Семнадцатый день. Преподобный Антоний Великий
(Сила слова Божия, труда и молитвы в деле спасения человека).
I. Преп. Антоний, память коего совершается ныне, родился в Египте в половине 3 века от христиан богатых и благородных и был воспитан ими в страхе Божием и благочестии христианском. Посещая часто храм Божий и слушая со вниманием слово Божие, он однажды услышал слова из евангелия: «если хощешь быть совершенным, пойди, продай имение и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною» (Мф.19:21). Эти слова глубоко залегли в сердце его, и он решился расстаться с миром и его сокровищами навсегда, -богатое наследство, полученное от родителей, он продал и деньги роздал нищим. Была на его попечении сестра, – он ее устроил, а сам решился служить Богу в совершенном уединении, и поселился за рекою Нилом в пещере. Здесь он проводил время в труде и молитве и в самом строгом воздержании. Он питался только хлебом с водою, пищу принимал по захождении солнца и то не ежедневно. Иногда сряду по нескольку суток не спал, ночью молился, а днем плел корзины, которыми приобретал себе хлеб. Тяжела была его пустынная жизнь! И холод, и голод, и зной – все было им испытано. А главное: много приходилось ему терпеть от врага рода человеческого – диавола. Диаволу хотелось изгнать его из пустыни. И вот вокруг своего уединения подвижник нередко слышал шум, – являлись подобия львов, волков, змей, скорпионов, – все эти подобия угрожали напасть на него и рвались в его пещеру. Подвижник ужасался и трепетал. Чувство страха менялось сожалением о розданных деньгах, об оставленных им наслаждениях жизни. Он нередко унывал, тосковал, плакал, – положение его было самое невыносимое. Среди такой борьбы и смущения душевного он однажды воскликнул: «Господи! что мне делать? хочу спастись, но помыслы мешают мне!» После этих слов он тотчас увидел пред собою человека, который работал, а после работы начал молиться, после молитвы снова начал работать. Это был ангел, посланный от Бога для вразумления св. Антония. Понял св. Антоний, что ему нужно делать. Он усилил труд и молитву, и чрез 20 лет пребывания в береговой пещере достиг наконец светлого и спокойного состояния духа.
Сначала Антоний подвизался один, но слава о его святой жизни стала распространяться. К нему стало стекаться много народу, – одни за тем, чтобы послушать его душеспасительных наставлений, а другие – чтобы поселиться близ него. Вскоре около него образовалось много иноческих обителей и скитов. Антоний сделался руководителем иноков.
85 лет прожил св. Антоний в пустыне, и в этот продолжительный период времени только два раза оставлял ее, – в первый раз был в Александрии, чтобы утешить гонимых за веру христиан и укрепить в вере малодушных, – во второй раз по случаю появления ереси Ария, который отвергал Божество I. Христа и Его равенство с Богом Отцом. Св. Антоний по обличении одних и вразумлении и утверждении в вере других возвратился в свою пустыню. Почувствовав приближение смерти, Антоний призвал к себе двух преданных ему иноков и сказал: «меня Господь призывает к Себе на вечный покой. Не забывайте моих наставлений и возлагайте всю надежду на Господа». Он скончался на 105 г. своей жизни. (Ч.-М.).
II. Жизнь преп. Антония научает нас следующим истинам:
а) Слово Божие имеет благотворное влияние на человека.
Велики и продолжительны были пустыннические подвиги преп. Антония! Но что увлекло его в пустыню на такие подвиги? Услышанные им однажды в церкви евангельские слова: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое..». Такое действие имеет на душу человека слово Божие! Подлинно, слово Божие «острее всякого меча», как говорит апостол. Оно – «семя», которое, попавши на добрую почву, может принести сторичный плод и возрасти в великое древо. Оно – та благодатная сила, которая может охватить душу огнем Божественной любви и попалить в ней всякое мирское пристрастие. С какою жадностию, с каким вниманием нужно читать его!
б) Из жизни преп. Антония Великого мы научаемся смотреть на труд, как на средство, содействующее нашему спасению.Итак, вместо того, чтобы предаваться тем или другим помыслам, возьмись со всем усердием за то дело, на которое ты поставлен, трудись, с утра до самого вечера, по слову псалмопевца: «изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера, -» хозяин ли ты, слуга ли, начальник или подчиненный, мать или отец, дочь или сын, учитель или ученик, ремесленник или ученый, кто бы ты ни был, исполняй свой долг по совести, с любовию, с ревностию, как пред Богом, как лучшее свое дело, – будешь так поступать и помыслы бегут от тебя, ибо они не найдут в тебе сочувствия себе, точь в точь как незванные и нежданные гости оставляют хозяина, от которого не видят ласки и внимания к себе.
в) Но, трудясь, не забывай и молитвы. Молись со всеусердием «утром», подаст тебе Господь без греха провести день сей, – молись мысленно сердцем, а если можешь то и устами, и за работой «среди дня, -» чрез молитву ты будешь поддерживать общение и союз свой с Господом, будешь приближать к себе Господа, и сам приближаться к Нему, будешь испрашивать себе успех в трудах своих, силу избежать греха среди них, будешь отрезвлять свой ум и сердце, чтобы не омрачились они суетою мирскою, заботами житейскими. Молись со всем усердием «и вечером». Чрез молитву смущенная помыслами душа твоя исполнится радости, веселия, крепости, мужества. Как в природе после бури все проясняется, очищается, самый воздух делается чище, так и в душе твоей после бури смущающих помыслов чрез молитву водворится мир, радость, тишина, – враг удалится, а Господь приблизится, ибо «Господь близ всех призывающих Его».
III. Да будет же Он близок и ко всем нам по молитвам отца нашего Антония. Аминь.
23 января 1896 г