Шестнадцатый день. Св. Тихон, Амафунтский чудотворец
(Уроки из его жизни: а) как должно воспитывать детей? б) должно иметь детскую простоту веры).
I. Святитель Тихон Амафунтский, которого сегодня память празднуем, еще в детстве своем был чудотворцем. Отец его торговал хлебом, и св. отрок помогал отцу в торговле, но вместо того, чтобы продавать за деньги, он даром раздавал хлеб нищим. Когда отец узнал об этом, он очень опечалился, потому что торговля хлебом была единственным средством пропитания для его семьи, и он стал гневаться на сына. Но св. отрок, хорошо знавший св. писание, сказал отцу: «успокойся, батюшка, я не растратил твоего имения, а отдал его взаймы Богу, и у меня есть верная росписка во святом Его писании, в котором сказано: милуяй нища взаим дает Богови». Отрок в простоте своей души так верил словам св. писания, что пригласил отца посмотреть: истощилась ли пшеница в его житнице, и что же оказалось? Та часть житницы, которая перед тем временем была пуста, теперь была полна самой лучшей пшеницы.
II. Можно позавидовать родителям, которые имели такое дитя, но не завистию злобною, а добрым желанием иметь то же, что они имели.
а) Как это они воспитали такое дитя? Сказание о житии святого, как ни кратко, а достаточно объясняет нам, плодом какого воспитания явился этот отрок-чудотворец.
Во-первых, он был сын благочестивых родителей. Пример благочестия в семейном кругу, как и всякий другой пример, и добрый и худой, с ранних лет, неотразимо действует на ребенка. Можно быть уверенным, что благочестие, внедренное с детства частыми внушениями и всегдашним примером благочестивых родителей, заляжет прочным основанием на всю жизнь, и не потеряет своей силы даже и тогда, когда юноша случайно подпадет каким-либо дурным влияниям.
Во-вторых, в воспитании св. отрока, кроме примера благочестия самих родителей, большую силу оказало чтение божественного писания: с детства он был приучен читать божественные книги и с детства полюбил он это чтение. Оттуда он научился помогать бедным, оттуда он научился и веровать без малейшего сомнения, а вера сделала его и чудотворцем. Приучайте и вы своих детей читать свящ. писание, начавши с евангелия, которое в переводе на русский язык совершенно понятно и малым детям, и ваши дети тоже полюбят это чтение и, может быть, так же удивят вас детскою простотою своей веры, как св. Тихон удивил своих родителей.
б) Слушая о чуде святого Тихона, вы, конечно, слушатели, заметили ту достойную нашего подражания детскую простоту, с какою он верил словам священного писания, и ту детскую смелость, с какою он всего ожидал от Бога. Заметьте же и еще, и все святые мужи, особенно чудотворцы, всегда бывают таковы, все они точно дети. Дети, ни мало не размышляя, верят всему, что им скажут старшие: и святые, ни мало не сомневаясь, верят всему, что говорит слово Божие. Дети всего смело ожидают от родителей: и святые всего смело ожидают от Бога.
Не думайте, впрочем, что эта простота веры не далеко видит. Нет, она далеко видит: она просто на все смотрит, оттого просто, как что есть, видит: она потому и не усиливается знать, потому и не размышляет, что все с первого разу видит. Умствование нужно для слабого только ума; это лествица, без которой он не мог бы дойти до истины; а и о великих умах говорят, что они умствуют просто, им истина всегда представляется прямо, они ее не ищут, а видят с первого взгляда.
Равно и детская смелость святых не есть какая-нибудь самонадеянность, в ней и тени нет надеяния на себя; она вся, так сказать, повергается в Бога, как дитя в объятия матери. Эта-то детская смелость была при всех чудесах, которые совершали святые; она вся покоряется Богу, и за то ей покорно все. Может быть, потому ныне так и мало чудес, что у нынешних христиан надежда на Бога слишком осторожна.
III. Подражайте же и вы, слушатели, детской простоте и детской смелости святых; старайтесь просто веровать и смело надеяться. «Господи!» взывает Давид, «не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои, я не вхожу в великое, и в то, что выше меня. Я смирен и кроток душею моею, как дитя подле матери: как дитя, душа моя во мне» (Пс.130:1).
Такую душу и вы, слушатели, старайтесь в себе образовать. Аминь.
22 июня 1896 г.