Семя святое. Речь по освящении храма в Ахтальском древнем возобновлённом монастыре Грузинской епархии, при священнослужении Его Высокопреосвященства экзарха Грузии.
Как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее (Ис. 6:13).
Это – слова Господа, обращенные некогда к пророку Исаии при самом избрании его на пророческое служение. В тяжелую пору жизни древнего Израиля к нему послан был великий проповедник и глашатай слова Божия. Тяжело было и пророку исполнить Божественное посланничество. Кругом его в жизни родного ему края и народа как бы развертывался свиток, виденный некогда другим пророком, свиток, на котором вписаны были роковые слова: «рыдание, жалость и горе». Погибал древний богоизбранный Израиль; погибал народ священников и пророков, – народ, который был наследником великих и святых обетований. Отовсюду, как жадные хищники, зачуявшие добычу, налетели на него враги. С севера и юга терзали его безбожные язычники, а внутри царила неурядица, измена веры, побиение пророков, озлобление за всякое слово правдивого обличения. При таком положении чей дух не предался бы отчаянию, чье сердце оказалось бы твердым, полным веры и упования?
И вот Господь при посольстве пророка на проповедь дает ему в напутие, как светлое утешение будущего, как поддержку среди грядущих испытаний и преследований, радостное указание. Как бы так говорить Он: «Не погибнет твой народ, не погибнет твоя родина. Как от терновника, и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так и святое семя будет корнем ее». Срубят враги древо Израиля; безжалостно расхитят его ветви и ствол, но нужно стараться, чтобы остался корень его. И придет пора, наступят счастливые дни, когда от корня побегут могучие отпрыски, обновится как бы замершая жизнь; отрастут снова зеленеющие ветви, вырастет и ствол, радостно зашумит воскресшее дерево, заиграет в нем бодрая и веселая жизнь... И виделось пророку сквозь мглу грядущих веков: вот обновляется новый Иерусалим, крепнет духовно народ; от него исходит слово Божие, слышимое всей земле; явлена будет гора Божия, дом Божий среди него; от Сиона исходит закон и слово Господне от Иерусалима. Объятый пророческим вдохновением, Исаия восклицает: «Возвеселись неплодная, нерождающая, возгласи, возопийнечревоболевшая, ибо много чад у оставленной, – больше, чем у имеющей мужа» (Ис. главы 2, 54, 60). Свершится это чудо духовного умножения; обновятся алтари, воздвигнутся запустевшие святыни!
Не в смысле плотском исполнилось это заветное предречение и желание пророка, а в смысле духовном; не в обыкновенном политическом смысле воскрес древний Израиль, никогда и прежде не игравший видной и мировой политической роли, а в смысле сохранения и развития того животворного корня, который составляет сущность и основание бытия н богоизбрания древнего Израиля, т.е. веры истинной и всемирных чаяний боговоплощения. Не полководцы и завоеватели, не правители, не служители земного устроения народа еврейского спасут его от гибели; это сделают люди, названные выразительным именем: семя святое. Под этим именем в священном писании разумеются люди благочестивые, для которых воля Бога, исполнение Его закона составляет в жизни все; это люди религиозные, набожные, согретые святым огнем горячей, ревнующей веры. Они спасут Израиля. Они сохранять в нем жизнь, они дадут ему духовное бытие, заслугу в очах Божиих, и славу в признательной памяти людей, наследников их великого и святого духовного достояния.
Все это приходит нам на мысль в настоящие торжественные минуты возобновления вековой Ахтальской святыни. По широкому раздолью этой прекрасной страны, в этих горах и долинах издавна жил и живет народ – дорогое достояние Божие, народ верующий, древнеправославный. В цветущую пору его жизни, в расцвет его самосознания, его духовного роста, его веры, благочестия, образованности, усилиями благочестивых царей, заботами святых пастырей, – вольным – во имя Бога, во имя высших задач человеческого существования, – вольным напряжением всех сил благочестивого народа, яркими свечами пред Богом по горам и долам засияли величественные храмы, выросли святые обители, устроились тысячи алтарей и освятили эту землю. Нет человека, который не отнесся бы к этим священным памятникам с глубоким благоговением; нет человека, который не отнесся бы с почтительным удивлением к народу грузинскому, который так красноречиво, в назидание векам, засвидетельствовал о своем благочестии.
Но пришла для него тяжелая пора – и пусть не смущается этим никакая верующая душа: Бог нередко праведным посылал страдания; Бог нередко, как золото в горниле, испытывал и укреплял в испытаниях веру преданных Своих сынов от Авраама и Иова до мучеников христианских, от первых дней миробытия и до наших дней и до скончания мира. Пришла для Грузии тяжелая пора. Как древний Израиль, народ грузинский погибал от руки врагов. Не с севера только и юга, но и с запада и востока налетели на него монголы, арабы, персы, турки, лезгины – дикие сыны ислама, век за веком заливали кровью эту страну благочестия, избивали ее сынов, разрушали ее храмы и обители, оскверняли ее святыни и, наконец, до дна и совершенно исчерпали, как у древнего Израиля, политическое бытие народа. Умирающая Иверия могла сказать и жаловаться Богу словами древнего пророка: «Боже, пршдошаязыцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище, положишатрупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным; пролияша кровь их, яко воду окрест Иерусалима – и не бепогребаяй» (Пс. 78:1–3).
Одна за другою обрублены были ветви древа жизни народной, исчез и самый ствол его: Грузия уже не могла более существовать, как политическое тело. Но остался от нее корень духовной жизни народа, – а дух ведь дороже тела! Он не умер, этот корень, и не иссох; он мог еще дать могучие отпрыски, если бы засияли над ним теплые и ясные дни, если бы склонился над ним кто-либо с заботливою любовию... И пришли для Грузии эти светлые дни. Уже было в смертельной опасности святое святых духовной жизни народа – его вера; уже лежали в развалинах его святыни; уже десятки тысяч его сынов, под влиянием невыносимого гнета врагов, отступили от веры и потянулись к черному морю мусульманства... Но от севера пришло избавление. Пришел народ святорусский, единоверный, и ценою великих жертв и геройских усилий вырвал Грузию из когтей врага, и спас народную душу ее. Родство по духу и вере выше и крепче родства по плоти: Россия и Грузия соединились и срослись навеки неразрывными узами. Что залечит жестокие раны этой страны? Что принесет ей спасение и обновление жизни? Ответом служат слова пророка: семя святое будет корнем ее. Вся забота внешнего устроения жизни – правления, суда, воинствования – взята теперь в сильные и надежные руки. В этом отношении народ грузинский гораздо счастливее древнего Израиля, покоренного врагами силою оружия, а не отдавшегося, как Грузия, добровольно, подчиненного языческому государству, а не соединенного, как Грузия, с единоверным и братским народом. Но настоит теперь забота об оживлении духовного корня народной жизни. Да будут благословенны святые усилия тех, кто желает воскресить веру народную в красоте ее древнего здесь процветания, кто хочет возвратить отпадших от Церкви, кто хочет путем богослужения, проповеди, путем воспитательной школы внести свет во тьму неведения, в религиозное сознание народа; кто возстановляет древние святыни и будит в народе воспоминания о древнем благочестии, кто вносит в жизнь этого края начала христианской веры, кто поддерживает здесь вековую и неустанную денно-нощную труженицу – Церковь святую православную. И слава Богу! Можно воскликнуть с древним пророком: «возвеселисянеплодынераждающая, возгласи и возопий... яко много чада пустыя паче, нежели имущия мужа!» Совершается и растет здесь на наших глазах дело Божие, несмотря на противодействия его явных врагов и на иудино окаянство его мнимых друзей и радетелей! Зеленеют отпрыски духовного корня жизни народа, растут просветительные учреждения. Выходите же, выходите вы, истинное семя святое, трудитесь над нивою Божиею! Все здесь истинно народное, все церковное во всех областях жизни, все древне-православное, все свято-преданное да будет предметом нашей заботливой любви, охранения, нежного ухода! Здесь и сейчас – живое свидетельство этого. Восстановляется вековая святыня Ахтальская, увы, пока еще в пустыне, которая 1000 лет тому назад была раем земным, была богата и славна своим многочисленным христианским населением. Но да не смущается сердце наше! Царство Боже подобно зерну горчичному; люди благочестивые – семя святое. Велика жизненная сила зерна или семени. При раскопках древних могил в далеком от нас Египте ученые люди находили зерна в руках засохших трупов мертвецов, положенные туда по старинному обычаю. Пять тысяч лет могильного холода и мрака пронеслись над этими зернами, но когда их посеяли в землю, они в первый же год дали пышные всходы... Еще выше, неизмеримо сильнее и важнее значение семени святого в жизни людей: оно мощно, оно живуче и преемственно-вековечно. И смотрите: смолкли здесь стоны убиваемых, отошли, отброшены враги – и где их сила? От монголов остались жалкие останки; Турция и Персия и в телесном и в духовном отношениях – трупы, над которыми уже веют призраки смерти. А православные народности, ими никогда задавленные и порабощенные, живы; а вера Христова не умерла; а будущее православия и православных народов – светло и жизнерадостно. Все это сделало семя святое. И только что оно явилось сюда на развалины этой древней святыни, – как немедленно появились молодые и новые его отпрыски: обновлен и спасен от гибели один храм; освящен сейчас другой; устрояется обитель, приобретает насельников; замышляется ycтроение школы. А вчера, в буквальном смысле только вчера, волею архипастыря присоединены к обители еще окрестные древние святыни, чудные памятники расцвета здесь православия. И кто знает: быть может, святыни, как грады, верху горы стоящие, стянут к себе окрестных жителей и отсюда изыдет закон и слово Господне во всю страну. Нам не дождаться, быть может, этой поры: но мы сеем в духе, а не в плоть, в грядущее, так же, как в настоящее.
Да будет же благословенно и приумножено в нашем крае семя святое! Истинное счастье Грузии – ее сохраненная вера, истинное отечество ее – православие, истинный корень ее жизни – Церковь Христова. А в Церкви несть эллин и иудей. Кто бы ни возобновил эту святыню – русский ли монах, или природный грузин, на русские ли даяния от благочестивых сынов внутренней России, или на местные жертвы, – не все ли равно? Кто бы ни сеял, кто бы ни поливал, возрастит все Бог, – так говорит апостол (1Кор. 3:6). Лишь бы только возобновлялись святыни, лишь бы укреплялась и возгревалась вера, лишь бы росло и ширилось православие. Кто истинно любит Грузию, кто желает истинного добра ей и всему нашему краю, тот должен служить ей, главным образом, именно в этой духовной области жизни. Ибо семя святое – стояние народа. Не политики, не завоеватели, не управители и устроители внешней жизни обновят и укрепят задавленный историческими невзгодами народ: корень его жизни – духовные, а не плотские сокровища. Пусть сохранятся ветви и ствол дерева. Но если погиб корень, и они погибнут. Иное дело, если жив и силен корень. Тогда по отношению к этой стране действенно будет слово пророка, которым мы и начали и заключаем нынешнюю беседу: «Как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее!» Аминь.