Проповеди на праздники:

Слезы (Вход Господень в Иерусалим). Проповедь в Преображенской церкви г. Москвы, 26 апреля 1959 г.

Слезы (Вход Господень в Иерусалим). Проповедь в Преображенской церкви г. Москвы, 26 апреля 1959 г.

Мы празднуем, дорогие, вместе со всей Православной Церковью событие торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим за пять дней до Его кончины.

Все мы представляем себе своим духом, своим верующим сердцем те проявления радости, которые видел Господь Иисус Христос при этом Своем входе в столицу Святой Земли.

Накануне этого шествия Спаситель совершил великое чудо, воскресив из мертвых четырехдневного мертвеца Лазаря, Своего друга. Весть об этом разнеслась быстро по всем окрестностям Иерусалима. Народ хотел посмотреть на Победителя смерти, на великого Чудотворца и выразить чувства своего восторга.

Иисус Христос восседал на молодом осле. Люди снимали с себя верхние одежды в порыве переживаемого счастья и постилали их под ноги Спасителя, как мы, грешники, к ногам Спасителя приносим свои верующие и любящие Его сердца.

В руках у народа были пальмовые ветви, которыми они потрясали в воздухе от избытка своих чувств.

И мы сегодня, в подражание тем людям, прославляя это событие, накануне нашего праздника стоим с возжженными свечами и с ветвями вербы в руках. Пламя этих сегодняшних в наших руках огоньков — отображение того, что переживают верующие сердца. Это знак нашей радости и нашей любви ко Господу Спасителю. Мы радуемся тому, что Господь Иисус Христос идет спасти людей Своим искупительным подвигом от вечной погибели. Радуемся тому, что каждый из нас силой этого Божественного подвига будет спасен от вечной смерти, если будет этого достоин.

А в руках наших первое дыхание весны: распустившиеся вербы, как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как дерево казалось мертвым зимой, но оставалось живым, так никогда не умрет наша бессмертная душа. И как весной под дыханием теплого солнца и благодатного весеннего дождя распускается дерево, так воскреснем и мы своим телом в последний день этой земли и соединимся своим воскрешенным силою Божией телом с нашей никогда не умирающей душой.

Наша радость сливается с чувством того народа, который окружал Спасителя, шедшего в Иерусалим. Народ радовался победе Господа над смертью, чуду воскрешения Лазаря. Мы радуемся чуду спасения нашей грешной души для жизни вечной и для вечного счастья.

Но вот, говорит святой евангелист Лука, когда Господь подходил к городу Иерусалиму, когда кругом раздавались крики ликования: “Осанна Сыну Давидову!”

Господь Иисус Христос заплакал, глядя на Иерусалим, и сказал: “О, если бы и ты в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами… и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лк.19:42-44). Всеведущий Господь знал о судьбе Иерусалима. Он знал, что через несколько десятков лет после Его вознесения Иерусалим, не узнавший своего Господа и на пятый день после торжественной встречи распявший Его, будет разрушен и уничтожен со всем своим населением врагами, которые воистину не оставят камня на камне.

Святой Иоанн Златоуст, размышляя об этом месте сказания святого Евангелиста, думая о слезах Господа Иисуса Христа, говорит: “Это были слезы Бога Всевидящего, Который знал не только о предстоящей гибели Иерусалима и плакал не только о священном городе, а знал все будущее земли, все будущее человечества и плакал”.

Плакал Он, зная о том, как вскоре после Его вознесения начнутся три кровавых века гонения на христиан. Он предвидел, что в эти три века Святая Церковь воздвигнет сонмы мучеников, которые будут умирать за своего Христа. Но Он плакал об их мучителях, которые, как Нерон, будут поджигать христиан как факелы, обмазывая их смолой; другие будут бросать мучеников и мучениц в пасти разъяренных львов на потеху тем, кто будет собираться на арене цирков. Плакал Господь об этом страшном ожесточении человеческого рода.

Плакал Господь и о том, что к Его Божественному Евангелию, которое учит человека только светлому, только возвышенному, только одному чистому, столько людей останутся или равнодушными, или с враждебностью будут злословить и поносить Его святое имя, Его святое дело искупления рода человеческого от грехов людских.

Он плакал, зная о том, сколько будет отступников от веры, которые отрекутся от Него за чечевичную похлебку мнимого человеческого счастья.

Господь Спаситель плакал и представляя Себе бесчисленное множество грешников, бесчисленное множество самых омерзительных пороков и грехов, которые будут владеть людьми, и даже теми людьми, которые устами своими будут произносить Его святое имя и на челе своем будут носить священное имя христианина.

Он плакал и о тех грешниках, которые легко после покаяния возвращаются на старую, проторенную дорогу греха; которые так плохо, так сухо каются в грехах своих и не искупают своих грехов своей последующей доброй жизнью. Значит, плакал Он и о нас с вами.

Потому Святая Церковь перед праздником Входа Господа в Иерусалим и совершает это поприще Святой Четыредесятницы — этого сорокадневного Великого поста: она хочет, чтобы мы, грешники, имели время подумать о своей душе, поплакать о грехах, принести к ногам Христовым свое раскаяние; чтобы мы могли подумать о том, как мы должны искупить свои грехи, приобретая добродетели, противоположные совершенным нами грехам; как мы должны, покаявшись перед Богом, крепко стать на своих раскаявшихся ногах и не возвращаться на путь греха и беззакония.

Мы все в этом грешны. Мы каемся плохо, не искупаем грехов своих и возвращаемся легко на путь греховной своей жизни.

Святая Церковь вводит нас, после праздника Входа Господня в Иерусалим, в последнюю седмицу — страстную; седмицу, посвященную воспоминаниям страданий Христовых, чтобы все мы, грешники, имели время еще раз поплакать, лобызая язвы Христовы; чтобы, стоя у подножия креста Христова с умирающим, а затем и бездыханно висящим на нем Господом Спасителем, окружая гроб Господень, все мы из глубины своей души помолились в эти священные минуты: ради язв Твоих, Господи, помилуй нас! Ради крестных Твоих страданий — спаси нас от вечной погибели! Ради пролитой Твоей крови и Твоих предсмертных мук — даруй нам радость быть с Тобою вместе с разбойником в Царстве Небесном!

Об этом мы должны вздыхать в предстоящие дни страстей Христовых.

Но мы в своем слове уже простерлись вперед. Сегодня мы еще радуемся. Сегодня еще радостный праздник! И мы в светлых ризах совершаем нашу торжественную, праздничную службу. Мы знаем, что этот народ, который некогда радовался и которому мы сорадуемся, разделяя его чувства, — “не узнает” Господа своего. Но мы знаем, мы чувствуем своим верующим сердцем, что эта радость, с которой люди провожают своего Господа в последний путь в священный Иерусалим, — это преддверие, предвкушение той радости, какую принесет нам конец этой седмицы — празднование светлого Воскресения Господа из мертвых, той радости, о которой сказал Спаситель: “…и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин.16:22).

Праздник светлой Пасхи Христовой — предначатие той радости, какую вкусит и разделит истинный христианин, истинное верное чадо своего Небесного Отца, в Царстве Небесном, куда ввел умирающий на кресте Господь Спаситель благоразумного разбойника. Туда Он введет каждого, кто подражает вере, любви и покаянию этого разбойника и проживет достойно священного имени христианина свою земную жизнь. Господи, дай нам эту радость!

 

Проповеди на праздники:

Наверх