Слова и беседы во дни святых постов. Долг говения
Беседа в Неделю сыропустную на вечерне к неговевшим и не желающим говеть
Утешаю себя надеждой, что исполнившие долг исповеди и святого причащения в минувшее лето не оставят сего без исполнения и в настоящую Четыредесятницу. Ибо они, без сомнения, верят, что тот, кого здесь, на земле, разрешает от грехов законно поставленный иерей-духовник, будет разрешен и на небе, а кто связан будет здесь, тот связан будет и там (Мф.16:19, 18:18; Ин.20:23). Силу такого разрешения удостоившиеся получить его узнали, вероятно, собственным опытом, через внутреннее ощущение того мира и успокоения совести, каковые последуют за исповедью.
Неопустительно исполняющие долг говения, без сомнения, также верят слову Господа, изрекшего: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53), и, удостоившись вкусить таинственного Хлеба жизни, собственным опытом узнали, сколь благ Господь, дающий Себя в снедь верным, в них обитающий, с ними беседующий, их утешающий и укрепляющий.
Но, к великому сожалению, в минувшем году осталось немало таких, которые не исполнили христианского долга говения, несмотря даже на то, что опасность смерти была к ним близка, как и ко всем нам, и смерть, ежедневно похищавшая свои жертвы, весьма видна.
Мы говорим не о тех, кто потерял веру в Бога, разорвал союз с Церковью и стал презрителем Таинств Церкви. Но разумеем тех, кто, по-видимому, дорожит этим союзом и, однако же, уклоняется от исполнения обязанностей, лежащих на них как на членах Церкви. А одна из главнейших таковых обязанностей есть возможно частое, и непременно ежегодное, очищение совести исповедью пред духовником и приобщение Святых Таин Христовых.
Из среды не говевших не по упорному противлению Церкви едва ли можно встретить таковых, которые уклонялись бы от исполнения святого долга одним только нежеланием исповедоваться и приобщаться Святых Таин и чтобы таковое нежелание происходило от неверия в святость и силу сих Таинств или вследствие отрицания их Божественного происхождения. Нет, всему этому они верят, но уклоняются от исполнения христианского долга разными, якобы благовидными предлогами, на языке Церкви именуемыми непщеванием вины о гресех (Пс.140:4), то есть извинением дел греховных причинами, более обвиняющими, чем извиняющими их. Так, многие извиняются недостатком времени для говения: одни – по торговым делам, другие – по служебным, хозяйственным занятиям, третьи – по семейным обстоятельствам. Но все таковые извинения в притче евангельской о званых на вечерю не признаны Господом заслуживающими уважения, и о всех так извинявшихся изречен грозный, но праведный суд, что никто из них не будет удостоен Божественной вечери (Лк.14:16–24). Кто уклоняется здесь от таинственной вечери, предлагаемой на Божественной трапезе через приобщение Тела и Крови Христовой, тот не будет удостоен и небесной трапезы в Царствии Христовом. Многие примеры свидетельствуют, что более других умирают без предсмертного напутствования те, кто откладывали свое покаяние по разным недосугам до другого времени. Случалось нередко, что откладывавшие покаяние до предсмертной болезни не желали допустить к себе духовника и тогда, когда наступали последние минуты жизни, ибо они все еще ожидали себе выздоровления, а окружающие не решались сказать им прямо о неизбежной близости смерти. Бывает и то, что приглашенный священник придет и готов исповедовать и приобщить больного, но сей последний или теряет сознание, или умирает, не дождавшись только одной минуты до напутствования его Святыми Тайнами.
Есть уклоняющиеся от исполнения святого долга по другим причинам, например: некоторые не сознают за собой никакого греха и потому не только не приносят покаяния пред духовником, но даже и извинений каких-либо в опущении христианского долга не представляют. «В чем нам каяться? – говорят они. – Никаких грехов за собой мы не знаем: мы не воры, не грабители, не предпочитаем семейной жизни незаконное сожительство; если употребляем вино, то умеренно; если позволяем себе удовольствия, игры, развлечения, то это – время нашего отдыха от служебных занятий», – словом, считают себя ни в чем не повинными, поэтому на Таинства Исповеди Причащения смотрят только как на обряды предсмертного напутствования. Опасное самооправдание, пагубное самообольщение! «Не в чем каяться!» – ведь это дух и слова фарисея, которому предпочтен был кающийся мытарь (Лк.18:10–14)! Таковая невиновность мнимо праведного свидетельствует только о крайней невнимательности его к своей внутренней, сокровенной жизни. Только тот может так говорить, кто никогда не заглядывает в свою душу, не следит за своими мыслями и побуждениями в своих поступках, кто сравнивает себя с самим же собой, но никогда не ставит себя пред зеркалом закона Божия, заповедь которого широка зело (Пс.118:96) – до беспредельности. Истинные праведники всегда признавали себя грешниками, немощными, крайне нуждающимися во всепрощающей любви Божией и искали благодати Божией в спасительных Таинствах. Только таковым, нищим духом, обещано Царство Небесное (Мф.5:3; Лк.6:20), только алчущие исполнятся благ, а богатящиеся отпущены будут ни с чем (Лк.1:53). Знаю твои дела, – говорит Господь таковым в Откровении Своем Иоанну. – Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр.3:15, 17–18).
Итак, мнимый праведник, стань пред зеркалом закона Божия и пред судом своей совести – и увидишь, что тебе нужно очистительное покаяние и духовное врачевание, подаваемые в святых Таинствах.
Некоторые наоборот: сознавая за собой множество грехов и не чувствуя в себе ни желания, ни силы отстать от них, отчаиваются в своем спасении и не приносят покаяния. «Мы – великие грешники: где уж нам спастись! – думают они. – Рай не для нас, грешников, а для праведников».
Нет, брат возлюбленный, не думай так: для грешников-то и приходил Господь на землю, чтобы их призвать к покаянию (Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32); и в рай введен первым тоже грешник – разбойник, покаявшийся на кресте (Лк.23:42–43). Вспомни о блудном сыне, с какой любовью принял его отец, когда он с раскаянием возвратился к нему (Лк.15:22–24). Вспомни о блуднице, слезами омывшей ноги Господа и получившей от Него прощение в грехах (Лк.7:37–48). Вспомни, сколь великая грешница была Мария Египетская, но покаялась – и была прощена и за труды покаянные удостоена была великой благодати Божией. А ведь она была столь же слабая, как и мы с тобой, а может быть, и слабее нас по своим летам, когда она начала свой подвиг покаяния, но она решилась покаяться, и Господь помог ей; решись и ты – Господь поможет и тебе.
Итак, не откладывай, брат, поговей, исповедайся пред духовником и, если разрешит тебе, приобщись Святых Таин – и увидишь на себе милость Божию.
Есть и такие грешники, которые чрезмерно надеются на милосердие Божие и откладывают свое покаяние и исправление день ото дня, год от года, до предсмертной болезни: «Милостив Бог, – говорят они, – успеем еще покаяться!» Или же: «Един Бог без греха, а все люди – грешники, неужели все погибнут? Где же милосердие Божие? Не взыщет Бог», – думают они и, обманывая себя таковыми мыслями, идут в погибель. Правда, есть у Господа милость, и многое у Него избавление (Пс.129:6), но есть для грешников и гнев Его, как и в видимой природе есть благодатный дождь, но есть и гроза; есть радость для праведника, но есть и скорбь на всякую душу грешную, как и в видимой природе есть светлый и теплый день, но есть и темная, бурная ночь.
Господь обещал прощение кающемуся, но никому не обещал завтрашнего дня. Поэтому постигает смерть нераскаянного грешника иногда нечаянно, там где он и не думал встретить ее, и тогда, когда он не ожидал ее. Как неизменны законы видимой природы, так неизменны они и в нравственном мире. Как огонь не перестает гореть дотоле, пока не истребит объятое им вещество, так и правда Божия не перестанет действовать – жечь беззаконие – дотоле, пока не истребит его. Но огонь теряет свою силу, когда встречается с ним противодействующая ему сила – вода или иная жидкость. И для правды Божией есть некая сила, смягчающая и даже прекращающая действия ее. Эта сила есть милость. «Как вода гасит огонь, так милостыня истребляет грех», – говорит древняя мудрость. Знаменательно, что эта сила, противодействующая правде, в отношении к людям действует также через таинственные Кровь и воду – как бы в соответствии воде и жидкостям, противодействующим огню. Кровь – это искупительная Кровь Христова, а также и кровь мученичества; вода – это вода крещения, истребляющая грехи, и затем как бы второе водное крещение – слезы покаяния, которыми омывается произвольный грех, содеянный после крещения. Вода тело омывает, слеза душу очищает.
О, Христе, всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих5.
Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения (2Кор.6:2)! Не будем откладывать покаяния до завтрашнего дня, не будем оставлять говения до будущего года или до предсмертной болезни. Кто поручится в том, что губительные болезни, как бы свившие в нашем городе гнездо для себя, не повторятся с прежней силой и не коснутся нас и что смерть не постигнет нас неготовыми, не покаявшимися?
Итак, будем готовиться, чтобы небоязненно встретить смерть во всякое время и непостыдно предстать на неумытном и страшном посмертном суде.