Семейное воспитание как наилучший способ приготовления народа к благотворному пользованию дарованной ему свободой. Слово в день рождения государыни императрицы Марии Феодоровны
Высочайшим манифестом 17 октября 1905 года русскому народу дарована свобода гражданская и свобода духовная. Долго народ наш находился под опекой разных пестунов, подобно тому как младенец охраняется пеленами, отрок и юноша состоит под руководством родителей и надзором воспитателей. Полная свобода даруется человеку тогда, когда он достигает зрелого возраста мужа. Было и у русского народа состояние младенчества – это то время, когда земли у него было много, а порядка на ней не было, и он позвал к себе руководителей в лице варягов-князей.
Потом находился он под игом монгольским, но, созрев и укрепившись, освободился от этого ига.
Затем он состоял под опекой крепостного права, и от него был освобожден царем-освободителем. Это был для него как бы возраст юношества. С Петра Великого начался для него возраст разнообразного ученья, строгого, под угрозой наказания. По мере возрастания своего он освобождался от этих наказаний, унижавших его.
Наконец, теперь дана ему новая свобода личности: свобода совести, свобода слова, свобода союзов.
Он, состоя под законом, призывается теперь к участию в законодательстве. Он может одобрять или не одобрять законодательные предположения, прежде чем они будут утверждены верховною властью монарха. Для того, чтобы русский народ мог во благо себе пользоваться даруемой ему свободою, чтобы эта свобода не привела его к погибели, он должен быть заранее приготовлен к благоразумному пользованию этой свободой.
Как этого достигнуть? – Через правильное воспитание.
Правильным воспитанием мы называем религиозное воспитание, в основу которого полагается страх Божий, не исключая, разумеется, изучений наук, ремесел и искусств.
В наше время редко можно встретить такие семейства, в которых сознавалась бы важность значения воспитания молодого поколения в духе веры и благочестия.
Некоторые родители по неведению, а другие сознательно не дают своим детям религиозного воспитания в раннем их возрасте, отлагая это дело до школьного возраста и возлагая, таким образом, всю надежду свою и весь труд воспитания их детей на школу. И растут дети их иногда без молитвы, без познания Бога, без страха Божия и вообще без доброго воспитания. И зарастает нива их сердец всякого рода тернием пороков. А плодом этого является то, что, прежде чем ребенок научится отличать добро от зла, он избирает злое и отвергает доброе. Дети являются самонравными, непокорными, к страшим непочтительными. И доходит неблаговоспитанность их до того, что сами родители не знают, что с ними делать, как с ними справиться. И ждут не дождутся, когда можно будет отдать их в школу.
Но вот настал и школьный возраст. Вам, родители, является возможность отдать ваше дитя в школу, вашего юношу в соответствующее его возрасту учебное заведение. Можно бы ожидать, что там начнется их религиозное воспитание, ибо там преподается и Закон Божий; там этот предмет стоит даже на первом месте. Но, несмотря на это, учащиеся в этих школах далеко не все выходят добрыми христианами, благовоспитанными юношами; правда, бывает много случаев, что дети, испорченные домашним воспитанием, в школе исправляются: с умножением занятий в них возрастает и благонравие. Но бывает и наоборот. Дитя, получившее дома доброе воспитание, поступив в школу, начинает портиться. В чем причина этого? Причина заключается в условиях школьной жизни. Нередко в одной и той же школе, в одном и том же учебном заведении являются два течения: духовное, или христианское, и светское, или антицерковное.
Начало каждого из этих двух направлений получается в семьях, усиливается тем или другим характером воспитателей и наставников. Получившие в семье доброе воспитание и утвердившиеся там в добрых правилах жизни христианской по переходе в учебное заведение образуют там основу доброго течения, к которому могут примыкать другие, им подобные; а дурно воспитанные дома составляют из себя другое направление, противное первому.
Где в основу воспитания полагается страх Божий, где преподавание и преподаватели проникнуты духом веры и уважения к Церкви, в тех школах преимуществует доброе течение. А где Закон Божий только в уставе занимает первое место, а на деле ему отводят заднее место, где внешние науки занимают господственное положение, там преобладает течение вероотрицательное, антицерковное...
Естественным последствием всего сказанного сейчас бывает то, что благовоспитанные дети и юноши по поступлении в училище примыкают к той части, которая составляет доброе течение, а дурно воспитанные увлекаются тем направлением, которое соответствует их внецерковному воспитанию. Но может случиться и противное тому: благовоспитанный, но неопытный отрок или юноша может подчиниться влиянию дурно воспитанных товарищей и испортиться; напротив, испорченный дома под влиянием школы, в которой преимуществует христианско-воспитательный характер, в среде благовоспитанных товарищей может измениться к лучшему.
Отсюда можно усмотреть, какое важное значение имеет для детей домашнее воспитание. Отсюда и урок для родителей: воспитывайте дома детей в духе благочестия, под влиянием благодатных средств, преподаваемых в Церкви, и под руководством ее пастырей, и на них не окажет вредного влияния и неблагоустроенная школа.
Таково правильное воспитание. Так воспитанные дети, достигнув зрелого возраста, когда начнут самостоятельную жизнь, не будут колебаться всяким ветром учения, как и теперь, в смутное время, есть еще такие дети, которые сохранили свою самостоятельность добрых убеждений и добрые правила жизни благодаря доброму семейному воспитанию.
Еще повторим. Родители, воспитывайте побольше таких добрых детей, чтобы нам иметь счастье видеть новое поколение при новой свободе более счастливым, чем мы, еще не научившиеся пользоваться этой свободой настолько, чтобы извлечь из нее благо для себя и для родины нашей.