Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. Во вторую неделю Великого поста

Поучение шестьдесят восьмое

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Православная Церковь, возлюбленные братия и сестры, празднует память святого Григория Паламы.

Святой Григорий был родом из Константинополя, родители его были люди благочестивые и знатные. Когда Григорию исполнилось 20 лет и умер его отец, он пожелал пойти в монастырь. Мать его, видя такое благочестивое намерение своего сына, и сама пожелала вступить в монастырь. Григорий ушел на святую гору Афон и подвизался там под руководством одного великого старца. Постом, молитвой и богомыслием он достиг великой благодати, так что творил чудеса, исцелял больных и возвращал благодать тем, кто ее потерял. Подвиг святого Григория Паламы называется созерцательным.

Впоследствии нашлись такие люди, которые стали осуждать созерцательное богомыслие Афонских старцев и даже считали это ересью и делом не нужным. Но святой Григорий стал на защиту богомысленного созерцания, то есть непрестанной духовной молитвы, своими трудами много принес пользы Православной Церкви. Он доказал, что богомысленный труд приносит великую пользу не только одному человеку, но и всему обществу, потому что дает благодатную жизнь всем людям.

Так же бывает и в гражданской жизни, например, в области музыки; какой-нибудь даровитый человек долго в себе носит идею - неделю, месяцы, годы, чтобы создать произведение на пользу общества. Так точно бывает и в духовной жизни.

У нас, в обители, также многие занимаются богомысленным созерцанием, упражняются Иисусовой молитвой и другими молитвами, и через это получают благодать Божию.

Бывает, что человек теряет близкого человека или какие-нибудь ценности и через это очень скорбит, плачет, ему жаль потерянного, он его не может вернуть. Но гораздо страшнее, хуже всех потерь, это потеря благодати Божией, ее очень трудно вернуть, но все же возможно через духовный труд: пост, молитву, бдение, сердечное сокрушение со слезами.

Для этого и установлен Великий пост, чтобы нам потрудиться, поплакать о своей потерянной благодати, как плакали евреи, когда потеряли благодать Божию. Они далеко удалились от Бога за свои грехи на чужую землю и скорбели о своей родной земле, о своем храме. Об этом свидетельствует трогательное песнопение «На реках Вавилонских», которое поется еще до Великого поста и в пост.

Все великопостное богослужение печальное, скорбное. Песнопения, чтения, одежды священнослужителей - печальные; малое освещение в храме, врата Царские больше закрыты - все это говорит о нашем удалении от Бога, от благодати Божией. Только в субботу и воскресенье священники одеваются в светлые ризы.

Так как мы удалились от Бога, потеряли благодать Божию, то нам за пост нужно ее вернуть; для этого нужно потрудиться; воздержаться от объядения, многопития, осуждения.

Все мы спасаемся и в монастырях и в миру, потому что у каждого есть свои подвиги и в зависимости от подвига дается и благодать от Бога, только не нужно отступать от своего подвига, надо быть постоянным в его несении и терпении.

Есть замечательный рассказ, приведенный в житии святого Григория Паламы, в котором говорится, что два брата из одной семьи, после смерти родителей, возжелали посвятить свою жизнь служению Богу и людям, но пути их жизни разошлись. Взяв каждый свою часть богатства, они распределили ее по-разному: один все раздал бедным, а сам стал в монастыре заниматься созерцательным трудом - молился и благодарил Бога. Другой же брат свою часть богатства употребил на богадельню, на странников и на храм и трудился в этом направлении. Когда они умерли, то многие думали: кто из них выше у Бога? Святый Палама наложил пост и стал молиться. Тогда Господь открыл, что они оба находятся в одинаковой чести на лоне Авраамовом.

Антония Великого Господь призвал к созерцательному богомыслию, и он ушел в пустыню, где и трудился очень долго подвигами поста и молитвы.

Святитель Николай Чудотворец тоже хотел жить в монастыре, но Господь призвал его идти в народ, и для народа он много потрудился делами милосердия.

Из этого видно, что пути спасения разные. Кто как может, тот так и спасается, и каждому Господь дает Свою благодать.

Что такое благодать Божия?

Во времена преподобного Серафима Саровского жил один благочестивый человек, Мотовилов. Он много помогал Саровской обители. Преподобный Серафим его очень уважал и часто беседовал с ним. Мотовилов очень интересовался, что такое благодать? Он спрашивал об этом у многих ученых, богословов, но никто не мог дать ему ясного ответа. Однажды он пошел к преподобному Серафиму Саровскому в пустыньку. Была уже холодная зима. Преподобный Серафим его встретил словами:

-  Радость моя! Ты все ходишь и спрашиваешь у ученых людей, что такое благодать Божия, но они тебе не могут объяснить. А я необразованный, убогий Серафим, поэтому у меня ты спросить стесняешься. Вот, я тебе объясню, что такое благодать Божия!

Он воздел руки к небу и просил Бога дать Мотовилову почувствовать благодать Божию, потом спросил у него:

-  Что ты чувствуешь? Тот ему ответил:

-  Я чувствую, что мне очень тепло, и я хотел бы снять с себя тулуп.

Это в такой-то сильный мороз!.. Потом, немного спустя, он опять спросил у Мотовилова, что он чувствует? Тот ему ответил:

-  Я чувствую необыкновенное благоухание и приятный аромат цветов.

-  А что ты чувствуешь теперь? - спросил преподобный.

-  Я чувствую необыкновенную любовь, радость, мир и хотел бы обнять всех и поделиться своей радостью со всеми.

Мотовилов видел, как лицо преподобного сияло, и он сам сподобился этого сияния по молитвам старца.

Вот и мы постараемся «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити», чтобы получить благодать Божию, духовное обновление всей природы своей, и в духовной радости встретить Святое Христово Воскресение и внести эту радость, этот мир в свои дома, в общество, в свои занятия. Аминь. 

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.341-344



Проповеди на праздники:

Наверх