Проповеди на праздники:


Сия глагола Иисус, и возведе очи Свои на небо, и рече

За последнею беседою с учениками, по сказанию Евангелиста, непосредственно следовала молитва Спасителя к Богу-Отцу Своему.

Вся жизнь Спасителя нашего чтó другое означает, как не молитву ко Отцу? Но он открывал и во внешней молитве святилище души Своей, особенно же, когда приблизились крестные его страдания, благоволил открыть Он, как молит Он Отца Своего за спасение людей. Блаженный Августин говорит о предсмертной молитве Спасителя: «Господь наш, единородный и совечный Отцу, в образе раба и от лица раба мог бы, если бы нужно было, молиться в молчании: но Он, являясь молитвенником, не опускал из вида, что Он наш Учитель. Потому молитву, которую изливал за нас, соделал известною и для нас. У такого Учителя доставляет назидание ученикам не только беседа Его с ними, но и молитва Его за них, и если доставляет тем, которые слышали тогда слова молитвы, то без сомнения и нам, которые будем читать написанное». С желаниями назидания души, с чувствами глубокого благоговения пред Божественным молитвенником приступим и мы к уразумению молитвы Спасителя к Богу-Отцу.

Три главные части в молитве Спасителя нашего: молитва Его о себе Самом (Ин.17:1–5), молитва об Апостолах (Ин.17:6–19) и молитва о всех верующих (Ин.17:20–26).

Отче, прииде час: прослави Сына Твоего. Что это за час, столько важный, что Сын Божий указывает на него Отцу небесному? Это тот час, о котором прежде говорил Он: время Мое не у прииде (Ин. 7:6), и так как еще не приходил час: никто же возложи Нань руки (Ин. 7:30), никто же ят Его, хотя и приходили с тем, чтобы взять (Ин.8:20). Это тот час, о котором говорил Он Отцу: Отче, спаси Мя от часа сего, но приидох на час сей (Ин.12:27). – Это определенное в совете Божием время для Его страданий и смерти, время для принесения Себя в жертву за грехи человечества. Он знает час сей и не уклоняется от него, Он знает час сей и говорит о нем, потому что это час, назначенный волею Бога-Отца и Его собственною.

Прослави Сына Твоего, открой Меня тем, которые не знают, не разумеют великого дела Моего. Крест, на который готов взойти Сын Божий, был в глазах иудеев соблазном, а в глазах язычников безумием, для тех и других был орудием бесчестной смерти. Кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? – говорил и Пророк о страданиях Мессии (Ис.53:1). И Сын Божий, явившийся в мир для людей, молит Отца Своего, дабы из мрака бесчестия, в который погружает Он Себя для людей, просиял свет славы Его пред лицом мира: дабы открылось людям, какое высокое, какое важное значение имеют крестные страдания Его для вселенной, как открывается в них любовь божественная к людям, жертвующая собою для примирения правды Божией с преступным человечеством, и какою славою должен быть превознесен Сын за подвиги любви Своей к людям (Флп.2:3). Прославление Сына Отцом, о чем молит Сын, имело начаться еще на Голгофе страшными знамениями; потом открылось воскресением Христа Иисуса из мертвых, вознесением Его на небо и ниспосланием Святаго Духа, чрез Которого возвещены людям тайны креста Христова (Евр. 2:9–10). – Человек сам по себе мало понимает и нужду в спасении своем, еще менее разумеет тайны спасающего Бога (2Кор. 4:6).

Да и Сын Твой прославит Тя. Слава Божия есть высшая цель всякого бытия. Ее желает и Сын Божий, для славы Божией желает Он быть прославленным. Как прославит Сын Бога-Отца? В Его воскресении и в ниспослании Духа Святаго люди увидят и прославят могущество, благость, правду и верность Бога-Отца (Рим. 3:25, 8:32; Еф. 1:19–20). Доселе только в Иудее был знаем Бог, да и то не всеми верно (Ис.1:3). С распространением славы воскресшего Иисуса Христа Отец небесный возвещен будет всем народам земли; тогда всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога-Отца (Флп. 2:11).

Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный (Ин.17:2).

Выражением: яко же дал еси, подобно как речениями: яко же неискусиша (Рим. 1:28) или яко же свидетельство известися (1Кор. 1:6) означается винословие. Прославление Иисуса Христа Богом-Отцом и Бога-Отца Иисусом Христом должно совершиться как следствие воли небесного Отца о Сыне-Посланнике, как полное осуществление плана Божия о людях. Господь молит Бога-Отца: прослави Сына Твоего, поскольку совет Твой назначил Ему власть над всякою плотию.

Власть всякия плоти – означает власть над всеми людьми, каковы они стали после падения: в слове плоть заключается мысль о бедности и немощи (Быт.6:3–12). Всякая плоть – то же, что все люди с их слабостями (Мф. 24:22; Дан. 2:18; Иер. 25:4). Воплощенное Слово Божие по самoму воплощению есть Глава немощного человечества, и для сей Главы все люди всех времен и всех стран, иудеи и язычники, греки и варвары – предмет попечения и любви; на всех их простирается попечительность Его, ищущая спасения их: научите вся языки, говорит Он (Мф. 28:19). Иудеи думали, что им одним принадлежат все обещания благости небесной, для них одних явится Мессия с учением и другими дарами Своими; самые Апостолы, даже и по вознесении Господнем на небо, смущались тем, что язычники хотят вступить в церковь Христову (Деян. 10:9–17). Не таков был совет Божий, открытый в Сыне Божием, Спасителе всего мира.

Да всяко, еже дал еси Мне, дам им живот вечный.

Словами: еже дал еси Мне показывает то же, что показывал, когда говорил иудеям: не ропщите между собою, никто же может прийти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его ко Мне... Всяк слышавый от Отца и навык приидет ко Мне (Ин. 6:43–45). Это значит, что воля Отца небесного такова, чтобы веровали в Сына, и что уверовать в Сына верою достойною нельзя иначе, как по животворному действию Отца небесного. Так Сын Божий есть Искупитель всего мира, но жизнь вечная дана будет только тем, которые, быв привлечены Отцом, уверуют в Сына Божия живою и плодотворною верою (Ин. 6:40–44). – Не дивитесь, други мои, что не все получат жизнь вечную. Господь Иисус желает спасения для всех, для всех открыты сокровища благодати Его. Но вот в нашем тесном круге – в круге здешней, местной церкви – все ли пользуются дарами любви Его, все ли искренно желают спастись? И от кого зависит, что иные из нас так беспечны о своем спасении? Сын ли Всемощного не мог устроить все нужное для спасения всех и каждoго? Ах, с какою любовию, с какою щедростию открыл Он нам все способы ко спасению! Се же есть воля пославшаго Мя Отца, говорит Он, да все, еже даде Ми, не погублю от них (Ин. 6:39). Избранные приходят к Сыну Божию путем сокрушения и смирения, приходят, влекомые возбужденною жаждою небесной благодати и получают жизнь вечную, по заслугам Его; они получают далеко более того, чего надеялись в духе сокрушения. Прочие не приходят и не получат. Прочие идут пить, и пьют из кладенцев мира воду испорченную, воду заразительную, и погибают.

Се же есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа (Ин.17:3).

Цель посольства Сына Божия в мир есть дарование жизни вечной людям. В чем же заключается жизнь вечная? В познании единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Таким образом, связь всего сказанного есть следующая: Отче! Прослави Сына Твоего, дабы и Сын прославил Тебя, поскольку Ты дал ему власть над человечеством, чтобы верующие получили жизнь вечную, которая состоит в познании Тебя и Тобою Посланного.

Да знают Тебе единаго истиннаго Бога. Единый истинный Бог есть тот, которого не знали язычники, Бог, кроме которого все именуемые боги суть вымысл испорченных людей, единый живый, к которому надобно обращаться от идолов (1Сол. 1:9), единый истинный (1Ин. 5:20), как и единый премудрый (1Тим.1:17). Это тот же истинный Бог, Кем послан Иисус Христос, отвергаемый иудеями. Два заблуждения должен был оставить мир древний – язычество, которое не знало истинного Бога, и испорченное иудейство, которое, увлекаясь мечтами о земном царстве Мессии, не хотело принять Мессии в лице Иисуса Христа (Ин. 5:37–38, 8:42–43, 54–55); два заблуждения должен и всегда иметь в виду мир, как самые пагубные для него, как лишающие его жизни вечной: это боготворение твари, отрекающееся от веры в личное бытие Бога, и отрицание нужды в Спасителе грешного человечества. Сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа (1Ин. 3:23).

Да знают Тебе... и Егоже послал еси... Сии слова Христа Иисуса не заключают ни малейшего противоречия Его Божественному достоинству, равно как и прежде Им сказанные: веруйте в Бога, и в Мя веруйте (Ин. 14:1). Он отнимает славу Божества, как видели только у ложных богов, вымышленных человечеством; о Себе же говорит только как о Мессии: вот существенная мысль Его! Если хотят знать вечные свойства Его, могут узнать их из сей самой молитвы, где Он называет Себя Сыном Божиим (Ин.17:1), приписывает себе бытие предвечное миру (Ин.17:5), говорит о Своем равенстве с Богом-Отцом (Ин.17:21–22).

Да знают Тебе... «Познанием, – говорит св. Кирилл, – называет не простое знание Бога, но веру, открывающуюся в добрых делах». Замечание верное. Познание на языке священного Писания означает не одно действие мысли, а заключает в себе действие ума с соответствующими тому расположениями всей души, или принятие истины всею душою. «Если кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать: но если кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:2–3). Так учит св. Павел; так учит все св. Писание (Гал. 4:9; 1Ин. 4:1). Прилагая живое познание к великим предметам познания, указываемым в наставлении Господа, находим, что живое познание Бога есть то же, чтó раскаяние пред истинным Богом, а живое познание Христа Иисуса есть любовь к Господу Иисусу. Отселе понятно и то, почему в познании Бога и Христа Иисуса указывает Господь Иисус жизнь вечную.

Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю (Ин.17:4).

Сын Божий зрит Себя как бы уже не на земле, как бы уже переходящим на небо. – Крест, смерть, воскресение, все прочее, что следовало за тем, т.е. распространение евангельской проповеди по вселенной предстоит пред Его взором как действительность уже совершавшаяся. Делом Сына Божия было и дело Просветителя вселенной, покрытой мраком суеверий и заблуждений; Ему надлежало возвестить об истинном Боге и Его Святой воле, о Его совершенствах и законе. Но этим не ограничилось дело, которое поручал Ему Отец небесный; да и дело просвещения мира должно было продолжаться чрез Апостолов после Его крестной смерти. Следовательно, говоря об исполнении порученного дела, Господь объемлет взором и события предстоявшие, говорит и о том деле, которое совершил Он крестною смертию Своею, о деле искупления людей, открывавшем людям правду и любовь Отца небесного. Он говорит теперь в том же духе, в каком говорил ученикам: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16:33).

И ныне прослави Мя, Отче, у тебе Cамаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть (Ин.17:5).

Прежде просил Он о прославлении Его на земле (Ин.17:1). Здесь просит о прославлении на небе: прослави у тебе Cамаго, в общении с Тобою, одесную Тебя, на небе, дабы и человечество, теперь слабое, облеклось славою небесною, прослави – славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть. Что было прежде, нежели был мир? Вечность: она предшествовала основанию веков (Евр.1:2, 11:3). Итак, Сын Божий, пребывая на земле, указывал на Свое вечное бытие у Бога-Отца. Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин. 8:58), говорит Он Иудеям; узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде (Ин.6:62), говорил Он ученикам. Так во Христе Иисусе человечеством облечено Слово вечное, потому-то он имел славу от вечности. Поскольку же Слово было человеком (Ин. 1:14) и Богочеловек исполнил дело Отца, то Богочеловек – Посланник Божий, исполнив порученное Ему дело, просит славы, как праведной награды за оконченное служение, и получил эту славу. – Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти... Темже и Бог его превознесе (Фил. 2:8–9; Евр. 2:9).

О если бы и нам, слушатели, исполнить то дело, которое каждому из нас поручено свыше! К чему брать на себя дела, которые не даны нам? Обратим все заботы наши, все труды наши на то, чтобы исполнять, чего ожидает от нас Отец небесный. Общее дело для всех, и оно же общий путь ко спасению – приобретать живое, плодоносное знание об Отце и Его Сыне, Спасителе нашем. О когда бы свет живого познания Божества озарял все мысли и дела наши! Тогда бы совсем не было между нами ни поклонения золотому тельцу, ни языческого служения чреву или славе суетной. Богу Триединому да будет слава. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх