Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. В неделю сыропустную (Прощеное воскресение)

Поучение шестьдесят шестое 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день в святом Евангелии мы слышали с вами слова:

- Если мы оставляем* ближнему долги**, то и Господь нам оставит долги, а если мы не оставим, то и Господь нам не оставит.

Это воскресенье называется Прощеное, то есть этот день напоминает нам, что надо простить все обиды, все огорчения ближним своим. И вот отцы Святой Церкви об этом повествуют так:

-  Когда ты становишься на молитву, когда хочешь просить у Бога прощения себе во грехах, то перед этим вспомни, прощаешь ли ты сам ближнему твоему грехи против тебя? Забываешь ли их обиды, оскорбления, несправедливости, притеснения, которые терпишь от них? Если ты им не прощаешь, то нечего просить тебе прощения у Господа! Господь тебе не простит, Он прощает нам, когда мы прощаем другим. Он оставляет долги наши, когда мы оставляем должникам нашим. После сего, слушатели, не грешат ли пред Богом те из нас, которые ходят в суд жаловаться на других за их оскорбления, несправедливости, притеснения? Иногда даже очень грешат, что ходят. Когда же именно? Когда ты жалуешься для того, чтобы судья наказал твоего обидчика, оскорбителя, притеснителя; ведь это значит, что ты гневаешься, мстишь, следовательно, грешишь, поступаешь не по-христиански. Да, если только за этим ходишь к судье, чтобы тот отомстил, наказал за тебя, то грех большой делаешь. Такой грех, при котором тебе Господь ни одного греха не простит. Вот только в таком случае не грешно сходить тебе к судье: если кто тебя обидел, оскорбил, притеснил, и ты простил ему, стерпел; но он опять тебя обидел, оскорбил, притеснил, а ты опять простил ему, стерпел; но он опять тебя все же обижает, оскорбляет, притесняет, и у тебя нет больше терпения сносить это, ну тогда, пожалуй, сходи к судье, объяви ему, но только все-таки не с тем объяви, чтобы судья наказал твоего обидчика, оскорбителя, притеснителя, а с тем, чтобы судья, как знает, сделал, чтобы обижающий тебя перестал тебя обижать, оскорблять и притеснять. Да, ищите одного, чтобы тебе обижающий простил, помирился с тобой, а к судье можно пойти только в том случае, если тебе нет больше терпения сносить обиды. Может ли, слушатели, христианин Богу молиться так:

-  Господи! Накажи такого-то человека: он меня обижает! Нет! Так грешно молиться! Так может молиться только разве язычник, а не христианин. Христианин благословляет гонителей своих, молится за них:

-  Господи, прости им! Господи, вразуми их, чтобы они одумались и перестали грешить, чтобы не обижали, не притесняли.

Точно так же судью мы должны просить о том же; не того от него желать, чтобы он наказал, а чтобы, как знает, заставил обидчика, притеснителя одуматься, перестать грешить, нас обижать и притеснять.

Для чего же, скажете, суды существуют? Для чего же и наказания положены? Для того же, что и Судия есть живых и мертвых - Бог. Для чего и все наказания посылаются от Бога... Осуждение, наказание - дело Божие, и судья от Него поставлен. Наше же дело одно, чтобы нам всегда между собою жить мирно, а когда поссоримся, чтобы скорее мириться, друг другу прощать согрешения, чтобы, таким образом, прощал и нам Отец наш Небесный. Дело законное, конечно, иногда объявлять обиды судье, а стерпеть, не входить к нему - всегда дело святое.

Ах, слушатели! В жизни земной, в этой юдоли печали и скорбей, если есть что хорошего и прекрасного, то это - чтобы всем нам жить вкупе, мирно.

Подай, Господи, чтобы мы всегда так жили, друг друга во всем извиняли, друг друга во всем прощали.

Вот, возлюбленные, как святые Отцы об этом повествуют. Сегодня вечером будет прощеный так называемый чин. После вечернего богослужения будут просить прощения друг у друга и насельники обители и вы, то же самое, для того, чтобы провести пост, так называемый покаянный, в мирном состоянии.

Есть такая повесть. Киево-Печерская обитель - древняя обитель, и вот там были два монаха, один - иеромонах Тит, а другой - иеродиакон Евагрий. Жили они дружно, но вот злая сила навела на Евагрия зависть против Тита. Он начал возмущаться некоторыми его действиями. Тит, конечно, старался у него попросить прощения, но Евагрий, этот дьякон, ни в какую... Зависть так одолела его, что ему каждое действие священника Тита показывалось необычайно неприятным, поэтому он все время его осуждал и среди братии говорил всякие нелепости. Братия, видя это, просили его, чтобы он все-таки примирился с Титом, но Евагрий никак не мог с этим согласиться. И вот священник Тит заболел. Заболел он тяжко и говорит:

-  Может быть, я умру, но как же я могу умереть, если нет у меня примирения с Евагрием?

Заплакал он и попросил братию:

-  Братия! Примите все зависящие от вас меры, чтобы примирить меня с Евагрием. Хотя я по совести и чувствую, что не виновен перед ним, но я прошу вас, сделайте одолжение, сделайте так, чтобы мне примириться с ним.

И вот братия берут как бы принудительно этого иеродиакона Евагрия и приводят к иеромонаху Титу. Тит лежит в постели весь расслабленный, в слезах, увидел Евагрия и говорит ему:

-  Раб Божий, я во всем виноват, прости меня!

Хотя он был не виноват, но он смиряется, просит его: «Прости меня!» А этот завистник был настолько озлоблен, что говорит:

-  Я не прощаю тебе ни в этом, ни в будущем веке!

И вот, что же случилось? Вдруг этот Евагрий падает замертво и делается мертвым. Вот какая неожиданная смерть! А Тит поднимается с постели, как будто он никогда и не болел. И когда у него спросили: «Что случилось?», тогда поведал Тит:

-  Вот, - говорит, - когда просил я у него прощения, в это время стоял Ангел, и когда Евагрий сказал, что он не прощает мне ни в этом, ни в будущем веке, Ангел поразил его огненным мечом и он умер, а меня коснулся этим мечом и вот я, видите, как будто бы и не болел.

Вот, возлюбленные, какое вразумление нам! Значит, прощение заключается не в том, чтобы мы ждали, когда обидчик придет и попросит у нас прощения, а в том, чтобы мы сами, если даже не виноваты ни в чем, в первую очередь попросили у него прощения; и кто первый попросит прощения, у того и грехи снимаются, и посылается великая благодать милосердия Божия и дары, дары любви Божией, благодати. Поэтому нам нужно это учесть, когда у нас приходят такие мысли: он меня обидел, а я не виноват, пускай он и попросит у меня прощения. Это неправильно, возлюбленные, а кто первый попросит прощения, тот и получает очищение грехов и большую благодатную радость.

Однажды в бытовых условиях был такой случай.

Две соседки на общей кухне готовили кулинарные изделия. Но вы знаете, как это бывает иногда, озлобленный человек начинает невинно другого человека обвинять. Так и у них произошло. Одна женщина стала обвинять другую, невинную женщину, что вот, дескать, ты сделала нехорошо то-то и то-то, а эта и стала говорить, что нет же, ты напрасно на меня так говоришь. А в это время там была маленькая девочка, ей примерно 3-4 годика, но она была очень усердная молитвенница, ходила в церковь, дома молилась и, конечно, благодатный ребенок был. И вот, когда они между собою так пререкались, то есть одна доказывала, что ты виновата, а другая уверяла, что она в этом не виновата, в это время девочка подходит к своей невиноватой маме и говорит:

-  Мама, я хочу сказать тебе на ушко.

-  Ну, что ты хочешь сказать?

-  Мама, - говорит девочка, - я вижу врага с рожками, с хвостиком; он тебе говорит: скажи то-то и то-то, а потом подбегает к этой тете и говорит: ты скажи то-то и то-то. Он вас травит друг на друга, а сам записывает все ваши слова.

Опомнилась эта невинная женщина и просит у другой прощения:

-  Прости меня, Христа ради, я во всем виновата. Прости меня!

Другая женщина тоже опомнилась и говорит:

-  И меня прости! А девочка улыбнулась и говорит:

- Мама! Враг убежал и написанное все порвал, потому что вы друг у друга попросили прощения.

Вот, возлюбленные, и нам нужно в сегодняшний день, в Прощеное воскресенье, попросить друг у друга прощения с чувством искреннего покаяния, и тогда мы благочестиво проведем Великий пост и очистим себя для того, чтобы с радостью встретить светлый праздник Воскресения Христова. Аминь.

* Прощаем.

** Грехи.

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 329-333


Проповеди на праздники:

Наверх