Слава Божия. (Речь на молебствии при открытии в Москве, в Дорогомилове, первой чайной „Объединённого Русского Народа”, 26 декабря 1906 года)
Вся во славу Божию творите (1Кор. 10:31).
Может быть, кому-либо покажется странным и непонятным, почему и для того дела, которое мы здесь начинаем, мы прежде всего обращаемся к общей молитве. Людям, чуждым христианского мировоззрения, чуждым церковности, чуждым всенародных русских святых заветов, людям, привыкшим всё мерить узкой и своекорыстной земной мерой, – естественно оказаться в настоящем случае в полном неведении и всё объяснить установившимся бездушным обычаем, или даже лицемерием. Таким людям никогда не понять наших христианских и русских воззрений.
Св. апостол Павел заповедал христианам: едите вы ли или пьёте, или иное что творите, – всё во славу Божию творите (1Кор. 10:31). Этой заповедью определяется наше отношение и к нынешнему торжеству и к тому делу, ради которого мы сегодня собрались. По-видимому, открытие чайной – дело исключительно житейское и в нравственном отношении совершенно безразличное. Но вот еда и питьё, – по-видимому, тоже дело только житейское, а, между тем, апостол таким его не считает. Нравственное значение имеют не предметы мира и вещи сами по себе, а люди и их отношения к вещам и предметам. Дом, например, в нравственном отношении – ничто; но человек может обратить его и в храм молитвы, и в место благотворительности, и в рассадник всяческого разврата, и в притон воровства и разбоя. Бумага сама по себе тоже не имеет значения, но человек может на ней написать или напечатать ангела или демона, сеять добро или зло, верность или измену, мир или вражду.
Мы открываем первую в Москве чайную от имени и на средства патриотических союзов и обществ. Пусть же это учреждение будет действовать «во славу Божию», на службе добру, а не злу; пусть оно послужит начальным, образцовым и для многих других подобных же учреждений в Москве и по всей нашей Московской области!
Придёт сюда усталый русский рабочий человек: пусть он встретит здесь тепло, привет, утоление голода и жажды, а главное – трезвость.
Придёт сюда русский человек в свободное время повидаться, побеседовать с друзьями и знакомыми: пусть встретит он собеседников умных, твёрдых, честных, верных долгу пред Богом, Царём и родиной; пусть услышит настоящее русское слово правды о происходящих в отечестве событиях; пусть услышит настоящее дельное указание, как ему поступать надо достойно высокого звания христианина, верноподданного и народолюбца.
Не одна пища телесная будет здесь предложена. В широкие круги народа проникает теперь печать – книги, журналы, особенно же листки и газеты. Великое благо – печать честная, трудовая, нравственная. Великое зло – печать лживая, натравливающая на зло, против религиозного, противоправительственного.
К сожалению, доброе часто лежит, а худое бежит, по меткому народно-русскому присловью. Иногда трудно найти русскому человеку хорошую газету: её гонят всячески, запрещают продавать, препятствуют её распространению, мешают всячески её продаже. Это делают как будто ради «свободы», ради «просвещения» народа. На самом деле здесь только страх перед свободным, и правдивым, и истинно-просвещённым, а не затемнённым ложью печатным словом. Пусть же в этом доме всегда найдётся для посетителя хорошая, дельная и нравственная книга или газета. Она усвоится многими посетителями, перенесётся ими и в семью, и на улицу, – доброе, отрезвляющее слово будет далеко распространяться, и будет ослаблять действия слова гнилого, безбожного, противного вере, присяге Царю и благу русского народа.
Тогда, воистину, это учреждение, по завету апостола, обратится во славу Божию.
Благословение Господне на доброе дело! И вам, добрые православные люди, сошедшиеся на молитву и торжество наше, – мир вам и Божие благословение! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).