь его от искушения, Бог послал ему однажды такой сон: стоит он у подошвы высокой горы; подходит к нему почтенный старец с длинной седой бородой и говорит ему: «Иди за мной». Он послушался и пошел за ним. Долго они шли и наконец пришли на такое место, где лежало множество крестов всякого вида и различной величины. И говорит ему старец: «Видишь ли, сколько здесь крестов? Выбирай себе любой и неси его на вершину той самой горы, которую ты видел пред собой».
Он стал выбирать – но какой ни брал, ни один не приходился ему по силам: то поднять вовсе нельзя, то очень тяжел, то режет плечи так, что нести его совсем невозможно. Наконец нашел один крест, который по виду хотя был и велик, но зато по его силам: он легко поднял его и скоро отнес его на гору, тут старец сказал ему, что значит этот крест. «Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты загубил бы душу свою, вот Он и дал тебе крест самый смиренный – крест самый легкий – крест деревянный... Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь дает каждому крест по его силам, – сколько кто может снести»6.
Итак, последуем за Христом, чтобы не напрасно именоваться именем Его. Будем взирать на Его подвиг и по силам нашим, при помощи Его, подражать Ему. Он начал подвиг Свой сорокадневным постом и кончил его Гефсиманскими страданиями и Голгофским Крестом. И мы терпеливо, безропотно будем проходить подвиг сорокадневного поста, соблюдая его со всей строгостью, как делали наши крепкие духом русские предки, а не как слабые наши современники, у которых не стало ни постов, ни праздников. Приготовимся постом перейти к Голгофе, чтобы спострадать Христу. Не будем лукаво измышлять извинения, чтобы оправдать свои неправые дела, свои нарушения заповедей Христовых и уставов церковных. Подчиним разум наш в послушание Христово (2Кор.10:5), твердо веря, что Христос есть истина, что истина – во Христе, а все несогласное со Христом есть ложь и заблуждение. Отречемся от своей злой воли, будем учиться творить волю Божию, которая одного хочет: всем спасения и освящения. Прекратим наши веселья в цирках, театрах, наши забавы, допускаемые яко бы ради укрепления тела, но подавляющие и ослабляющие дух наш. Начнем борьбу с привязанностями сердца, чтобы все сердце, без раздела, отдать Христу. Идем и мы за Христом: постраждем с Ним, чтобы и прославиться, умрем, чтобы и воскреснуть с Ним, не отречемся от Него душой, чтобы Он там признал нас Своими и помянул нас во Царствии Своем.