Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. На Светлой седмице
Поучение семьдесят четвертое.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Братья и сестры!
Слава Богу, пост прошел. Наступила Светлая седмица Воскресения Христова, и мы с вами радуемся, как в акафисте Воскресению Христову поется:
«Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй воскресение».
Но, возлюбленные, среди вас есть некоторые печальные, несмотря на то, что это такое великое событие. Раз бывает в году Воскресение Христово, Пасха Христова. Всё радуется, и Господь благословляет на это. Был пост, было воздержание. Все это было печальное событие, но вот воскрес Христос, и мы все должны радоваться. Но еще раз говорю, что бывают и сейчас печальные, а почему это? Преподобный Антоний Великий говорит, что у человека бывает три воли: первая воля - Божественная, от Бога; вторая воля - собственная; и третья воля - от духа злого.
Первая воля от Бога, это Он посылает нам свою благодатную силу для того, чтобы мы радовались. И действительно, если у вас нет этого чувства, как сказано в Евангелии, просите и дастся вам. А в Евангелии все слова истинны. И многие обращаются и просят: «Господи, помоги же мне радоваться в эту седмицу Светлую», - и Господь посылает сию милость. Это воля Божественная. Мы прибегаем к Господу за помощью и верим, и получаем. Получаем благодатную силу, и воля наша торжествует.
Вторая воля - собственная: мы думаем, что сами можем все делать и не добиваемся помощи Божией, и вот находит на нас какое-нибудь печальное состояние: уныние, тоска, а мы забываем, что надо прибегать к Господу. А если и бывает какое-нибудь у нас радостное чувство, то мы это все относим к собственным своим способностям и думаем, что вот, оказывается, какой я хороший, меня, оказывается, благодарят и говорят хорошо обо мне, и забываем, что все от Бога. Апостол Павел так и говорил, что все могут хвалиться только немощами и пороками, а если что хорошее - это все от Бога. И вот человек, когда имеет свою волю, впадает иногда не только в тщеславие, но даже в гордость. А гордым Бог противится. Избави нас, Господи, от этого!
Третья воля - от духа злого. Она заключается в том, что человек забывает, что мы созданы по образу и подобию Божиему, что мы не твари: не лошадь, не корова, а разумное существо - человек. И мы никогда не должны забывать, что у нас имеется душа бессмертная и что мы должны всегда думать не только о земном, но и о небесном. А когда мы забываем, нам злой дух навевает все только земное: веселись, пей, ешь, и вот многие так и делают, и что же получается? Получаются пороки. Пороки пьянства, блуда и другие. Вот это все от духа злого.
Потом человек начинает впадать в уныние, в отчаяние, и даже некоторые прибегают к самоубийству - вот это воля от духа злого. Избави нас, Господи, от этого.
Есть маленький рассказ. Я как-то вам уже говорил, но немножечко задержу ваше внимание, еще повторю.
Благочестивая вдова имела единственного сына, очень способного, молодого. Он был композитор. А вы знаете, быть композитором - считается, быть гениальным человеком. И вот этот молодой человек имел такие гениальные способности и писал и исполнял некоторые вещи, и многие его прославляли, а он это приписывал своим собственным качествам и думал: вот какой я, оказывается, способный, какой одаренный. Забывая, что это все от Бога и что если Господь отстранит от нас Свою благодатную силу, мы - ничто. И вот он забывал это, и тщеславился, и гордился.
И вот наступает Светлая седмица, и Господь не желает погибели этого человека, так как мать его была благочестивая и молилась. Она видела, что душа гибнет у сына, вот она и просила: «Веси какими судьбами, Господи, Матерь Божия, спасите моего сыночка!»
И вот в первый день Пасхи разговеться надо. Мать предлагает ему: «Сыночек, надо разговеться!» - «А я, - говорит, - и не постился, для меня всегда Пасха. Вы, верующие, думаете, только один раз в году Пасха, а для меня всегда Пасха. Меня все прославляют, и я радуюсь, я восхищаюсь своими способностями, поэтому чего мне разговляться. Я никогда и не постился».
Вот так он заявил матери. Выступили у матери слезы и думает она: «Господи, Матерь Божия; что же мне делать?»
И вот на второй день Пасхи он лишается музыкального слуха. Он не может, понимаете, ничего создать, и думает: «Что же мне теперь делать?» Встречается с приятелями, и все начинают говорить ему: «Надо создать какое-нибудь творение хорошее». А он говорит: «Не могу». - «А что такое?» - «Потерял музыкальный слух». Приходит к матери, говорит: «Мама, мне теперь неинтересно на земле жить. Я потерял музыкальный слух. Остальное неинтересно. Я сейчас посредственный человек, как говорят, обыватель, а я этого не хочу. Ты меня, мама, прости, сегодня я, может, с тобой прощаюсь навсегда, потому что хочу покончить с собой. Зачем я буду здесь насмешкой среди близких людей?»
Вот так он заявил матери. Мать заплакала, но знает, что во вторник Светлой седмицы праздник иконы Иверской Божией Матери, которая творит великие чудеса. Это было в Москве, и чудотворная икона Иверской Божией Матери в то время стояла в часовне. Вот она пришла, помолилась Божией Матери Иверской, а сын ее в большом унынии. Она ему и говорит: «Деточка, дай мне только одно слово, и ты опять получишь свои способности, вернется к тебе этот дар слуха музыкального, о котором ты так скорбишь. Но только дай слово, что ты не будешь гордиться и будешь чтить Божию Матерь. Я вот была у Божией Матери Иверской, ты получишь исцеление и будешь иметь такие же великие способности, если не больше».
Успокоился он и говорит: «А правда, мама, пойдем, сейчас не поздно. Пойдем вместе, и я приложусь, и ты приложишься». - «Только дай слово, что ты потом свои способности будешь проявлять и для Церкви». - «А почему бы и для Церкви не писать, лишь бы ко мне вернулся слух». - «Так вот, пойдем, приложимся к Божией Матери Иверской».
Вчера мы как раз праздновали Иверской иконе Божией Матери. И слава Богу, на Афоне, где находится чтимая чудотворная икона, сейчас от нашей обители находятся три священника, и даже один уже там получил схиму, и они возносят там великие молитвы и о нас грешных.
На сегодняшний день Иверская Божия Матерь прославляется, а в пятницу еще будет прославление иконы Божией Матери Живоносный источник. Все это нам напоминает о том, чтобы мы чтили Божию Матерь, и в доказательство этого я и привожу пример.
Послушался он мать, приходит к иконе. Мать помолилась, приложилась и говорит: «Сыночек, не стесняйся, отбрось ложный стыд, приложись к иконе. И с таким обетом, что будешь и Церкви служить».
Подходит он - и хлынула на него благодать. Приложился он к иконе, заплакал и говорит: «Если только можно, Божия Матерь, сделай, а я постараюсь тогда писать вещи церковные».
И что же вы думаете? Когда он приложился, вдруг почувствовал какой-то прилив токов. Благодатная сила исцелила его, и вот он вернулся с радостью и стал уже писать не только светские вещи, но и церковные. Вот, возлюбленные, нам назидание. Мы все думаем только о светском, а надо подумать и о церковном. Ведь Церковь - это Небо на земле. Церковь нас услаждает своим Духом Святым. И слава Богу, вот все время эту Светлую седмицу приходите, молитесь. А потом еще совершаем крестный ход с артосом. Это великое событие для нашей радости.
Если кто печален, не отчаивайтесь, постарайтесь так же Церкви дать обещание, что вы будете жить не только светской жизнью, но и будете посещать церковь и служить Церкви, Духу Святому.
И если вы только так сделаете, Господь коснется вашего сердца, вашей совести и души, и вы возрадуетесь. Вы почувствуете внутреннюю радость, и этой радости никто уже не отнимет от вас.
Слава Богу, мы вот несколько дней здесь присутствуем, радуемся, в особенности вечернему богослужению, так оно торжественно протекает. А потом еще после Литургии бывает крестный ход с артосом. И все это благодатная сила зовет нас к благодати и вечной радости. Дай Бог нам всем впитать это! Не забывайте просить у Господа милости и прибегать к Божией Матери, и мы получим не тоскливое, унылое, печальное состояние, а радостное и, самое главное, счастливое не только здесь, на земле, но так и перейдем туда, на Небо. Ведь мы крещеные люди, а значит освященные, значит, мы не далеки от святости. Аминь.
Источник: Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва: "Паломник", 2004, с. 358-362.