Семейный разлад. Архипастырская беседа
Была большая семья: отец, мать, сыновья, дочери и невестки. Отца звали Головой, мать – Сердцем. Сыновей было две пары; обе пары двойники. Одну пару звали Права да Лева Рука, другую – Права да Лева Нога. Дочерей была одна пара, тоже близнецы. Одну дочь звали Правый Глаз, другую Левый Глаз. Одну невестку звали Зуб, другую Рот, третьей имя Право Ухо, четвертой – Лево Ухо.
Однажды в этой семье произошел разлад: друг друга не стали слушать, постоянно ссорились. Права Рука говорила: «Доколе я буду на вас работать? Довольно, теперь больше не буду работать». Лева Рука сказала: «Доколе я стану помогать вам? Будет, теперь я вам не помощница». Права Нога сказала: «Доколе я буду носить вас? Теперь довольно с меня!» Лева Нога сказала: «И на меня не надейтесь!»Дочь Правый Глаз сказала: «Доколе я буду шить на вас? Не буду больше шить!» Сестра ее Левый Глаз сказала то же: «И я вам не помощница!» Невестка Право Ухо сказала: «Доколе я буду слушать для вас? Довольно, теперь я вам не доносчица!» Невестка Лево Ухо сказала: «И я вам не слуга, чтобы слушать да докладывать вам». Невестка Рот сказала: «Доколе я буду работать на вас? Довольно, теперь не буду для вас ни есть, ни пить». Невестка Зуб сказала: «А я доколе буду молоть для вас? Будет с меня, поработала; теперь не буду жевать вам пищу». Отец Голова сказал: «Я вас учил – вы не слушались меня; теперь не буду больше говорить вам!» Мать Сердце сказала: «Я желала вас примирять, улаживать, научать. Вам это не нравилось; теперь живите как знаете».
Так все перессорились и перестали пещись друг о друге. Глаза закрылись. Руки опустились. Ноги ослабели, не стали носить тело. Уши оглохли. Рот сжался, не стал принимать пищу. Зубы стиснулись, перестали жевать. Голова закружилась. Сердце стало редко биться.
Так прошел день; никто не шевельнулся. Прошел другой – все стали как пьяные. Прошел третий день – словно огонь стал угасать. Через пять дней явились пролежни. К шестому дню все мучились от голода. Делать было нечего. Стали приниматься опять за работу, друг другу помогать. Перестали друг друга попрекать. И опять все зажили в добре и довольстве.
Чему учит эта притча?
Где друг друга не уважают, друг друга не слушают, там явится общее изнеможение, общая скудность и все разбредутся. Где не хотят друг другу помогать, там до смерти будут нуждаться во всем. Где люди слагают свое дело на других, там будут всегда только слезы.
Что было в этой семье, то бывает и в народе. Народ тоже семья. А семья подобна телу. Что в теле голова, то в народе царь; что в груди сердце, то у нас на Руси Святая Церковь; что в теле желудок, то в государстве казна. Что на голове глаза, уши, уста, зубы, то у царя многоразличные власти. Что руки, ноги – то царское воинство и народ-земледелец. Без головы тело – труп; без царя народ, как труп без головы, повалится. Без сердца тело то же, что семья без матери, – сирота. Без Церкви-матери души христианские – горькие сироты: ни одеть, ни согреть их некому.
Не будь для желудка пищи, ноги и руки ослабеют и голова не будет на плечах держаться. Не будь податей для царской казны, все государство ослабеет: не на что будет войско содержать, нечем будет кормить и жаловать судей, правителей и блюстителей порядка. Не будь у царя воинства, некому будет народ от внешних врагов защищать; не будь судей и начальников, некому будет внутри страны правду, строй и порядок охранять. Настанет свобода на гибель народа: тогда кто силен, тот и волен; всякий будет делать, что захочет: сильный – обижать слабого, богатый – отягощать бедного, бедный – обкрадывать богатого; другу друга будут воровать, один у другого отнимать, друг друга обманывать; леса наполнятся разбойниками, дороги испортятся: ни пройти, ни проехать; на улицах – дневной и ночной грабеж и насилие. Не будет ни суда, ни расправы; всякому придется оберегать себя; начнутся междоусобицы; а всякое царство, разделившееся между собой, не устоит.
Бог создал тело и сложил его из многих членов; всякому члену назначено свое дело: одним управлять, заботиться о других, другим – подчиняться и служить другим. Голова управляет, и все члены ей повинуются. Так устроил Господь и государственное тело – народ: Он поставил в нем власть, во главе всего поставил царя. Что Бог на небе, то царь на земле. Бог же повелел и воздавать каждому должное: кому урок – урок, кому дань – дань, кому страх – страх, кому честь – честь (Рим.13:7).
Бога бойся, царя чти (1Пет.2:17). Всякая душа да будет покорна высшим властям... противящийся власти противится Божию установлению (Рим.13:1–2). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч.24:21). Бойся Господа, и почитай священника (Сир.7:33). Пред лицем седого вставай и почитай лице старца (Лев.19:32).