Слабость неверия и сила веры
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:12–13).
Что лежит в основе самопожертвования человека неверующего? Общественная польза, счастье человечества. Скажите, вы готовы пострадать за всех людей: например, отдадите вы жизнь свою за меня, верующего? Нет, отвечает атеист, мы трудимся и работаем только для себя и своих единомышленников; кто не одинаковых воззрений с нами, тот враг наш, мы его презираем и ненавидим. Но за своих мы готовы умереть!.. Не трудно видеть, что в основе этой общественной пользы или счастья человеческого у невера лежит глубокий эгоизм: интерес своей секты. Лебедь защищает свое стадо лебяжье и готов за него умереть, но он равнодушно смотрит на то, что ястреб рвет на куски дикую утку!.. А если мы вникнем в смысл эгоизма, то совершенно ясно станет, что строить благо человечества на этом принципе никак нельзя.
Почему я, – скажет иной неверующий, – почему я должен страдать за других и даже умереть за человечество, которого я не вижу, или же за какие-то грядущие поколения, которые будут незаслуженно пользоваться моим трудом, потом и даже кровью, а я в это время буду гнить в земле?!.. А если я хочу жить, веселиться! Ведь только и моего, что эта жизнь: проведу же ее в удовольствиях и наслаждениях!.. Пусть попробует атеист убедить этого оратора!..
А что является основой самопожертвования в христианской вере? ЛЮБОВЬ – не только к христианам, но и противникам, и даже хулителям веры – атеистам современным. Если потребуется, христианин отдаст жизнь свою и за невера, его ненавидящего. Христос Бог умер за нас, когда все мы были чадами стада Божьего. Он благотворит и верующим и безбожникам. И к сему призывает Христос Спаситель и своих последователей (Мф. 5:43–48).
Особенно ясно видна непрочность самопожертвования человека неверующего, когда идет вопрос об опасности для жизни. У писателя В.В. Муйжеля есть рассказ «В награду». В бурную ночь рыбаки (Новгородские) поплыли за рыбою по суровому сердитому озеру (Ильмень). Стояла дождливая, холодная осень... Буря сильно рассвирипела... На берегу озера собралось почти все село: и мужчины, и женщины, и дети, и старики... Все были в страхе за рыбаков... Вдруг, среди яростной бури, издали послышался слабый крик: «Помогите!!!» Крик приближался. Все оцепенели: рыбаки тонут!.. Но кто пойдет к ним на помощь в эту страшную, темную ночь?.. И все замолкли. Инстинкт жизни, грубый эгоизм заговорил у всех. Идти на верную смерть!.. И вот, во время этой жуткой тишины, раздался голос старухи Матвеихи; все громче и громче подымается ее слово: «Бога, Бога забыли! Креста на вас нету! – пересиливая вой бури, кричала Матвеиха, грозно стуча клюкою по бревнам. – Есть ли Бог в вас? Что вы? О-пом-ни-тесь!!! О чем задумались? Христа забыли? Сказано есть: положи живот свой! Или запамятовали?!..» И голос христианки дошел до сердца этих людей, ибо и они были христиане... Устыдились своего малодушия! Несколько человек быстро побежали вниз, отвязали лодки у озера и с Божьей помощью, борясь с разъяренной стихией, через несколько времени привезли готовых уже утонуть рыбаков живыми. Лишь лодка рыбаков была разбита гневными волнами – в щепки; на глазах спасших рыбаков (В.В. Муйжель т. 2, 198 стр. СПБ, Изд. 2-е). Интересно, как бы убеждал атеист этих рыбаков: идите, мол, спасайте своих, хотя вам грозит явная смерть. С какой стати я положу свою жизнь за своего соседа? Чтоб я умер еще в цвете своих сил и лишился этой жизни? Нет, я буду цепляться всеми средствами за эту жизнь, потому что у меня нет ничего дороже личной жизни! И действительно, с точки зрения неверия рассуждает невер логично: нет Бога, нет будущей жизни – я сам себе Бог и живу в свое удовольствие! Не так смотрит Матвеиха и ее односельчане-христиане. Вот мы идем защищать от смерти наших братьев. Конечно, мы умрем, или можем умереть. Ну что же? Впереди будущая жизнь, и вечная награда за добро, сделанное во имя Христа ближним своим! А семья, дети... Бог не оставит их Своею милостью, а добрые люди помогут, ведь они христиане! И, конечно, ничто их не посрамит! Вот, с точки зрения веры, суждения в момент опасности жизни. И эти суждения вполне логичны: есть Бог, есть будущая жизнь; значит смерть тела не страшна, а Господь воздаст за эту смерть, во имя других, вечным блаженством... «Человек тонет!» – слышит христианин. Как же не помочь? Ведь и Христос Спаситель положил жизнь Свою за людей. И нам велел то же делать! Все ясно и все логично. С точки зрения веры – смерть за ближнего имеет разумные основания, а с точки зрения неверия – отдавать жизнь свою за других не только не нужно, но и не логично. И, если неверующий все же идет на смерть за других, то или с отчаянием, или с недоумением, или просто рисуясь: разумного основания у него нет и быть не может. «Мы не можем основать нравственности, – говорит известный французский философ и ученый Анри Пуанкаре, – на общественном интересе, на понятии партии, на альтруизме, как пытается доказать наука, ибо еще нужно доказать, что необходимо жертвовать собою для общества, в котором живут, или еще лучше, жертвовать собою для спасения других. А такого доказательства не может дать никакая логика, никакая наука. Более того, и мораль правильно понятого интереса, т.е. мораль эгоистическая, будет теоретически необоснованной, так как, в конце концов, вовсе не так очевидно, что выгодно быть эгоистом, и, притом, существуют люди не эгоисты. (Священник Введенский. «Отбитые у науки позиции». «Странник», 1916 г., февраль-март, 187 стр.)