Сила и действие молитвы

Важное и великое событие совершается ныне на горе Фаворской, событие, которое привело св. Апостолов в духовный восторг и которое св. Церковь торжественно празднует. В чём оно состоит, мы слышали в только что прочитанном св. Евангелии. Вид Спасителя изменился: лице Его просияло, как солнце, и одежды Его сделались блистающими, белыми, как снег (Мф. 17, 2; Мк.9, 3). Божество явилось в человечестве и человечество явилось в Божественной славе.
Произошло это во время молитвы Христа Спасителя в присутствии трех ближайших учеников – жителей земного мира, и двух великих ветхозаветных пророков – Моисея и Илии – обитателей мира небесного.
Молитва Спасителя была так пламенна, что ее свет разлился божественным сиянием на всё окружающее; была такой сильной, что подвигла и мир земной, и мир небесный. Она просветила плотские очи Апостолов и сделала их способными увидеть божественную славу. Она проникла в жилище горних духов и вызвала оттуда прор. Илию, не вкусившего жала смерти, и прор. Моисея – праведника-боговидца.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Созерцание Фаворского света не закрыто и для нас, не преграждено непроходимой стеной, не поглощено бездной. Путь к Нему есть – он в молитве.
Молитва – это возношение нашего ума и мысли к Богу, наша беседа с Ним, излияние наших сердец пред миром горним, жертва нашей души, – посредство, соединяющее землю с небом. У верующего человека она естественна – сама собой возникает и сама собой выливается перед алтарем Божиим, как выливается и чувство любви у ребенка, горячо любящего родителей.
Молитва – это самое спасительное занятие при всех состояниях нашей души, во всех обстоятельствах нашей жизни.
Она преображает грешника в праведника, раба грехов и страстей в свободного сына Божия, человека плотского творит мужем духовным. Вспомните хорошо известную молитву мытаря. Немного сказал он слов, но пламенно, искренне. И что же? – Он вернулся в свой дом оправданным (Лк. 18, 14).
Молитва укрепляет в добре. В нас самих идет постоянная борьба добра со злом. И даже малейшая уступка злу вредна для нашего духовного состояния, может и вовсе нас погубить. И вот молитва дает ту крепость, которая необходима, чтобы устоять перед искушениями, она привлекает содействующую благодать Божию.
Но если человек почему-либо не устоял в добре, пал – молитва вернет ему потерянный рай, мир, очистит и успокоит его совесть, преклонит к нему милость Спасителя.
А вот человека постигло страшное горе. Скорбь как камень навалилась на его сердце. Все старания друзей, близких утешить его нередко не достигают цели. И то, что не могут сделать люди, делает молитва. Она вливает в сердце страждущего отраду, внушает возложить свою печаль на Господа, вселяет в него веру, что всё происходящее совершается по воле Божией и совершается не случайно, а для нашей же пользы, только пока что для нас неизвестной и непонятной.
Или вот, нас стали незаслуженно оскорблять, поносить, лишать доброго имени. Весьма трудно бывает в таком положении. И здесь на помощь придет молитва перед Всеведущим и Правосудным Богом. У того, кто поведает Ему свою обиду, она скоро пройдет, забудется, и вместо нее явится желание помолиться и за своего обидчика. И злоба недруга станет бессильной, постепенно он осознает свою ошибку и, возможно, что даже начнет искать дружбы с тем, кого обижал.
"Молитва, – учит митрополит Московский Платон, – преображает человека печального и скорбящего, и творит его веселым и радостным. Упражненный с Богом человек, от чего бы печаль не случилась, находит средства к разогнанию ее. От греха ли? – Но он беседует с Имеющим власть оставлять грехи, истребляющим беззаконие и отъемлющим нечестие. От гонения ли других? – Но он пред лицом Всемощного Покровителя, Его же рука сильна истреблять все козни лукавого. От скудости ли? – Но он пребывает при Источнике всякого богатства, Ему же отверзающу руку, всяческая исполняются благости. От клеветы ли? – Но он соприсутствует Тому, Который потребляет всякого, глаголющего лжу. Почему и находит он в пристанище тихом, от всякого обуревания удаленном, и... не может чувствовать никаких горестей мира сего».
Вот потому-то великие подвижники благочестия горячо любили молитву и много молились. Они находили в ней лучшую пособницу в восхождении по лествице от земли к небу. Тот целый мир добродетелей, которыми они украшались, был приобретен ими не только своими собственными силами, а и помощью благодати Божией. Благодать же Божия привлекалась этими праведниками именно через усердную и постоянную молитву.
Но если молитва так сильна и действенна, то почему же, спрашивается, не все молитвы бывают услышаны Небом? – Богопросвещенный ответ на этот вопрос дает св. ап. Иаков. "Просите, – говорит он, – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). Наши молитвы бывают бесплодны или потому, что предмет наших прошений бывает недостаточно чист, или мы просим чего-либо не полезного, вредного для нас же самих, не осознавая этого и не понимая, или, наконец, молитвы наши, – будут ли это славословия, благодарения, покаяния, прошения, – не исходит из глубины нашей души, не возбуждают нашего духа, а лишь скользят где-то по поверхности нашего сознании. Молитва сильна тогда, когда предмет ее достоин премудрости Божией и не противен духовному благу молящегося. Она действенна тогда, когда исполнена крепкой веры в Бога, твердой надежды на Него и глубокой к Нему любви.
Пусть же каждый из нас спросит себя: такая ли у него молитва? Старается ли он полюбить ее более других занятий? Находит ли он в ней свою отраду и пищу для своей бессмертной души?
Будем же, дорогие православные христиане, молиться от всей души молитвой чистой, крепкой и прилежной! Будем молиться о приобретении самой настоящей молитвы – и всё остальное приложится нам! Господь возведет нас на Фавор, или в нас самих откроется Фавор, небо.
Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх