Сила Божия. Проповедь на День памяти Мученика Трифона в Знаменской церкви, что в Переяславской Слободе г. Москвы. 14 февраля 1958 г.
Святый мучениче и чудотворче Трифоне, моли Бога о нас.
С благоговением, верой и молитвой мы, дорогие, обращаемся с этими словами к святому мученику Трифону, потому что мы веруем в то, что он слышит наши молитвы, что он умолит за нас Господа, потому что мы надеемся на его помощь.
Напомним себе слова апостола Павла о ветхозаветных праведниках. Что он говорил о них? Они “верою побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня… укреплялись от немощи…” (Евр.11:33-34). Вот что могла делать вера еще в дни Ветхого Завета!
Она привлекала силу Божию, великую, могучую, неисчерпаемую, неиссякаемую силу Божию, которая творила чудеса.
Об этой силе Божией неоднократно говорит святой пророк Давид в своих псалмах. В одном из них он сказал: “Бог нам прибежище и сила…” (Пс.45:2); в другом: “Блажен человек, которого сила в Тебе…” (Пс.83:6); и еще в одном псалме воскликнул: “Господи сила спасения моего!” (Пс.139:8).
Прошло время Ветхого Завета, на землю сошел Сын Божий в образе Богочеловека. Господь Иисус Христос был Сам источником этой силы: Он исцелял больных, воскрешал мертвых, прощал грешников и блудниц. Это сила Его Божества. Святой евангелист говорит: “…весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех” (Лк.6:19).
Сам Спаситель говорил о Себе как Источнике этой силы так: научив нас молиться молитвой Господней “Отче наш”, Он повелел заключать эту молитву словами: “…ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки” (Мф.6:13). Он Хозяин Своего Небесного Царства и Он Источник силы и Своей вечной славы.
Но Христос не унес этой силы с Собой: возносясь па небо, Он оставил ее в Своей Церкви Святой. Он ее раздает через святые таинства крещения, причащения и другие, через святыни Православной Церкви, через Свою Мать и нашу Небесную Мать по нашим молитвам к Ней, через бесчисленный сонм угодников Божиих, когда мы к ним обращаемся с верой и молитвой, через ангела-хранителя, данного каждому из нас в таинстве крещения.
После Его Вознесения на небо апостолы Христовы проповедовали слово Божие во многих городах земли. Народ внимал им, и сколько людей умилялись, принимали крещение, плакали, потрясенные силой проповеди, это сила Божия покоряла сердца людей.
В конце IV века и в начале V жил и трудился великий светильник Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст. История его жития говорит нам о том, что, когда он проповедовал в своем городе, замирала жизнь в нем, закрывались рынки, учреждения и народ толпами устремлялся в храм, чтобы послушать золотое слово великого проповедника. Сила Божия через этого святителя, болезненного и хилого телом, привлекала человеческие сердца и потрясала их вдохновенной проповедью.
А вот мученики первых веков христианства. Вы знаете, каким пыткам подвергались они, в каких жестоких страданиях оканчивали свою земную жизнь. Вы знаете о страданиях святого мученика Трифона: как его несколько раз подвешивали, опаляли тело, обливали холодной водой, забивали ему в ступни ног гвозди и волокли по мерзлой земле. Почему святые мученики без стонов, без отчаяния, а, наоборот, многие из них с улыбкой и радостью принимали эти мучения и пытки? Потому что они непоколебимо веровали в Господа Бога и в то, что через эти пытки и страдания они примут венец вечной жизни. Их вера и привлекала эту великую неиссякаемую силу Божию, которая всегда и везде совершает чудеса.
Из жизни святого мученика Трифона вы знаете, как перед смертью он молился Господу, чтобы Господь исполнял прошения всякого человека, который па молитве призовет его имя. И мы с верой и любовью обращаемся к мученику Трифону, ожидаем его небесного благословения, потому что верим в чудодейственную силу Божию, для которой нет ничего невозможного, ибо Сам Христос сказал: “…невозможное человеку возможно Богу” (Лк.18:27; Мф.19:26; Мк.10:27).
Мы хорошо знаем о подвижниках, пустынниках, отшельниках первых веков христианства. Какие подвиги добровольно они брали на себя? Подвиги поста, умерщвления плоти, стояния на столпах, полунощной молитвы. Какою силою они совершали эти подвиги? Той силой Божией, которая снисходила на них по вере их. Чем глубже вера в сердце человека, тем действенней в нем эта сила Божия.
В дни моей ранней молодости, в бытность студентом Духовной академии, два лета я проводил в знаменитом Валаамском монастыре, на самом строгом по жизни его насельников острове — Предтеченском. Мне дано было послушание ухаживать за глубоким старцем схимонахом Исаией. Наслаждаясь беседами с ним, я в то же время поражался суровости его жизни. Он спал всего несколько часов в сутки и во время сна ложился на поленья дров, сложенные не ровной поленницей, а крестообразно, и в молитве проводил большую часть ночи и дня. Своими подвигами он достиг кристальной душевной и телесной чистоты. Он весь как бы светился ею, из его уст лились только слова любви, всепрощения, кротости и ласки. Когда он умер в 1914 году, как мне рассказывала братия монастыря, на всех островах обители в момент его смерти видели высокий огненный столп, поднимавшийся над Предтеченским островом, и братия поняла, что отлетает ко Господу святая душа восьмидесятилетнего схимника Исаии. “…Сила Моя [Божия] совершается в немощи…” — приводит святой апостол Павел слова Господа (2Кор.12:9).
Некоторые из святых подвижников настолько были чисты и близки к Богу сердцем, что свет Христа, обитавшего в их сердцах, как бы прорывался наружу. Из древних подвижников мы знаем святого Симеона Нового Богослова, который во время беседы с учениками излучал этот Божественный свет. Из подвижников нашего времени мы не можем не вспоминать преподобного Серафима Саровского, который во время одной из бесед просиял как бы солнечными лучами. Верою и чистой жизнью святые подвижники привлекали силу Божию и делались сосудами живущего в них Бога.
А какой силой поражали юродивые ради Христа! Они несли добровольно взятые подвиги юродства, отказывались от своего ума, от своего происхождения и земного положения во имя исключительной любви к Богу и к людям, которых они учили этой любви. Они могли совершать эти подвиги только силой Божией, которую они получали по своей вере.
И каждый из нас, мои дорогие, не может не нуждаться в этой силе Божией. Сказал Христос: “…без Меня не можете делать ничего” (Ин.15:5). Ведь жизнь каждого из нас — это борьба. Мы говорим не о внешней борьбе, а говорим, как христиане, о той внутренней борьбе, которую мы все ведем. Это прежде всего борьба с греховными искушениями и соблазнами, которым мы должны противостоять, от которых мы должны освобождаться, когда впадаем в греховные немощи, и сила Божия, которая подается нам в благодатных таинствах, укрепляет нас в этой борьбе. Только веры, веры надо иметь больше!.. Укрепи в ней нас, Господи!
Вот почему мы не перестаем с этого святого места взывать к вам, мои дорогие: берегите веру в себе, этот священный огонь, зажженный в сердцах каждого из нас Духом Святым, возгревайте ее молитвой, словом Божиим, покаянием, добрыми делами!
Все мы ведем на земном своем пути и другую борьбу, борьбу с болезнями, всякого рода испытаниями. Как бы хорошо ни была устроена внешняя жизнь человека, всегда останутся на земле источники скорбен: смерть близких, неизлечимые болезни, стихийные бедствия, домашние скорби. И для того, чтобы перебороть эти скорби и испытания, нам нужна благодатная помощь Божия; а для того, чтобы привлечь эту помощь Божию, нужно свято веровать в Господа Бога и в то, что Он эту помощь Божию нам подаст.
Никогда не забывайте, дорогие мои: “Бог нам прибежище и сила!..” (Пс.45:2).
Я хочу вам от всего сердца пожелать, чтобы, по молитвам святого мученика Трифона, Господь всем вам послал утешение в скорбях и утоление всех ваших печалей. Мы об этом ему молились, и он, конечно, слышал нас.