Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на воскресные дни. В неделю по Богоявлению
Поучение двадцать второе
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Людие ходящии во тьме, видеша свет великий... седящие во стране и сени смертней, свет возсияет на вы.
О каких это людях говорится, возлюбленные во Христе, что они увидели свет великий? Какие это люди, седящие во стране и сени смертной, осиялись Светом, да и каким Светом? Люди эти - язычники, кланяющиеся идолам. Свет, который воссиял на них, есть свет духовный - Господь Иисус Христос, от Девы Богородицы и от Духа Святаго возсиявший миру и Божественным Светом Своим просветивший души, уверовавшие в Него.
В какой же тьме сидели язычники? В какой стране смертной? Тьма опять здесь разумеется духовная или душевная, тьма неведения Божия и тьма всяких грехов, которые, как сами вы по опыту своему знаете, действительно тьма или тень смертная для души. Страною же смертною называется место, на котором жили язычники. Именно земля Завулонова и Неффалимова за Иорданом на пути приморском к Галилее языческой, где поселился на временное жительство Господь наш Иисус Христос после крещения, поста и искушения в пустыне.
А сияет ли, братия, в нас свет Христов? Для того читано было ныне Евангелие о просвещении язычников светом Христовым, чтобы каждый из нас, называющийся христианином, обратил внимание на самого себя, на свою душу и посмотрел, есть ли в ней свет Христов, свет живой и нелицемерной веры во Христа, надежды на Него и сердечной любви к Нему.
В ком, как не в христианине, сияет свет Христов? Надобно каждому озаботиться приобретением света Христова для души своей. Потому что в великой опасности находится душа этого человека, в котором не сияет свет Христов, он духовно мертвый человек и, если не покаяться, навеки погибнет, потому что, кроме Иисуса нет другого имени под небесем данного в человецех, о Нем же подобает спастися нам. Кроме света Христова, нет другого света для души нашей.
Итак, все возлюбленные во Христе братия и сестры, покайтеся, чтобы покаянием ввести в души свет Христов. Сам Господь в нынешнем Евангелии побуждает нас к этому. Оттоле начал Иисус, - говорится, - проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное! то есть Христово. Видите, как необходимо нам покаяние. Господь с того и проповедь Свою людям начал, чтобы они покаялись. Да, без покаяния нельзя войти в Царство Небесное, нельзя по справедливости и христианином называться без покаяния, и жизнь без покаяния крайне вредит душе нашей.
Душа христианина не кающегося или кающегося неискренне, легко делается добычей диавола, связывается им сетями адскими, не видит покоя душевного, мятется и страдает, находясь в плену различных страстей, и весьма близко к аду приближается, к мукам вечным во тьме кромешной. Вот, братия, как повествуют святые Отцы нашей Православной Церкви о сегодняшнем чтенном Евангелии.
Неделя эта называется «По просвещении», потому что у нас был праздник Крещения Господня. А этот праздник имеет три названия: Крещение, потому что Господь Иисус Христос крестился во Иордане от Иоанна.
Во время крещения Господь Отец словами заявил, что Сей есть Сын Мой возлюбленный, а Дух Святый явился в виде голубине, ибо было сказано: На кого сойдет Дух Святый, Тот и есть Сын Человеческий.
Богоявление, потому что Господь явил Себя в трех Лицах: Отец, Сын и Дух Святый.
А Просвещением еще называется этот праздник великий потому, что Господь после крещения, как мы слышали из Евангелия, стал особо просвещать всех нас для того, чтобы привести к христианскому вероучению. Вот сегодняшний день и называется «Неделя по просвещении».
Возлюбленные, здесь так ясно и назидательно нам сказано: можем ли мы называться христианами, если мы не просветились Христовой верой и не имеем нужды в покаянии? Действительно, нужно прибегать к покаянию! Но здесь опять оговариваются святые Отцы, что если мы не каемся или каемся не истинно, не искренно, то мы, оказывается, ложно каемся, и такое покаяние не очищает нашу душу и она находится в плену у вражьей силы.
Что ж это такое - покаяние не истинное, не искреннее? А это, возлюбленные, покаяние, когда оно не имеет смирения и кротости. Сам Господь сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.
Когда мы истинно, искренно каемся, тогда мы получаем очищение от грехов и получаем покой души своей. Но как же искренно каяться? А вот, возлюбленные, пример нам, как надо прибегать к Божией Матери; Она всегда поможет нам в этом.
Один пустынник, - а вы знаете, что схимники и пустынники думают о спасении всего человечества, - молился, каялся и в особенности прибегал к Божией Матери. Враг рода человеческого хотел смутить этого пустынника, поэтому самый лютый демон пришел в пустыню для того, чтобы погубить душу пустынника, отвратить его от смирения и кротости. Что же он задумал? Пустынник имел землянку и в этой землянке небольшая была скамейка, на которой он от трудов больших иногда отдыхал. И вот этот самый пустынник, утрудившись вне келии, приходит в келию и... что же он видит? Он видит демона в явном виде, который лежит на его скамейке.
Демон думал, что вот он сейчас приведет в гнев и раздражение пустынника и тот начнет делать всякие приемы для того, чтобы удалить его из келии. Но пустынник знает, что побеждать злую силу надо кротостью и смирением, поэтому он обращается к этому мерзкому демону со смирением и кротостью и говорит:
- Ну вот, ты тоже, наверно, очень много потрудился и устал? Отдыхай, отдыхай! а я уж полезу под лавочку.
Сотворил крестное знамение и говорит:
- Пресвятая Богородице, помогай нам! И полез под скамейку.
В это время злая сила, демон, вскочил и, как ветер, со словами «ты меня победил кротостью и смирением» удалился из келии.
Вот нам пример, как можно побеждать злую силу кротостью и смирением. Но вы скажете: «Да, это доступно таким великим подвижникам, как пустынник, а что нам делать в миру? Мы все время находимся в больших соблазнах».
Так вот, возлюбленные, второй пример. Одна благочестивая вдовица попадает в нечестивое общество. А говорят: «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и эта благочестивая вдовица начала впитывать в себя ужасные привычки страстей. Но одна родственница, ее тетушка узнала о бедственном положении этой вдовицы и специально приехала для того, чтобы побеседовать с ней. Помолилась она Божией Матери, чтобы Матерь Божия помогла отвратить вдовицу от нечестия. И что же? В беседе коснулась благодать Божия этой вдовицы и она говорит:
- Что же мне теперь делать? Уж очень много я грешила. Теперь надо очень долго каяться.
А родственница успокаивает ее и говорит:
- Я читала в «житии святых», как один святой говорит, что если истинно, искренно каяться, то не надо много, потому что на вопрос сколько надо каяться - год? Он сказал: много. - Полгода? - тоже сказал: много. А сколько? - Достаточно истинно, искренно покаяться, отказавшись от своего нечестивого пути, хотя бы трое суток.
Умилилась вдовица и наложила на себя подвиг. Трое суток она каялась истинно, искренно. И вот во сне она видит: должен совершиться над ней суд за ее нечестивую жизнь. Затрепетала бедная вдовица и заплакала: чувствует, бедная, великую скорбь от своих грехов. Но вот приближается к ней Ангел и говорит:
- Хорошо, что ты страшишься, но не отчаивайся, потому что есть полная надежда на то, что Господь тебя не оставит. Он проведет тебя в Царство Небесное.
Вдовица спрашивает Ангела:
- А почему ты думаешь так?
- Я думаю так потому, что ты призывала на помощь Божию Матерь, и вот Божия Матерь сейчас приближается к Престолу Господа Иисуса Христа. А раз только Матерь Божия приближается к Престолу Господа Иисуса Христа, это полная надежда на то, что Господь Иисус Христос не оставит тебя, очистит от грехов и ты попадешь в Царство Небесное.
Посмотрела вдовица и видит - действительно Матерь Божия приближается к Престолу и говорит:
- Сыне и Боже Мой! Эта вдовица почтила Мое имя и просит Моей помощи. Прости ей грехи и не лиши ее Царствия Небеснаго.
Господь отвечает ей:
- Мати Моя! Какой бы великий грешник ни был, если он чтит Твое имя и призывает Тебя на помощь, и Ты ходатайствуешь за грешника, Я не оставлю этого грешника, прощу ему грехи и введу его в Царство Небесное. И эту вдовицу Я введу в Царство Небесное для вечной радости, для вечного счастья.
Проснулась вдовица, заплакала от радости и сказала:
- Поистине Матерь Божия является для нас верным путеводителем в Царствие Небесное!
Вот, возлюбленные, нам назидание в неделю «По просвещении».
Что же остается сказать? Слава Богу! Вы пришли сюда в храм помолиться. Помолитесь горячо Господу, Божией Матери и старайтесь истинно, искренно покаяться в грехах своих. Вот приближается Великий пост. Уже следующая неделя будет неделя «О мытаре и фарисее», а потом приблизится какой еще день? Прощеное воскресенье и Великий пост. Великий пост - это дни покаяния, это дни очищения нашей души. Помоги нам, Господи, в эти дни очиститься истинным покаянием, и нас не лишит Господь Царства Небесного! Аминь.
Источник: Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.171-175.