Синоптические Евангелия о последнем пути Христа в Иерусалим
О последнем пути Христа Спасителя из Галилеи в Иерусалим говорят все три синоптика. В Мф.19–20, Мк.10 упоминается прохождение Господа Заиорданской стороной, или Переей, областью, которая лежала на восток от Иордана. В Мк. (Мк.10:1), текст которого дошел до нас в нескольких разночтениях, Заиорданская страна упоминается наряду с Иудеей. В Мф.19 правильный перевод Мф.19:1 был бы: «...пришел в пределы Иудейские за Иорданом». При этом, если исцеление иерихонского слепца (Мк.10:46–52; Лк.18:35–43, не одного, а двух, по Мф.20:29–34) совершилось уже в пределах Иудеи в собственном смысле, мы не можем с точностью установить, относятся ли другие эпизоды к Перее или к Иудее, говоря точнее: когда Господь перешел из Переи в Иудею. Ясно одно: путь Господа ведет в Иудею, с полной точностью – в Иерусалим. Перею Он проходит, избегая Самарию, лежавшую на запад от Иордана, между Галилеей и Иудеей, направляясь в Иерусалим. Косвенно, к пути Христову – еще в пределах Галилеи – могут относиться и такие указания первых двух евангелистов, как Мк.9:30, 9:33; Мф.17:22, 24: Господь проходит через Галилею и, проходя, достигает Капернаума. В плане Лк. параллельный отрывок (Лк.9:43–50) не входит в повествование о пути, но в нем нет и упоминания Капернаума. Неизбежность пути вытекает и из явления Мессии как Мессии страдающего. Страдания Мессии – в Иерусалиме, куда Ему и надлежит идти (с полной ясностью: Мф.16:21).
С особым вниманием и ясностью, не допускающей перетолкования, повествует о пути евангелист Лука. Пути Христову из Галилеи в Иерусалим в третьем Евангелии посвящен большой отрывок (Лк.9:51–19:28). Указания вступительное (Лк.9:51) и заключительное (Лк.19:28) подкрепляются повторными напоминаниями на протяжении всего отрывка (ср. Лк.9:52, 57, 10:1, 38, 13:22, 14:25, 17:11, 18:31, 35, 19:1, 11). В построении Лк. отрывок, содержащий повествование о пути, представляет самостоятельную часть, превышающую по объему другие части.