Шеcтнадцатый день. Св. священномученик Афиноген
(Что значит любить Господа?)
I. Св. священномученик Афиноген с 10-тью учениками, память коих совершается ныне, пострадал во время гонения от императора Максимилиана 2-го в 311 году. Он был епископом в одном из городов армянских, Пидахфои, и жил в монастыре. Когда посланы были воины его взять, его не было в это время в монастыре, и те взяли его учеников. Возвратившись, Афиноген отправился в Севастию искать учеников. Здесь его схватили и заключили в темницу. В темнице оказались и ученики. Святой убеждал их не бояться мучений. На утро он, вместе с учениками, был приведен к правителю, который требовал, чтобы все они принесли жертву идолам. Мученики остались непреклонными, и тогда начали их бить и строгать железными гребнями и, наконец, всех учеников умертвили мечем. Во время мучений св. Афиноген слышал голос с неба: «дерзай избранник Мой!» По просьбе он умерщвлен был в своем монастыре. Пред смертию на пути к месту казни он пел священную песнь: «Свете тихий» и псалмы, ободряя свою душу жившую со Христом и для Христа, к безбоязненной встрече мук и смерти.
II. Св. священномученик Афиноген возлюбил Господа всею крепостью своей души, как показывают его благочестие, его любовь к Спасителю, для прославления Коего он пел пред смертию священный гимн, и его верность Господу до своей мученической смерти.
Кто любит Господа всею крепостью своей души, тот старается:
а) быть в близости к Нему,
б) тот охотно следует за Ним,
в) тот готов даже сораспяться с Ним и
г) со всею щедростью рад послужить Ему от своих имений.
а) Желаете ль неотступно пребывать с Господом, слышать Его божественное учение, видеть знамения и чудеса Его? Посещайте, сколь можно чаще, св. храм Божий. Здесь невидимо и таинственно присутствует Он Сам, окружаемый херувимами и серафимами. Здесь возвещаются те же божественные глаголы жизни вечной, которые Он Сам Своими пречистыми устами проповедывал в Иудее. Здесь повествуются те же самые спасительныя, живоносные знамения и чудеса Его, которые совершал Он Своими пречистыми руками. Здесь совершаются новыя, еще большие чудеса в св. таинствах: каждодневно претворяется хлеб в самое пречистое тело Его, и вино в самую пречистую кровь Его, возрождаются верующие в Него в новую благодатную жизнь в купели св. крещения, приемлют от Него отпущение грехов в таинстве св. покаяния. Приидите к Нему, призывающему к Себе всех труждающихся и обремененных; с сердцем сокрушенным и смиренным припадите пред Ним, единым имущим власть оставлять грехи; с живою верою и любовию припадите к Нему, глаголющему ко всем: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов». Но и на всяком месте и во всякое время можно и должно пребывать с Господом непрестанным памятованием и размышлением о Нем, молитвенным и богомысленным собеседованием с Ним; ибо Он вездесущий везде и всегда с нами есть «во вся дни до скончания века».
б) Хотите ли последовать за Господом? Последуйте невозбранно, как приглашает Он Сам: «аще кто Мне служит, Мне да последствует, да идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет». Видишь, как Он, Господь и Владыка твой, приходит исполнить всякую правду, совершить волю Отца небеснаго? Последуй за Ним и тщательным соблюдением всех заповедей Господних, охотным исполнением воли Отца небеснаго, да сбудется и в твоей жизни и делах все написанное в законе Моисееве и пророцех и псалмех, как сбылось все это в жизни Самого Господа. Видишь, как Господь поспешает на помощь страждущим, утешает скорбящих? Поспешай за Ним и ты: напитай во имя Его алчущаго, напой жаждущаго, одень нагого, посети болящего и в темнице сущаго, научи неведущаго, предохрани падающаго, послужи умершему погребением тела его; и Господь не только приимет твою услугу, но и вменит ее Самому Себе; «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». Видишь Господа в Гефсимании, в тяжкой борьбе и туге душевной молящегося о грехах человеческих? Последуй за Ним и ты: заключившись в клети сердца твоего, помяни царство Божие, ожидающее праведных, и муку вечную, уготованную грешникам, и в скорби сердца твоего, в болезни души твоей, в воздыханиях духа твоего умоляй Отца небесного о прощении согрешений твоих, об избавлении от мучений адовых, о причтении к лику спасающихся. Видишь Господа, грядудущего на Голгофу с крестом? Не уклонись последовать за Ним и ты благодушным перенесением ниспосылаемых от Бога скорбей и бедствий в духе веры и преданности Его воле, покорности и упования на Его всеблагий Промысл, претерпением до конца всех обид и оскорблений, наносимых от неразумия или от злобы человеческой: «претерпевший бо до конца, той спасется»!
в) Можно, таким образом, не только последовать Господу И. Христу и пребыть с ним в напастех Его, но и спострадать Ему, сораспяться с Ним, восполнять, по примеру апостола, страдания Христовы в плоти своей. Каким образом? Распятием плоти своей со страстьми и похотьми, т.е. отвержением воли своей и исполнением воли Божией, хотя бы это стоило не только страданий и мучений, но и самой смерти телесной. И если всегда будешь находиться на сей высоте самоотвержения, то всегда будешь распят со Христом и «носить язвы Его на теле своем». В этом-то сораспятии со Христом в духе своем и состоит вся сущность христианских добродетелей; отсюда они заимствуют жизнь и силу, свет и красоту; без сего внутреннего креста и самый тяжкий крест внешний не будет цельбоносен и спасителен для души нашей. Сим-то крестоносцам, страждущим, сораспинающимся с Господом, и завещал Он Свое вечное царство: «вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем» (Лк.22:28-30).
г) Хотите ль, наконец, послужить Господу от имений своих? Послужите Ему своим участием в благолепии и украшении свв. храмов Божиих, и Тот, кто похвалил усердие вдовицы, ввергшей две лепты в церковную корвану, примет и ваше даяние в жертву благоприятную и воздаст вам сторицею. Послужите Ему в лице Его служителей и соработников, которых избирает и посылает Он Сам на дело служения, в созидание тела Христова, которые, по Его божественному повелению, Его благодатною силою и Его пренебесною властию возрождают вас в новую благодатную жизнь во Христе, молятся и предстательствуют о вас пред престолом Божиим, питают вас плотию и кровию Христовою, напояют млеком здравого учения Христова, а согрешающих паки примиряют с Богом отпущением грехов их во имя Господа Иисуса, – которые приносят страшную жертву о спасении не только живущих, но и умерших отцев и братий наших. «Приемляй егоже Аз послю», говорит Сам Господь, «Мене приемлет; а приемляй Мене, приемлет пославшего Мя Отца». Послужите Ему в лице меньшей братии Его, и Он скажет вам на суде Своем: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира».
III. Кто таким образом возлюбит Господа Иисуса Христа и братий своих во Христе от всего сердца своего и всея души своея, тот сподобится не только благодатного утешения в жизни, но и вечной радости на небе, в невечернем дни царствия Христова. Аминь.
22 июля 1896 г.